19 июля 1825 года, в день отъезда Анны Петровны Керн из Тригорского, Пушкин передал ей стихотворение "К*", которое является примером высокой поэзии и шедевром пушкинской лирики. Это стихотворение известно всем, кто ценит русскую поэзию. Однако в истории литературы найдется немного произведений, которые вызывали бы столько же вопросов у исследователей, поэтов и читателей. Какая была настоящая женщина, вдохновившая поэта? Что их связывало? Почему именно она стала адресатом этого стихотворного послания?
История отношений Пушкина и Анны Керн очень запутана и противоречива. Несмотря на то, что их связь породила одно из самых известных стихотворений поэта, этот роман трудно назвать судьбоносным для обоих.
20-летний поэт впервые встретился с 19-летней Анной Керн, женой 52-летнего генерала Е. Керна, в 1819 году в Петербурге, в доме президента Петербургской Академии художеств Алексея Оленина. Сидя за ужином недалеко от нее, он старался привлечь ее внимание. Когда Керн садилась в карету, Пушкин вышел на крыльцо и долго смотрел на нее.
Их вторая встреча произошла только через шесть лет. В июне 1825 года, находясь в ссылке в Михайловском, Пушкин часто бывал у родственников в селе Тригорское, где он снова встретил Анну Керн. В своих воспоминаниях она писала: "Мы сидели за обедом и смеялись... вдруг вошел Пушкин с большой толстой палкой в руках. Моя тетушка, рядом с которой я сидела, представила его мне.Он сделал глубокий поклон, но не произнес ни слова: его робость была видна в его движениях. Я тоже не смогла найти что-то сказать ему, и мы не сразу познакомились и заговорили".
Керн пробыла около месяца в Тригорском, встречаясь с Пушкиным почти каждый день. Встреча с Керн после 6-летнего перерыва произвела на него неизгладимое впечатление. В душе поэта произошло "пробуждение" - пробуждение от всех тяжелых переживаний, перенесенных им во время долгого изгнания. Однако влюбленный поэт не смог найти правильного тона, и несмотря на заинтересованность Анны Керн, они не смогли разобраться в своих чувствах.
Утром перед отъездом Анны, Пушкин вручил ей подарок - только что вышедшую первую главу "Евгения Онегина". Между неразрезанными страницами лежал листок с ночным стихотворением.
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Из мемуаров Анны Керн известно, что она попросила у поэта листок с этими стихами. Когда женщина собиралась спрятать его в свою шкатулку, поэт внезапно схватил его из ее рук и долго не хотел отдавать. Керн с трудом вымолила его. «Что тогда прошло в его голове, я не знаю», – написала она в мемуарах. В общем, мы должны быть благодарны Анне Петровне за то, что она сохраняла этот шедевр для русской литературы.
Не будем анализировать, почему любовь Пушкина к Керн оказалась всего лишь «чудным мгновением», о чем он пророчески предсказал в стихах. Была ли в этом виновата сама Анна Петровна, виноват ли поэт или какие-то внешние обстоятельства – вопрос остается открытым для специальных исследований.