Найти тему

Как художник прожил трагическую жизнь, умер нищим и неизвестным. Все слышали текст песни Миллион алых роз, но не знали, что это о Пиросмани

Простой грузинский художник-самоучка рисовал вывески, плакаты на клеенках за ночлег и еду, работая в Тифлисских кабаках. Он скитался и спал в подвалах. Художник-примитивист, наивный и добрый, на протяжении жизни сохранил чистоту души и детское отношение к жестокому миру. И имя его Нико Пиросмани🌹

Друзья, предлагаю со мной прогуляться по залам Государственного музея искусств Грузии, спасаясь от жары Тбилиси, и насладиться аутентичным и уникальным искусством грузинского художника.

Путешествуя по своей стране, он рисовал жизнь, которую знал и любил. А герои его полотен - это обычные люди, продавцы, дети, животные с милыми человеческими глазами, ведь он видел их только в книгах: олени, жирафы, львы. Кстати, этот момент напоминает мне историю жизни художника Анри Руссо, который так же рисовал диких животных по описанию и картинкам из книг. Оставляйте комментарий, если хотите услышать мою историю о нем!

Работник из Пиросмани получился не очень, мечтательность и даже безответственность мешали его карьере на железной дороге. На полученные с увольнения деньги он занялся торговлей молоком. И именно тогда Пиросмани начал активно писать картины. Первыми были, видимо, вывески для его лавки.

Как Вы думаете, что погружают в поезд? (Поезд в Кахетии, Картон, масло, 76 x 98 см, Художественный музей Грузии, Тбилиси)
Как Вы думаете, что погружают в поезд? (Поезд в Кахетии, Картон, масло, 76 x 98 см, Художественный музей Грузии, Тбилиси)

Но бизнесменом он не стал. В течение 10 лет вел бродячий образ жизни, работая за еду и краски, писал природу, людей, широкие яркие грузинские застолья. Рисовал быстро и мог продать свою работу просто за рюмку водки. Понятно, что материалов у него в запасе не было. Поэтому в качестве основы он использовал стены, доски, жестяные листы, а из его работ позже делали печные трубы! Представляете, у кого-то в доме коптится работа, за которую коллекционеры отдали бы состояние! Чаще всего в ходу были черные трактирные клеенки, поэтому, когда мы смотрит на его работы, то видим, что это не черная краска, а собственный цвет клеенки.

А потом с ним случилась роковая любовь...

Ею стала французская танцовщица и певица Маргарита де Севр, приехавшая с гастролями в Тбилиси. Вот как ее описывает Кирилл Зданевич:

Пиросманашвили встретил женщину, которую полюбил на всю жизнь. Певица и танцовщица из кафешантана, француженка Маргарита, красивая и изящная, поразила воображение Нико. Он не мог прийти в себя от изумления, Марго казалась ему «прекрасным ангелом, спустившимся с неба...

Счастливый художник отдал ей свое сердце и не раздумывая подарил "целое море цветов". Именно об этой истории поется в известной песни Раймонда Паулса на стихи Андрея Вознесенского... А певица, недолго думая убежала из города с богатым ухажером. Через пол века она стояла в Лувре и рыдала над своим портретом кисти Пиросмани.

Сама эта история стала известна благодаря Паустовскому, а потом увековечена в песне "Миллион алых роз", которую в 1983 году впервые спела Алла Пугачева:

Жил-был художник один, домик имел и холсты,
Но он актрису любил, ту, что любила цветы.
Он тогда продал свой дом, продал картины и кров
И на все деньги купил целое море цветов.

Работы Пиросмани настолько искренние и радостные, однако история его жизни трагична. Общество художника не принимало, считая его немного блаженным и сумасшедшим. И в галерее я заметила, что его картины у некоторых людей вызывали недопонимание и негатив. "Да мой ребенок может так же или даже лучше". 😒 Да, он не знал анатомии и техники живописи, но он писал как чувствовал. Его Грузия - особенная, душевная, чувствуется сила народа, культур и традиций. В его картинах есть что-то от архаики византийских икон или средневековых фресок. А образы сказочные, наивные и добрые, будто он создавал их под лунным светом. Он сотворил дух времени, став "пророком" Грузии.

В начале ХХ века люди искали рай на земле, восхищались примитивной жизнью диких племен Африки и Океании, в Париже все восхищались вышеупомянутым примитивистом Анри Руссо, а Пиросмани в это время погибал в подвалах. Он умер в 1918 году от холода и болезни, от него не осталось ни вещей, ни красок. Чтобы не заканчивать статью на грустной ноте, покажу Вам семиметровый стол, который в 2018 году на выставке в Венской Альбертине представил знаменитый японский архитектор Тадао Андо, изготовленный из органического стекла и украшенный сотнями синих роз. Данная работа была посвящена герою сегодняшней статьи Нико Пиросмани.

Всем добра и миллион алых роз!🌹