Найти тему

Как в Петрограде появился новый тип «демократического» и «пролетарского» театра?

Один из таких коллективов, под названием «Народный драматический театр солдат запасного электротехнического батальона», появился весной 1917 года на Крестовском острове. Кстати, солдатом этого батальона был будущий поэт Всеволод Рождественский, в январе 1917 года получивший звание прапорщика инженерных войск.

Труппа наполовину состояла из мобилизованных на военную службу артистов петроградских театров, наполовину — из любителей. В тот период театральная комиссия при исполкоме Петросовета организовала еще два подобных коллектива — в 1‑м пехотном запасном полку на Охте и в IV батальоне 1‑го пехотного запасного полка на Пороховых.

«Соединенные усилия офицеров и солдат придали запущенному саду и летнему театру (на Крестовском острове. — Ред.) приличный вид, а 21‑го мая труппа батальона… дебютировала в драме, — указывалось в «Обозрении театров». — Эта пьеса сменяется для сегодняшнего спектакля комедией Островского «На бойком месте». Далее намечены к постановке «На дне» и «Мужики», бесплатные спектакли для солдат чередуются с платными, по общедоступным ценам для штатских зрителей».

Спектакли сопровождались просветительскими докладами — о значении народного театра, об искусстве.

«Публика с захватывающим интересом следит за перипетиями несложной драмы и своими одоб­рительными и меткими репликами с места устанавливает живую связь с актерами, столь приятную для последних, — говорилось в том же «Обозрении театров». — Режиссерская часть стоит на высоте, силы подобраны толковые, репертуар хороший».

Одна беда: добираться до Крестовского острова было крайне неудобно. Движение конки прекращалось в восемь часов вечера, а извозчики, лишь заслышав про Крестовский, сразу же отказывались туда ехать…

И тем не менее театр пользовался успехом. «Спектакли в театре запасного электротехнического батальона на Крестовском острове привлекают все больший интерес аудитории. В воскресенье давали «На дне». Пьеса была дружно разыграна и слушалась с редким вниманием», — сообщалось в «Обозрении театров» в августе 1917‑го.

3 сентября того же года коллектив завершил свой сезон. Организатор театра актер Александр Федорович Городецкий рассказал о том, что за лето театр осущест­вил 22 постановки — главным образом произведений Островского, Горького и Невежина. Сбор с одного из спектаклей пошел в пользу нужд «солдаток Петроградского района», еще двух — в фонд ­Крестьянского союза, остальная сумма (3500 руб.) поступила на «культурно-просветительные цели батальона».