С уходом большинства европейских автомобильных брендов и снижением объемов параллельного импорта российский рынок вовсе не опустел, так как на него выходят новые игроки. Одним из них стал бренд Xcite, сборка кроссоверов которого организована на ООО «Автозавод Санкт-Петербург». Мы отправились на предприятие, чтобы посмотреть, как и в каком количестве сейчас производятся автомобили новой марки, а также узнать, какие планы бренд строит на текущий год.
«Автозавод Санкт-Петербург» осуществляет свою деятельность с 2009 года, в 2024-м предприятию исполнилось 15 лет. Это завод полного производственного цикла, у которого есть все необходимые мощности для выпуска автомобилей классов С, D, SUV и E.
Площадь завода составляет 220 тыс. кв. м, включая открытый склад на 4 тыс. машин. Производственная мощность — более 100 тыс. автомобилей в год. На предприятии трудятся около 1200 человек.
С 2023 года на площадке, в сотрудничестве с восточноазиатскими партнерами, выпускаются машины по технологии крупноузловой сборки. С 2024 года автомобили на заводе производятся под собственным брендом Xcite. Его название образовано от английского глагола to excite, что означает «волновать» или «будоражить». По-русски название произносится как «Иксайт» с ударением на второй слог.
Первенец нового бренда
Первую модель бренда — кроссовер Xcite X-Cross 7 — представили в Петербурге в марте нынешнего года. Габариты автомобиля — 4500 х 1842 х 1702 мм, дорожный просвет составляет 190 мм. Багажник объемом 475 литров увеличивается до 1500 литров в конфигурации со сложенными задними сиденьями.
Такая модель предлагается с 1,5-литровым бензиновым турбомотором (147 л. с. и 210 Нм) в паре с вариатором, который способен передавать максимальный крутящий момент 280 Нм. Максимальная скорость кроссовера — 186 км/ч. Разгон с места до «сотни» занимает 9,8 секунды.
В салоне Xcite X-Cross 7 кожаные сиденья, передние сиденья с электроприводом и обогревом, 7-дюймовая приборная панель, 10,25-дюймовый экран мультимедийной системы с поддержкой Apple CarPlay и Android Auto, сенсорная панель на центральном тоннеле для управления климатической системой, а также многоцветная подсветка и беспроводная зарядка для мобильных устройств.
В базовое оснащение входят шесть подушек безопасности, крепление IsoFix, электропривод двери багажника, бесключевой доступ и дистанционный запуск с ключа, «зимний пакет», спутниковая система ЭРА-ГЛОНАСС. Система ESP объединяет 12 электронных ассистентов, работу которых контролирует четырехъядерный процессор.
Продажи нового кроссовера стартовали в России в конце мая. Модель X-Cross 7 предлагается в двух комплектациях — Enjoy и Techno — по цене от 2 499 000 рублей. Ее можно приобрести в точках продаж Xcite, расположенных на территории большинства дилерских центров Lada.
Особенности производства
Как рассказали «Движку» в пресс-службе предприятия, на текущем этапе проекта на «Автозавод Санкт-Петербург» доставляется полностью окрашенный и частично собранный кузов. При этом большая часть элементов подвески и силового агрегата собирается и устанавливается на автомобили на производственной площадке.
На одном из участков происходит подсборка силового агрегата и установка на подрамник, заправка трансмиссионным маслом и соединение с элементами подвески. Двигатель передвигается по подвесному монорельсовому конвейеру, а столы для сборки передних и задних подвесок перемещаются на автоматическом напольном конвейере. С каждой подвеской одновременно работают два человека — слева и справа.
После сборки автомобиль, заправленный всеми технологическими жидкостями, съезжает с конвейера и своим ходом переезжает на линию инспекции качества.
Специалисты предприятия оценивают соответствие интерьера и экстерьера автомобиля установленным на заводе критериям качества; производится настройка параметров подвески, регулировка света фар, калибровка системы кругового обзора, а также проверяется функционал автомобиля.
На автоматизированном стенде проверяется эффективность тормозной системы, подтверждается герметичность автомобиля и проводится антикоррозионная обработка. После прохождения всех этапов автомобиль передается на дорожный тест.
Планы и перспективы
Производство второй модели бренда Xcite «Автозавод Санкт-Петербург» планирует начать осенью этого года. По словам генерального директора предприятия Ивана Миронова, следующей моделью бренда должен стать полноприводный кроссовер, который будет позиционироваться как автомобиль класса C-SUV.
К 1 июля предприятие планирует выпустить 10 тыс. автомобилей Xcite; в июне было продано порядка 300 таких машин, отметил г-н Миронов. Ранее губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов сообщал журналистам, что в течение 2024 года завод планирует собрать 25 тыс. кроссоверов Xcite X-Cross 7.
Фото: Алина Болдырева / журнал «Движок»