Эстонец Евгений Кулик никогда не мечтал связать свою работу с морем, однако после череды обстоятельств в попытках найти достойный заработок и интересную работу, молодой человек поступил в морскую академию. Сейчас за его плечами есть удивительный опыт плавательной практики и огромные цели на будущее. Он рассказал о том, почему мечтал быть пилотом, а стал штурманом, как и где оказался на практике, с какими трудностями столкнулся во время первого рейса, рассказал о приятных моментах и дружной команде, о рыбалке в Исландии, простое в сухом доке в Таллине, зарплатах кадетов и о том, как их можно увеличить, а также поделился планами на будущее.
Мечтал попасть в авиацию, а попал в море
— Родом я из Эстонии, из города Маарду. Город находится буквально в 10-15 км от эстонской столицы – Таллина. По первому образованию я повар. Я окончил Таллинское поварское училище. Это было в 2018 году. Но так получилось, что на сегодняшний день я оказался в морской профессии (улыбается). Путь мой был очень интересным потому, что на последнем курсе поварского училища я влюбился в авиацию.
Я впервые в жизни полетел в отпуск на Тенерифе (самый крупный остров из архипелага Канарских островов). Это был для меня такой значительный отпуск потому как я впервые полетал на самолёте и влюбился во всю эту атмосферу аэропортов.
После окончания поварского училища я ещё продолжал работать на кухне в течение полугода, но уже не любил эту работу. Я хотел кардинально сменить изменить свою жизнь, вспомнил, как меня привлекла авиация и стал «копать» под неё. Я начал понимать, что сфера авиации обойдётся очень дорого. На тот момент я не мог бы потянуть это, поэтому я стал искать альтернативные варианты.
Рассматривал вариант пойти отучиться на бортпроводника. Меня даже приняли на учёбу в «АirBaltic», но из-за коронавируса закрылись границы, и моя учёба «накрылась». Соответственно, в индустрию авиации я так и не попал. И когда я в очередной раз думал, что мне делать, я случайным образом вспомнил, что мой дядя – капитан судна. Я стал задумываться о морской индустрии.
Плюс на тот момент, я параллельно подрабатывал в такси и как-то подвозил одного моряка. Мы разговорились о его профессии и в итоге я подумал, а почему бы и мне не попробовать себя в этой сфере. Хотя изначально я даже не думал, что окажусь в морской индустрии.
Первая практика на контейнеровозе и первые впечатления
Евгений выписал для себя основные критерии новой работы: движение по миру, высокие зарплаты и управление транспортом. Поступив в морскую академию, он нашёл альтернативу пилоту в виде профессии штурмана. В мае 2023 года он впервые попал на судно – контейнеровоз. Его приняли на судно с лёгкостью, и 23 мая он приступил к работе кадетом.
Первое впечатление от работы на судне было положительным. Евгений понимал, что впереди много работы, но ему понравилась команда, большинство которой были русскоязычными. Он оценил командную работу и дружественную атмосферу, несмотря на сложные отношения с боцманом.
Впервые на судно я попал в мае 2023 года. Это был контейнеровоз. Я искал место для практики. У меня было одно предложение от другой фирмы, но мне оно не понравилось. Меня не устраивал ни регион плавания, ни само судно. Поэтому в последний момент я позвонил в одну фирму, в которую даже не думал звонить, но на удивление, у них нашлось в буквальном смысле слова последнее место на контейнеровозе. Меня всё устроило и 23 мая я сел на судно.
Одним из самых запоминающихся моментов для Евгения стала рыбалка в Исландии, где он поймал большую рыбу. Негативный опыт связан с боцманом, который был некомпетентен и приходил на работу в нетрезвом состоянии, что однажды привело к опасной ситуации. В итоге боцмана списали с судна.
Первое ощущение на судне было достаточно интересным. Я понимал, что придётся много и тяжело работать. Многое на судне понравилось. Было непривычно осознавать, что ещё недавно я лишь думал об этой работе и предпринимал какие-то действия, а тут на тебе, нахожусь на судне.
Я понимал, что моя морская карьера – это лишь вопрос времени и моего усердия и труда. Мне также понравился и экипаж. Он был русскоязычным. Было очень комфортно работать, можно было и пошутить, и посмеяться, и соответственно какого-то языкового барьера особо не было.
Понравилось то, что у нас была командная работа. То есть, была достаточно дружественная атмосфера. А вот смутило немножко отношение боцмана. Он был достаточно тяжёлый человек и с ним пришлось мириться с первых дней. Выбора у меня не было. Нужно было просто перетерпеть.
Плавали в регионах Северного моря, а встали на ремонт в Таллине
— «Морской» болезни у меня не было. Мне самому было интересно, как я с ней справлюсь в случае чего потому, что я не знал склонен я к ней или нет. Я по натуре своей экстремальный человек, поэтому я почему-то сразу был уверен, что меня не будет укачивать в море.
Работа на контейнеровозе была устроена следующим образом. Матросы отвечали за грузовые операции, за погрузку и разгрузку контейнеров, их закрепление, за расставление и многое другое. А кадеты непосредственно вели вахты на трапе. То есть, фиксировали всех приходящих и уходящих и докладывали об этом.
Я пришёл на судно и буквально через 2-3 часа уже заступил на вахту. Кадеты несут вахту в порту 6 через 6 часов. Матросы же работали в порту 4 часа через 8. А если мы находились на переходе, то наш рабочий день был с 8.00 утра до 16.00 дня. Также были перерывы на кофе между работой. Это очень хорошо, так как работа на судне, действительно тяжёлая. Особенно такие работы как удаление ржавчины, покраска, отделка и так далее. То есть, приведение общей поверхности в порядок.
В целом, на судне очень мало времени для отдыха. Также у тебя практически нет выходных. У меня было 93 рабочих дня за первую плав-практику и это было совершенно без выходных. Плавал я в основном в регионах Северного моря. Один раз сплавали до Исландии, а потом пришли в Таллин на ремонт, что было для меня приятным удивлением.
Помню, что я показывал матросам свой город, мы катались на кабриолете, рассекали по улицам, ходили на пляж купаться. Это было прекрасное время. На ремонте у тебя стабильный рабочий день и ты знаешь, что после определённого времени ты свободен и вы можете погулять по городу. А лично я, будучи в родном городе, мог даже заехать домой и погладить свою кошку, которая по мне соскучилась (улыбается).
О рыбалке в Исландии и неприятном случае с боцманом
— Одним из самых запоминающихся случаев для меня стала рыбалка в Исландии. Я всегда мечтал о глубоководной рыбалочке. Когда мы пришли в Исландию, это был мой первый порт, мне удалось порыбачить. Я наловил большой рыбы и мне это прямо безумно запомнилось. Также запомнилась красота исландских гор.
А из негативного на судне, это, наверное, столкновение с некомпетентными людьми на своих позициях. Боцман, о котором я уже упоминал, был некомпетентным и позволял себе приходить в нетрезвом состоянии на очень важные рабочие процессы. Однажды его нетрезвое состояние привело к тому, что могли нанестись очень серьёзные травмы как мне, так и моему коллеге.
Конкретно мне чуть ли не задавило руки тросами. Это был достаточно негативный опыт. Потом в этой ситуации долгое время разбирались вместе с капитаном. В итоге, боцмана списали с судна. Было это за несколько дней до окончания его контракта.
Конечно, есть ещё много чего рассказать. Например, в свободное от работы время с членами экипажа мы любили поиграть в FIFA, устраивали себе турниры (улыбается). Также могли собираться вместе и устраивать просмотр кино или сериала. Это было равнозначно тому, чтобы пойти в кино с друзьями.
Увеличил кадетскую зарплату благодаря международной программе
— Про зарплаты экипажа я скажу так, кадеты по миру получают в среднем 500 долларов в месяц. Но это зависит от типа судна. Например, на каких-то газовозах зарплата у всех X2, то есть сразу в два раза выше.
Второй помощник капитана у нас на судне получал, в среднем, 3000 евро. Матросы у нас получали по 2000-2100 евро. Но опять же, я работал кадетом, я просто слышал об этом. Вообще, зарплата кадета в 500 долларов не очень мотивирует на работу, поэтому мне удалось оформить мою практику как международную через программу «Эразмус+» (некоммерческая программа Европейского союза по обмену студентами и преподавателями между университетами). Программа позволила мне получать ещё на 750 евро в месяц больше.
Конечно же, по окончании учёбы, я собираюсь работать в море потому, что это то, к чему я стремился последние лет пять. Я пытался вылезти из рутины неприятных скучных будней, работы по графику 5 через 2. Поэтому я выбрал работу, когда ты каждый день работаешь, но хотя бы делаешь то, что тебе интересно (улыбается).
«Мечтаю попасть на газовоз или круизное судно и коплю деньги на лицензию пилота»
— Также я не забываю и о своей мечте стать пилотом. В море зарплаты очень высокие и я уверен, что они позволят мне накопить на такую искреннюю мечту, как стать пилотом.
Учёба на пилота стоит порядка 80 тысяч евро, но можно получить лицензию частного пилота и летать, не выручая деньги за полёты, а для удовольствия. Стоит это примерно 15 тысяч евро. Надеюсь, что мне удастся это сделать.
А касаемо морской карьеры, хочу вырасти как можно больше в должности. За первую плав-практику я получил безумный опыт, но для дальнейшего развития я меняю тип судна и мечтаю попасть на LNG-газовозы (газовозы для сжиженного природного газа) или суда круизного направления, так как места там гораздо престижнее, а зарплаты выше.
Планы на будущее
Евгений намерен продолжать работать в море и стремится достичь должности старшего механика. Он мечтает попасть на LNG-газовозы или круизные суда, где зарплаты выше и работа интереснее. Также он не забывает о своей мечте стать пилотом и планирует накопить деньги на лицензию частного пилота, чтобы летать для удовольствия.
Евгений продолжает развиваться в морской карьере и стремится к новым высотам, надеясь, что морская профессия позволит ему осуществить свои мечты.