Аполлон – учитель астрономии на пенсии. Артемида – его дочь, замужем за Хароном, редактором местной газеты. Ахиллес – аптекарь. Морфей – цирюльник. Все они проживают в провинциальном городе Милесе, недалеко от столицы и становятся свидетелями вторжения марсиан на Землю.
Самих марсиан Стругацкие нам не покажут. Зато мы окажемся в центре слухов и скандалов, а также их последствий.
Это будет смешно. Одна погоня полицейского Пандарея за Минотавром чего стоит! А история с расследованием «инопланетных» следов! Кстати, весь кружок друзей Аполлона, чудо как хорош. Он - неиссякаемый источник версий происходящего и местных сплетен.
Это будет занимательно. Потому что греческая мифология все время маячит на задворках сознания, и в нее не укладываются хлопоты Аполлона о получении пенсии первого разряда, а также его стычки с Ахиллесом по поводу марок (оба страстные филателисты).
Это будет немножко грустно. У Стругацких виртуозно получается смешное превращать в злободневное, патетику приземлить и показать, что любой переворот мало касается обычного человека. Особенно когда он получает благоустроенный быт и фиксированный доход, достаточный для безбедного существования.
Пока Харон, как представитель интеллигенции, партизанит в полях и борется с захватчиками, провинциальный городок приспосабливается к изменениям. Тем более, что изменения обнадеживают. Сначала люди в черном арестовали растратчика – городского казначея. Потом был скуплен весь урожай у фермеров. Взамен те получили семена завезенной синей пшеницы. Из местного ассенизатора Минотавра, беспробудного пьяницы и дебошира, удалось сделать приличного трезвого человека.
Жизнь перестраивалась на новый благополучный лад, а у меня крепло ощущение, что из людей сделали прирученных одомашненных поставщиков желудочного сока.
Для чего он понадобился марсианам, останется загадкой. Да это и не важно. Повесть «Второе вторжение марсиан» не про марсиан, она про нас. Ироничный, смешной, социальный, грустный рассказ о людях. Как и все у Аокадия и Бориса Стругацких.