Найти тему

Почему не любят историю, или про Генриха Птицелова

Отрывок из книги Михаила Логинова «История, или как узнать правду из того, что верно лишь наполовину»

Бывает, школьники не любят уроки истории. Впрочем, и в давние времена, когда школы назывались гимназиями и училищами, этот предмет не особенно любили. Почему?

Представьте гимназию 150 лет назад. Учитель рассказывает о средневековом германском короле Генрихе I Птицелове.

— В 920 году Генрих I совершил поход в Баварию. В 926 году Генрих I воевал с венграми и потерпел поражение. В 928 году Генрих I совершил поход на полабских славян. В 932 году… Ты хочешь что-то спросить, Попов?

— Владимир Иванович, а почему Генриха I прозвали Птицеловом? Каких птиц он ловил и зачем?

— Попов, дубина стоеросовая! Ты должен слушать учителя, а не о птичках думать! Выгонят тебя из гимназии, станешь дворником и будешь ловить воробьёв сколько захочешь!

— Владимир Иванович, я только чижиков ловлю и малиновок.

— Ещё и споришь, болван! Останешься на два часа после занятий! Вот я папаше записку-то отправлю, чтобы узнал, как ты ворон считаешь на моих уроках!

-2

А ведь учитель мог бы рассказать Попову, что Генриха I прозвали Птицеловом, потому что однажды, когда он ещё был герцогом и ловил птиц в лесу, к нему приехала торжественная делегация и сообщила, что Генрих поднялся на новый уровень власти — его избрали королём. Тут же, в лесу, вручили корону.

Каких же птиц ловил король Генрих I? Скорее всего, тех же, что и Попов. Чижиков, дроздов, соловьёв — певчих птиц. И цель была такая же — посадить в клетку и слушать.

И в эпоху короля Генриха, и во времена гимназиста Попова люди держали птиц дома ради птичьего пения. Например, захотелось королю, как сказали бы сейчас, послушать фоновую музыку для психологической релаксации. Но в одиночестве. Значит, ему нужен не менестрель с лютней, а клетка на подоконнике, в которой поёт малиновка или зяблик. Но почему он ловил птичек сам, а не покупал у профессиональных птицеловов? Хотел отдохнуть в лесу от государственных дел. Может, так и сказал придворным: «Всё, вы мне надоели, ухожу в лес ловить птиц. Разрешаю меня побеспокоить, только если изберут королём».

-3

А ещё учитель мог бы рассказать гимназистам не только о том, зачем Генрих ловил птиц, но и о том, как жили люди в ту эпоху. О том, какие песни сочиняли тысячу лет назад, что в Средние века готовили на обед, какую одежду шили портные, как люди молились, влюблялись, как и чему учились дети, во что они играли. Какие у людей были привычки, чем жители того времени отличались от нас, а чем мы похожи на них.

Но Владимир Иванович только заставлял запоминать имена королей и герцогов, а также даты их правления и войн, которые они начинали. Поэтому для большинства школьников история была наукой о том, как какой-то король пошёл войной на какого-то князя, потом женился, потом основал город, потом начал ещё одну войну, потом…

Что было потом, несчастный Попов забыл — стало скучно. Получил двойку, еле-еле окончил гимназию. И раз и навсегда решил, что певчие птицы гораздо интереснее истории. Они ведь живые, поют, а короли и герцоги из учебников истории давно умерли. И если Попов и получил высшее образование, то интересовался только точными и естественными науками.

-4

На самом деле история — самая интересная и важная наука. Только она способна объяснить, как появились другие науки — биология, математика, химия, геометрия, физика. Как родились искусство и спорт. Откуда взялись наши традиции и привычки, как сформировалось современное общество. Голоса людей прошлого могут звучать так же ясно, как весеннее пение жаворонка. Они могут рассказать нам много важного о нас самих. Уберечь от ошибок. А самое интересное в истории — события недавнего прошлого. Как, например, то, что случилось с 5-м «А», когда он поехал смотреть зубров.

-5

Подробности этих событий вы найдёте в книге Михаила Логинова «История, или как узнать правду из того, что верно лишь наполовину». Это не учебник, и не просто интересный рассказ. С одной стороны, автор рассказывает, для чего нужна история, как и почему родилась эта наука, как она развивалась и стала современной. С другой стороны, читатель может с интересом следить за перипетиями, происходящими с 5-м «А» классом, а заодно выяснить, как блогеры влияют на историю и всему ли нужно верить в их рассказах!

-6