КУТЬЯ—поминальное блюдо славян (преимущественно восточных и южных),каша, сваренная из целых зерен пшеницы или ячменя (реже из других круп — пшена, гречки, в последнее время — из риса), политая медом, медовой сытой (разведенным медом) или подслащенная сахаром. Кутья готовится на поминках по умершему, а также в поминальные дни (Задушки, Задушницы, «Деды») и календарные праздники поминального характера и имеет значение жертвоприношения.
У южных славян кутью варили также на семейно-родовые, личные и сельские общественные праздники,
по некоторым данным кутью варили также на родинах (крестинах), отчего трапезы эти назывались кутейные.
На похоронах и поминках принято подавать кутью (коливо, канун), затем блины, кисель с медом, яичницу и кашу. Белорусы в ночь после осенних
поминок вывешивали из окна полотенце, и на окно для покойников ставили кутью и блины.У сербов сладкую вареную пшеницу с ароматическими травами готовили на похоронах (для умерших детей
варили рис) и на поминках через год после смерти; немного кутьи клали на могилу. У болгар также основным и обязательным блюдом на поминках было вареное зерно
(жито, коливо, куча и под.), которую чаще всего раздавали на кладбище, а саму еду клали на могилу. На поминках в 3, 9, 20, 40 день, в 3, 6, 9 месяц и в 3, 5, 7, 9 год после смерти родные поливали могилу водой и вином, зажигали свечи и раздавали людям кутью и хлеб. Кутью готовили и в календарные поминальные дни. У русских в Родительскую субботу перед Троицей кутью несли на всенощную в церковь (наряду с яйцами и лепешками),ставили к ней горящую свечку, а потом забирали ее домой, где все домашние, прочитав молитву, съедали по три ложки. Кроме того, каждую субботу Великого поста готовили кутью, совершали богослужение и поминали умерших родителей (забайкал.). У украинцев в понедельник Фоминой недели после панихиды за умерших прямо на кладбище ели общий канун, потом
яйца, блины и т. п. Кроме этого, в субботу перед Троицей, Дмитровскую субботу и субботу перед масленицей канун ели дома, предварительно наливая его на стол крест на крест; по окончании обеда остатки кануна оставляли в красном углу. У сербов перед масленицей, перед Духовым днем и перед днем святого Дмитрия готовили задушу, в состав которой входил хлеб, коливо, вино и пек.
др. продукты. Еду оставляли в церковной трапезной, зажигали свечу, а после службы
несли на кладбище. Употребление кутьи имело ритуальный характер и сопровождалось магическими действиями. В Полесье, поев кутьи, облизывали ложки, чтобы скот так лизал друг друга, т. е.
был мирный, не бодался; когда садились есть кутью, снимали все, что висело на вешалках и крючках, чтобы птицы не клевали посевов зерна. В Польше зерна кутьи подбрасывали в потолок, чтобы хлеба выросли высокими. У белорусов хозяин дома с кутьёй и положенным на нее хлебом трижды обходил вокруг дома и
стучал в окна, а на вопрос, кто стучит, отвечал, что это сам Бог. Символическая связь кутьи с богатством, обилием выражена в запрете ставить горшок с кутьёй на голый стол. Следовало положить под него сено или солому, которые после праздника подкладывали в гнездо курам, чтобы они хорошо
высиживали цыплят.