Найти тему
Ирина Зуй

Опера Штрауса «Саломея» в Большом театре.

«Царевна Саломея – голубка среди голубок» или главный «черный лебедь» библейской (то есть мировой) истории.

Главный триллер мировой оперы – «Саломея» Рихарда Штрауса, свет моих глаз и услада моих чувств (да, это перефразировка Набокова). По идее, я должна была завтра вылететь в Петербург и во вторник слушать «Саломею» в Мариинке с ВАГ за пультом и Еленой Стихиной в заглавной партии, но по сложившейся недоброй традиции полететь не смогла по скоропомощным обстоятельствам, поэтому и купили билеты в БТ на эту самую Саломею (ясен-красен, в никаком составе).

Постановка Клауса Гута в Большом мне нравится, этакий зрелищный хичкоковский экшн с эротическим штраусовским подтекстом с нарастанием напряжения, кульминацией и развязкой, с раскрытием темы эксплуатации несовершеннолетних жестоким взрослым миром, с танцами с серебряными блюдами и семью Саломеями разного возраста в сцене того самого танца.

Безусловно, со времен великолепного дебюта Асмик Григорян в этой партии кого-либо иного слушать очень сложно.

Партия Саломеи подразумевает не просто мощного вокала певицы, она прямо-таки обязывает легко перекидывать голос через штраусовский оркестр, громыхающий всеми медными и духовыми, раскрывая при этом все сложные нюансы роли, но и проявлять гибкость голоса, легко забираться на самый верх (не взирая на все старания группы медных).  

Евгения Муравьева, артистка молодежной оперной программы Большого, фактически отсутствовала на сцене. Саломеи просто не было, и обсуждать этот «вокал» бессмысленно, скорее, есть вопросики к менеджерам, позволившим ей выступить в этой партии.

Понравился Михаил Агафонов в партии Ирода, как и Александр Краснов в партии Иоканаана, но эти работы скорее не раздражали, о серьезном успехе говорить, конечно, не приходится.

Оркестр под управлением маэстро Жульена Салемкура (Сотрудничал с маэстро Даниэлем Баренбоймом, Эдвардом Саидом и музыкантами молодёжного оркестра «Западно-восточный диван», участвовал в музыкально-образовательном проекте на Западном берегу и в Газе, в БТ дебютировал в 2023 г. в Севильском цирюльнике) вызвал недоумение, но хотя бы не раздражение, и на том спасибо. Маэстро старался нагнать страха и ужаса, но партитура Саломеи не про страх, она про мироустройство, Штраус препарирует главный вопрос христианской истории, с которого, собственно, все и началось, он вполне по-достоевски исследует любимые русские вопросы «А что заставило?», «Тварь или право имею?», «Кто виноват?», «А можно ли было избежать?», «А как же Ирод?».

Естественно, под такую музыку лезли в голову булгаковские и евангельские аналогии сюжета с темой предательства, спасения, истинного блага и прописной истиной о том, что любое зло всегда попущено Господом, ибо Дьявол лишен креативности, а может только искажать идеи Господа, тем самым всегда косвенно служа самому Господу.

 Оркестр БТ находится в плохой форме, музыканты (а главное, маэстро) не понимают и не хотят понимать дымную тягучую сладострастность этой музыки, то, что ее нельзя играть просто громко, без завязки, кульминации и финала с криком Ирода «Убейте эту женщину». Не имеет права оркестр одинаково играть «Как прекрасна царевна Саломея сегодня ночью» и арию Нарработа и финал, в котором Саломея врывается в темницу Иоканаана и целует его отрубленную голову.

Оркестровое соло в Танце семи покрывал прозвучало неплохо – к слову, маэстро Туган Сохиев в бытность до войны играл эту часть партитуры не лучше.

Меня расстроило отсутствие остроты в оркестровой трактовке, истинной драмы, простоты и стильности в деталях (желание создать пышную оркестровку и стиль – немного разные вещи).

Мне близко понимание образа Саломеи как главной Лилит мировой истории, женщины-демона, искушающего всех, и себя в том числе, падшего жертвой не только и не столько своей гордыни, но и насилия окружающих и в конечном итоге послужившего инструментов в руках Господа. Мне хочется думать, что «черный лебедь» и «голубка всех голубок» в принципе две ипостаси одного и того же явления и в любой момент один образ в состоянии перескочить в другой.

Музыкально сегодня эта идея не прозвучала.

Если вам нравятся мои оперные обзоры - подписывайтесь на мой канал!

#Саломея #Штраус #Большой #Лилит