Найти тему
Обозреватель.Врн

Максим Коваль: «Сейчас мы с Чипом близкие друзья»

Воронежцу Максиму Ковалю 29 лет. Он мастер спорта международного класса по плаванию, у него высшее образование, диплом с отличием магистра и любимая жена Мария. Кажется, в этой истории все идеально. Если бы не одно «но». В 16 лет Максим полностью потерял зрение.

Первое время ему помогали родные и друзья, а в 2021 году в жизни Максима появился новый друг – собака-поводырь по кличке Чип. И с того момента он каждый день помогает своему хозяину.

Во время беседы с корреспондентом «Обозревателя.Врн» Максим рассказал о своей жизни и истории, а также о Чипе и всех тонкостях содержания собаки-поводыря.

С чего все началось

— Расскажите, когда у вас начались проблемы со зрением?

— Зрение стало ухудшаться в 4 года. Помню, я тогда стал ближе подсаживаться к телевизору, хотя родители мне запрещали. Когда они это заметили, то повели меня к окулисту, где обнаружили сильное снижение зрения. Вообще, по рассказам родителей, изначально думали, что у меня опухоль головного мозга, но, к счастью, МРТ показало, что ее нет.

После обследований я проходил лечение в клинике, где мне делали различные уколы под глаза, физиопроцедуры, но это не помогало. Когда мне исполнилось 11, мы с мамой поехали в Уфу, в клинику, где мне сделали операцию. И зрение действительно улучшилось. Если до операции я видел только первую строчку у окулиста, то после видел уже целых три. Но для поддержания зрения нужно было ездить каждые полгода в эту клинику, а тогда средств на это не было. К шестнадцати годам я практически полностью потерял зрение. Осталось только светоощущение.

— Как бы вы сейчас описали свое зрение?

— Ну скажем так, мне нужен большой контраст, чтобы что-то рассмотреть. Возьмем, к примеру, телевизор. Когда он выключен, он черный. В зависимости от освещения я могу его рассмотреть, но знаете, он как черное размытое пятно на стене. Возможно, я могу еще рассмотреть силуэты, но опять же есть много факторов: освещение и самочувствие. У меня есть перед глазами темные и светлые пятна, и, если взгляд попал в точку, где зрение получше, то еще что-то могу рассмотреть.

— Поговорим о школе, тяжело ли вам было учиться?

В 8 лет я пошел в школу-интернат для незрячих-слабовидящих. Там один класс нагрузки был растянут на два года. Вначале я учился как все дети, зрение еще позволяло. В 3 классе начались проблемы с тем, что я уже перестал видеть нормально и стало сложно читать, тогда меня попытались перевести на Брайль (Шрифт Брайля — рельефно-точечный тактильный шрифт, предназначенный для письма и чтения незрячими и плохо видящим людям – прим. ред.).

Этого моя детская психика не выдержала. Дома были протесты и истерики, так что я проучился на нем, может быть, месяц, и в итоге меня перевели обратно в мой класс. Тогда мне отдельно в типографии распечатали учебники, в которых был крупный шрифт. Потом начали диктовать уже соседи по парте, что написано в учебнике. Когда зрение уже практически пропало, писать я еще мог, по памяти находил строчки, но почерк конечно стал ужасным.

В 8 классе я осознал, что сдать экзамены мне будет трудно, поэтому уже спокойно перешел на шрифт Брайля. Хорошо сдал ЕГЭ и поступил в Воронежскую государственную академию спорта. Там я отучился на бакалавриате. Потом взял год перерыва, в это время занимался в сборной страны по плаванию. Потом поступил в магистратуру и буквально в том году окончил ее с отличием. В 2020 году закончил свою спортивную карьеру, потому что за год дважды переболел коронавирусом, так что мне стало тяжеловато проплывать нужную дистанцию.

— А чем вы сейчас занимаетесь?

— На данный момент я работаю в Нижегородском областном центре реабилитации инвалидов по зрению «Камерата». В рамках программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд» благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт». Я преподаю другим незрячим и слабовидящим, как пользоваться смартфоном и компьютером.

-2

Четвероногий друг

— С какими трудностями вы сталкивались до того, как завели собаку-поводыря?

— После потери зрения несколько лет я передвигался только при помощи друзей и родных. Я пробовал сам ходить с тростью, но были случаи, из-за которых желание пропало. Например, лет в 17 я решил встретить сестру из школы. Я шел вдоль забора, постукивал по нему белой тростью, тогда ко мне подошла женщина и спросила, что я ищу. Возможно, приняла трость за металлоискатель. Оказалось, что за мной шла моя бабушка и она тогда объяснила женщине, для чего мне трость. Женщина потом долго извинялась, но ходить одному мне уже не хотелось.

А так, раньше, когда я оставался один дома и мне надо было дойти до магазина или просто хотелось прогуляться, без Чипа с этим были большие проблемы.

— Но завели вы собаку-поводыря не так давно, что же подтолкнуло вас к этому?

— После школы я узнал, что моя одноклассница Настя получила собаку-поводыря. Когда мы с ней встретились, я заметил, что она шла самостоятельно, причем шла с собакой без трости. Также на эту мысль меня натолкнул Леонид Халайджан, мы с ним вместе состоим в клубе владельцев собак-поводырей «Белый Бим». У Леонида есть собака Байра, ей 10 лет, и она значительно облегчила ему жизнь.

Окончательное решение о собаке мы приняли уже с супругой. После чего отправили заявку в Учебно-кинологический центр «Собаки-помощники». И уже после свадьбы, через год с небольшим после отправления заявки, нас позвали забирать собаку. И с Чипом мы вместе уже 3 года.

— Сколько лет Чипу?

— Ему уже 5 лет, то есть собаку выдают уже обученную. Обычно выдают ее в год и 6 месяцев, но в связи с ковидным годом заездов не было, так что Чип был чуть-чуть постарше.

— А какая же порода?

— Золотистый ретривер у меня. Их редко используют, самая популярная — лабрадор. Но мы очень хотели именно ретривера и нам повезло, он был единственный там.

— От чего зависит, какую собаку вам дадут?

— При заполнении анкеты вы указываете скорость ходьбы, свой вес, рост, состав семьи, есть ли своя жилплощадь, условия проживания, можешь ли выделять на собаку на тот момент 6 тысяч рублей в месяц. Потом тебе перезванивают, рассказывают, что нужно ветеринарное обслуживание и потом по твоим параметрам из собак, которые есть в центре, подбирают наиболее подходящую.

— А за получение самой собаки вам надо было платить?

— Собаку выдают по индивидуальной программе реабилитации, там прописано, что человеку нужна собака-поводырь с полным комплектом снаряжения. Выдают собаку бесплатно, и в год положена компенсация. В этом году вроде 34 тысячи рублей или 35 тысяч (с 1 февраля 2024 года размер компенсации 34,550 рублей 26 копеек – прим. ред.)

— Расскажите о ваших первых днях с Чипом, как у вас прошло знакомство?

— Когда собака готова, тебя вызывают в центр и ты там живешь 2 недели. Там тебя учат с ней взаимодействовать, читают лекции по питанию, по ветеринарному обслуживанию. Параллельно проходят практические занятия — это ходьба по маршрутам, ходьба по линии с препятствиями, выгул, общий курс дрессировки. В конце ты уже сдаешь экзамен, где идешь не со своим тренером, а с тобой выходит абсолютно чужой человек, который с этой собакой не работал. Ты сам отрабатываешь маршрут до определенной точки и обратно. Собака маршрут знает, но тут уже проверяют как ты с ней взаимодействуешь. Если собака ошиблась, ты должен корректно отреагировать. Я с первого раза все сдал.

Поначалу было сложно, собака только привыкала к новому месту. Чип у нас гавкал на холодильник, когда он пищал, гавкал на домофон и на входящих в квартируе людей, на любой шум. У него был стресс, о чем нас заранее предупреждали, поэтому мы спокойно все это пережили.

-3

Путешествия «вслепую»

— Вы часто употребляете термин «маршрут», а как вы объясняете собаке, куда вам надо?

— Если я знаю, где находится место, то могу просто говорить собаке команды, а он будет останавливаться перед препятствиями. Естественно он не знает куда идти, здесь дело за мной. Если я хожу в это место часто, то здесь я уже с ним маршрут отрабатываю.

Например, до магазина. Дома я говорю вслух «магазин» и потом веду его в нужную точку, обычно мне в этом помогает кто-то зрячий. По пути он останавливается перед бордюром или другими препятствиями. На всем маршруте, когда он только отрабатывается, я поощряю его лакомствами, на финальной точке даю ему что-то очень вкусное. Постепенно уменьшая их количество. А сейчас лакомств совсем нет, но его в магазин уже тянет нечто другое, его там любят гладить.

— Получается, гладить его вы разрешаете?

— Когда мы идем по заданному маршруту и собака в профессиональной шлейке, я не разрешаю его гладить, чтобы он не отвлекался от работы. Когда я уже дохожу до конечной точки, могу прицепить собаку на рулетку и тогда уже разрешаю.

— Вы сказали, что отрабатываете маршруты с другими людьми, кто вам в этом помогает?

— С маршрутами мне помогает супруга Мария, она у меня полностью зрячая. Вообще маршрутов на самом деле не так уж много сейчас: магазин, мусорка, место, где машина припаркована. Пытались проложить маршрут до родителей, но сейчас там ремонт теплотрассы и все перекопано, так что пройти там сложно. Вообще с этим много проблем, еще из-за бродячих собак многие маршруты отпадают. Собаки могут кидаться на нас, а Чип очень добродушный и прячется за меня в такие моменты.

-4

Город не для слепых и поездки в такси

На ваш взгляд, насколько город приспособлен к прогулкам с собакой-поводырем?

— Я заметил, что в Воронеже много бездомных собак. Например, на рынке на улице 9 января есть стая собак. Они с бирками, но все же защищают свою территорию, поэтому агрессивно себя ведут. В районах, где промзоны, собак много, так что один я там ходить не рискую. Также в городе постоянно где-то ремонт, дороги перекопаны. Бывает еще такое, что есть пешеходный переход, но светофора нет. По закону я могу поднять трость и перейти дорогу абсолютно в любом месте, (ПДД РФ п. 14.5 – прим. ред.), но многие водители об этом не знают, из-за этого многие маршруты отпадают.

— А пользуетесь ли вы городским общественным транспортом?

— Как вам сказать, возможность то есть, я с тростью и с собакой дойду до остановки, если потренироваться, но понять номер автобуса уже сложнее. Существует приложение, которое озвучивает номер автобуса, но если их приехало сразу 4, то вряд ли оно успеет все озвучить. Я мог бы обратиться к окружающим, но на остановках всегда много людей и шумно. Еще в автобусе может быть давка, с собакой затруднительно будет. Чип у меня, конечно, наглый, был случай, когда он всех растолкал в автобусе и положил голову на свободное место для меня. Но общественный транспорт все же не совсем удобен для передвижения. Поэтому чаще я все-таки пользуюсь такси. В приложении Яндекс Go есть “Экран специальных возможностей” — там можно указать, что нужна помощь при посадке и, если что, водитель может помочь дойти до нужного места.

— А в такси вы указываете, что поедете с собакой?

— У нас в семье есть машина, так что с собакой мы стараемся передвигаться на ней. Я ездил с Чипом в такси, но таксистом был мой друг. Я часто пользуюсь такси в рамках социального проекта Яндекса «Помощь Рядом», но из-за того, что есть вероятность, что водитель откажется ехать с животным и потом придется долго ждать другую машину, предпочитаю ездить без Чипа.

— Проект «Помощь рядом» облегчил вам жизнь?

— Да, во-первых, со стороны финансов стало проще. Цены сейчас везде растут, а здесь подопечным благотворительных фондов, которым трудно пользоваться общественным транспортом, Яндекс организует бесплатные поездки на такси. Во-вторых, приложение Яндекс Go достаточно неплохо озвучено. Из минусов отмечу, что сначала идет Яндекс Маркет, а до такси еще надо пролистать, но я опытный пользователь и уже знаю каким пунктом идет такси, а вот новичкам это может быть неудобно.

— А в целом водители нормально реагируют, помогают?

— Сейчас в Воронеже проблема с геолокацией и водитель может подъехать с другой стороны дома. Супруга по карте это обычно отслеживает и просит подъехать к другой точке, никогда не отказывают. Если прошу, помогают тоже всегда.

— Сейчас многие заведения становятся дог-френдли, вы бывали в таких местах?

С собакой-поводырем по закону я вообще могу заходить в любые места, даже если там знак, что вход с животными запрещен. Но, к сожалению, здесь также присутствует неосведомленность населения. Как-то я был с женой и мамой, нас с собакой охранник не пускал в торговый центр, причем ему неважно было, что это собака-поводырь. Но потом пришел администратор, все ему объяснил и нас пустили. Правда администратор с нами потом везде ходил, видимо, чтобы инцидент не повторился. А так мы были в дог-френдли кафе в Новороссийске, где спокойно позавтракали. В Воронеже пока не были, но в планах есть.

— Поговорим про сообщество людей с собаками-поводырями. Насколько это частая практика в Воронеже?

У нас по Воронежу и Воронежской области, я думаю, собак 15 точно есть, в самом Воронеже точно 8 есть. Еще есть 2 собаки, которые официально не поводыри, но их самостоятельно воспитали для такой работы.

-5

Спустя 5 лет

Золотистый ретривер довольно большая собака, насколько сложно содержать его в квартире?

Я уже привык, так что сейчас проблем уже нет. В мои задачи входит вычесывание Чипа, вообще плюс золотистого ретривера в том, что у него длинная тяжелая шерсть и она вся опадает вниз, то есть не разлетается по квартире. Так что с шерстью нам помогает пылесос. Еще у нас в комнате у дивана лежит ковер, потому что, когда Чип прыгает, у него лапы разъезжаются, а это вредно для суставов его. Я кормлю его и воду меняю несколько раз в день. Лапы ему после прогулок моем. Супруга ему когти стрижет, уши протирает, зубы чистит. Я, например, побаиваюсь зубы чистить, не то, чтобы он кусается, просто боюсь ему что-то повредить. Так что по уходу мы уже привыкли и это не доставляет хлопот.

— Вы говорили, что поначалу Чип реагировал на громкие звуки, как сейчас с этим обстоят дела?

Сейчас он уже не реагирует на холодильник и домофон. В основном, когда ты его не трогаешь, он где-то спит. Когда ему скучно, он может подойти с игрушкой своей, он может ее поперетягивать с тобой или побегать за ней. Бывает у него особенно игривое настроение, когда он начинает носиться по квартире и тогда я уже переживаю, чтобы он не снес меня и все вокруг, но все заканчивалось хорошо. Но ему уже скоро 5 лет, начнется уже более зрелый возраст и думаю чуть поутихнет.

— Как вы считаете, правда ли, что собака становится настоящим другом для своего хозяина?

— Да, так и есть. Ко мне он относится как к хозяину и бывает, что я отойду в туалет, например, так он встречает меня так, будто мы год не виделись. Может на задние лапы встать, пытаться лизнуть меня, вертится всегда вокруг меня. Он очень любит, когда его гладят, часто сам просит. Это такая искренняя радость. Как ребенок, который встречает родителей с работы. А по сути, он и есть ребенок. Поначалу мы привыкали друг к другу, но сейчас мы с Чипом близкие друзья.

Виктория Волкова