Отрывок из книги Михаила Логинова «История, или как узнать правду из того, что верно лишь наполовину»
Бывает, школьники не любят уроки истории. Впрочем, и в давние времена, когда школы назывались гимназиями и училищами, этот предмет не особенно любили. Почему?
Представьте гимназию 150 лет назад. Учитель рассказывает о средневековом германском короле Генрихе I Птицелове.
— В 920 году Генрих I совершил поход в Баварию. В 926 году Генрих I воевал с венграми и потерпел поражение. В 928 году Генрих I совершил поход на полабских славян. В 932 году… Ты хочешь что-то спросить, Попов?
— Владимир Иванович, а почему Генриха I прозвали Птицеловом? Каких птиц он ловил и зачем?
— Попов, дубина стоеросовая! Ты должен слушать учителя, а не о птичках думать! Выгонят тебя из гимназии, станешь дворником и будешь ловить воробьёв сколько захочешь!
— Владимир Иванович, я только чижиков ловлю и малиновок.
— Ещё и споришь, болван! Останешься на два часа после занятий! Вот я папаше записку-то отправлю, чтобы узнал, как ты ворон считаешь на моих уроках!
А ведь учитель мог бы рассказать Попову, что Генриха I прозвали Птицеловом, потому что однажды, когда он ещё был герцогом и ловил птиц в лесу, к нему приехала торжественная делегация и сообщила, что Генрих поднялся на новый уровень власти — его избрали королём. Тут же, в лесу, вручили корону.
Каких же птиц ловил король Генрих I? Скорее всего, тех же, что и Попов. Чижиков, дроздов, соловьёв — певчих птиц. И цель была такая же — посадить в клетку и слушать.
И в эпоху короля Генриха, и во времена гимназиста Попова люди держали птиц дома ради птичьего пения. Например, захотелось королю, как сказали бы сейчас, послушать фоновую музыку для психологической релаксации. Но в одиночестве. Значит, ему нужен не менестрель с лютней, а клетка на подоконнике, в которой поёт малиновка или зяблик. Но почему он ловил птичек сам, а не покупал у профессиональных птицеловов? Хотел отдохнуть в лесу от государственных дел. Может, так и сказал придворным: «Всё, вы мне надоели, ухожу в лес ловить птиц. Разрешаю меня побеспокоить, только если изберут королём».
А ещё учитель мог бы рассказать гимназистам не только о том, зачем Генрих ловил птиц, но и о том, как жили люди в ту эпоху. О том, какие песни сочиняли тысячу лет назад, что в Средние века готовили на обед, какую одежду шили портные, как люди молились, влюблялись, как и чему учились дети, во что они играли. Какие у людей были привычки, чем жители того времени отличались от нас, а чем мы похожи на них.
Но Владимир Иванович только заставлял запоминать имена королей и герцогов, а также даты их правления и войн, которые они начинали. Поэтому для большинства школьников история была наукой о том, как какой-то король пошёл войной на какого-то князя, потом женился, потом основал город, потом начал ещё одну войну, потом…
Что было потом, несчастный Попов забыл — стало скучно. Получил двойку, еле-еле окончил гимназию. И раз и навсегда решил, что певчие птицы гораздо интереснее истории. Они ведь живые, поют, а короли и герцоги из учебников истории давно умерли. И если Попов и получил высшее образование, то интересовался только точными и естественными науками.
На самом деле история — самая интересная и важная наука. Только она способна объяснить, как появились другие науки — биология, математика, химия, геометрия, физика. Как родились искусство и спорт. Откуда взялись наши традиции и привычки, как сформировалось современное общество. Голоса людей прошлого могут звучать так же ясно, как весеннее пение жаворонка. Они могут рассказать нам много важного о нас самих. Уберечь от ошибок. А самое интересное в истории — события недавнего прошлого. Как, например, то, что случилось с 5-м «А», когда он поехал смотреть зубров.
Подробности этих событий вы найдёте в книге Михаила Логинова «История, или как узнать правду из того, что верно лишь наполовину». Это не учебник, и не просто интересный рассказ. С одной стороны, автор рассказывает, для чего нужна история, как и почему родилась эта наука, как она развивалась и стала современной. С другой стороны, читатель может с интересом следить за перипетиями, происходящими с 5-м «А» классом, а заодно выяснить, как блогеры влияют на историю и всему ли нужно верить в их рассказах!