Вот сколько живу, столько не перестаю удивляться, насколько же всё-таки человек странное, удивительное, непредсказуемое и ненасытное существо! И всего-то ему всегда мало, и всего-то ему всегда не хватает. Вот, вроде, и жизнь налажена, и семья, и работа. Ан нет! Подавай ты ему ещё впечатлений и разнообразия. Вот и со мною как-то приключился этот приступ “жизненной жадности”. И ведь не жалею я о нём вот, ну, ни капельки, а даже горжусь и считаю одним из самых ярких и незабываемых. А дело было так...
...Давным-давно, ещё в школьные времена, когда все мало-мальски сознательные подростки начинали озадачиваться своим будущим, а именно кем становиться по жизни и куда для этого поступать, я, как представитель означенной выше категории подрастающих граждан, приняла решение (ну, вернее, оформила в своём мозгу некую “хотелку”) стать ни много-ни мало, а кинооператором! Да причём не простым, а документальным, и снимать натуралистические фильмы про дельфинов и океан. О, как!
И вот подходит к концу 10 класс (в то время в школе учились 10 лет). На дворе 1989 год. Выпускные экзамены сданы. Аттестат получен. Наступает “час Х”, а значит пора принимать судьбоносные решения.
И вот посидела я в тишине, да в одиночестве, порассуждала. Взвесила имеющиеся факты, обстоятельства и возможности, и поняла, что на данный момент я просто не в состоянии кардинально менять свою жизнь и уезжать в другой город для учёбы (институт моей мечты находился в Москве) и, вероятно, дальнейшей жизни. Ну, не могла я после пережитого мною глобального стресса (рассказы “...ГИБЕЛЬ...”) вот так вот взять, и ворваться в новое. И я приняла решение: поступить в ПТУ на специальность “фотограф”, закончить его с отличаем, поработать год, собрать портфолио и вот потом!..
Но “потом” не случилось...
Грянул путч. Началась перестройка и, как следствие, развал страны, что повлекло за собой обрушение экономики, общих устоев и жизни в целом. Деньги в нашей семье стали редкостью, и разговор о моём отъезде и поступлении отошёл на последний план до лучших времён. К тому же, в то время моя сестрица уже родила нашим родителям их первого внука, и все возможные силы и средства были направлены на помощь “нуждающимся” (рассказы "Машенька"). А в 1992 году уже я вышла замуж и через год тоже стала мамой. Таким образом река моей жизни как-то незаметно изменила направление и своим бурным течением затопила все мои юношеские мечты, на долгие годы похоронив их в своих глубинах.
Но жизнь, как и река, никогда не стоит на месте. И вот у меня уже хорошая работа, прекрасная семья и взрослый сын. И тут...
...И тут в нашем городе открывается почти что филиал института моей мечты (ВГИК) - факультет Кино и Телевидения на базе Института Культуры!!! Я дар речи просто потеряла. Детские мечты тут же ожили, и, как Феникс, восстав из пепла, встали передо мной во всей своей красе, застлав моё сознание своими красочными перспективами.
Я была вне себя от счастья - муж и сын в один голос поддержали меня:
- Конечно, поступай!
- Но там дневная форма обучения!..
- Ты справишься!
- Но я же работаю!..
- Ты найдёшь выход - тебе не впервой!
- Но будут нужны деньги!..
- Мы поможем!
...И я начала подготовку...
Для начала нужно было подготовить вступительное портфолио по заданным стандартам: 15-20 фото форматом 24х30 см, обязательно выполненных на 35-миллимитровую ч/б плёнку и столько же форматом 20х30 см, снятых на современную цифровую фотокамеру. Все фото должны были быть оформлены в определённом, желательно едином стиле, и представлять собой полноценный рассказ о способностях и миропонимании автора.
Не буду рассказывать, как я всё это делала — это был сущий ад! Скажу только одно: на изготовление этого портфолио у меня ушло несколько месяцев; порядка 20 ч/б плёнок, каждая из которых на тот момент стоила немалых денег и представляла собою чуть ли настоящий раритет; сотни контрольных отпечатков, форматом 10х15 см., для удобства отбора кадров; десятки фоторабот необходимого формата и бесчисленное количество часов на смысловую компоновку окончательного набора работ. Итого всё это удовольствие встало мне в баснословную для того времени сумму - 10000 руб.! И это была только “плёночная” часть. Цифровой комплект обошёлся, конечно, в разы дешевле, однако семейный бюджет он всё равно изрядно подточил.
Плюс я всех вокруг себя просто замучила, заставляя позировать и принимать участие в постановках - портреты же ведь были нужны! А в выходные мы с мужем ездили за город ловить пейзажи, колесили и ходили по улицам города, ища интересные сюжеты в стиле стрит-фото и репортаж. Даже сын в стороне не остался: мы с ним замутили обалденную фотосессию на железнодорожном мосту через реку!
Но это была лишь “верхушка айсберга” — всё это было для меня знакомо и привычно, так как к тому времени я уже была профессиональным фотографом, и дело своё знала на “пять с плюсом”. Основное испытание ждало меня впереди: нужно было сдать ЕГЭ по русскому языку и билетные экзамены по физике и оптике. А школу-то ведь я закончила в дремучем 1989... А на дворе стоял 2012... Поэтому мои экзаменационные результаты того времени были, мягко говоря, недействительны.
И вот тут началось!.. Благо, что одна из моих одноклассниц на тот момент работала учителем русского языка и литературы в школе. К ней-то я и обратилась.
...Да, мне помогали все, кто на тот момент был в моём окружении. Кто-то по доброте душевной; кто-то из интереса: “Неужели у неё получится? В 40-то лет?!”; а кто-то просто потому, что меня любил...
Месяц... Месяц мои мозги подвергались жесточайшему испытанию выуживания 100 лет тому назад забытых постулатов и правил! Мой мозг кипел. Я прямо-таки физически ощущала, как моё серое вещество шевелится, переворачивается и матерится в поисках засохших и сгнивших школьных правил, которые растворились в подкорке, став её основой. Я плакала, орала, билась головой о матрас и опять, с новой силой и рвением, читала и перечитывала, решала и перерешивала пособие по ЕГЭ по русскому языку, которое так любезно предоставила мне моя одноклассница, взяв на себя добровольно-бесплатную роль моего репетитора. А по вечерам, после всех работ и дел, мы с ней созванивались, и она пересказывала мне некоторые ведущие произведения классической литературы, которые мне могли пригодиться на экзамене, и которые я в силу тех или иных причин не читала или уже забыла. Ну, и конечно же, мне пришлось тогда и самой кое-что прочитать или перечитать - и это всё нужно было сделать всего за месяц!
И, знаете, я всё сдала! И ЕГЭ, и физику, и оптику. И я набрала нужный бал! И портфолио моё было одним из лучших! И пусть всё это было не во ВГИКе, как я мечтала, и пусть опыта и знаний у меня было больше, чем у моих потенциальных одногруппников, а харизма, обаяние и уверенность в себе просто жгли всех и всё вокруг, я горжусь тем, что я тогда сделала. И пусть я обошла всего лишь детей (мой сын тогда уже был старше моих со-поступавших), но вы попробуйте как-нибудь выудить из памяти хоть одну формулировку из детства, причём дословно. Выудить и применить, комментируя и аргументируя так, как это будет необходимо и применимо в том месте и в то время. Поверьте, это сложно. Очень. И это дорогого стоит!
Ну, да я отвлеклась!..
...Первое моё яркое приключение случилось сразу после сдачи всех вступительных.
...Все абитуриенты сидели в коридоре в ожидании результатов. Милые юные детишки - девчонки и мальчишки, вольготно расположившись на полу, устало обсуждали нелепость и бессмысленность экзаменационных вопросов, типа, “кто такой Айвазовский и нафига мне знать, что он делал?” и “что хотел сказать Тарковский сценой полёта гусей в “Андрее Рублёве” и кто вообще этот Андрей и что ему надо?” Я, удобно расположившись по-турецки на каком-то полу-раздолбанном столе и натянув на глаза свою шляпу, тихо подрёмывала и одновременно обалдевала от разговоров будущих режиссёров, сценаристов и операторов.
Так прошёл час.
- Здравствуйте! - услышала я нежный девичий голос.
Я подняла шляпу. На меня, почти впритык, смотрели хитрые молодые девичьи глазки. И ещё одни глазки. И ещё. Вокруг меня стояло несколько девчонок и у каждой в глазах светился неподдельный интерес с оттенком юношеского недоверия.
- Привет, - отозвалась я.
- Я Ксюша, — сказала самая смелая: А Вы кто?
- Алёна. Приятно познакомиться!
- А Вы тоже поступаете? - спросила моя собеседница.
- Да, поступаю.
- А на какую специальность?
- Кинооператор.
- Ого! - воскликнули девушки.
Я гордо улыбнулась. И тут...
- А Вам это зачем надо? Вы ж уже не молодая.
...Такого я точно не ожидала и поэтому слегка замешкалась. Но этого мгновения хватило, чтобы моё нутро тысячу раз взорвалось от мгновенно переполнивших его всевозможных эмоций! Я едва сдержалась, чтобы не ляпнуть чего-нибудь сверхострого и гиперядрёного. (“Не молодая!”... Фигасе поворот! Да, ты сама-то поняла, что сморозила, салага ты бездарная!?! Дрянь ты мелкая!!! Да, куда ж ты сама-то со своим свиным рылом, да в калашный ряд-то прёшь, пакость ты малолетняя!?) Но, взяв себя в руки и вперившись в бедную Ксюшу испепеляющим взглядом, спокойно спросила:
- А тебе самой-то это всё зачем нужно?
Наступила тишина. Через пару минут ступор девочек спал и начался какой-то простой непринуждённый разговор, который, на моё счастье, быстро был прерван громогласным возгласом какого-то препода, приглашавшего всех пройти в определённую аудиторию для оглашения результатов вступительных испытаний.
...В тот день я стала студентом факультета Кино и ТВ по специальности “Кинооператорство” при Казанском Государственном Университете Культуры и Искусств (КГУКиИ).
Продолжение следует...
(ваша Алёна Герасимова, июль 2024 года)