Температура в салонах общественного транспорта и возможность включать кондиционеры оказались способны расколоть пассажиров на два лагеря
С наступлением лета в некоторых автобусах и троллейбусах началась неофициальная, но порой громогласная война: противостояние между теми, кому душно, и теми, кому дует. В салонах общественного транспорта нередки ситуации, когда один явно страдающий от жары и духоты пассажир распахивает форточку, а тот, которому явно дует, в негодовании закрывает окошко. При этом, судя по всему, для транспортных средств существуют определённые рекомендации поддержания комфортной температуры внутри салона.
Градус движения
Не секрет, свои коррективы в атмосферу поездки оказывается способна внести погода за окнами. Так, с приходом жары и зноя в последнее время в некоторых салонах общественного транспорта порой по ощущениям части пассажиров не хватало веника – ведь температура там кому-то напоминала парную. И это, видимо, накаляло страсти в поездках.
– Жарища! – без лишних слов распахивает на всю створку форточку только вошедшая женщина с красным лицом.
– А почему вы не спрашиваете разрешения? – возмущается, задвигая створку обратно, сидящая у окна пассажирка. – Я не хочу, чтобы меня продуло и из-за вас пришлось идти на больничный с бронхитом.
– А я не хочу задыхаться от духоты, – аргументирует та, которой явно жарко.
– Поезжайте в такси с кондиционером, – парирует вторая участница словесно-форточной дуэли.
Судя по всему, своя логика и аргументы отчасти есть у обеих сторон: в одном случае при открытой настежь форточке, в которую при скорости движения сильно задувает ветер, человек, особенно немного взмокший, может заболеть от переохлаждения, во втором – другой пассажир рискует ощутить дурноту от недостатка кислорода или получить тепловой удар.
Чтобы разрядить атмосферу в салонах и добавить туда струю свежего воздуха, в некоторых подвижных единицах Омска есть кондиционеры.
– По состоянию на 04.07.2024 системами кондиционирования воздуха оснащены 153 автобуса (100 автобусов среднего класса и 53 автобуса большого класса) и 111 троллейбусов (ПКТС 6281.00 «Адмирал»), – поясняет в официальном ответе «Четвергу» директор департамента транспорта Омска Вадим Кормилец. – В исправном состоянии системы кондиционирования находятся на 95 автобусах (33 автобусах большого класса и 62 автобусах среднего класса) и на 106 троллейбусах. При выезде транспортного средства в линию работоспособность системы кондиционирования проверяется механиком по выпуску, в процессе работы – водителем транспортного средства.
При этом важно, что, по словам специалиста, санитарное законодательство Российской Федерации устанавливает требования только к условиям труда водителей автомобилей. Гигиенические нормы параметров микроклимата (температуры, влажности) для салонов пассажирских автотранспортных средств отсутствуют. Кстати, транспортное обслуживание населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом осуществляется перевозчиками всех форм собственности с учётом требований Распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации от 31.01.2017 № НА-19-р «Об утверждении социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
– В соответствии с пунктом 3.3.3 настоящего распоряжения температурный режим, рекомендуемый в салоне пассажирского транспортного средства, следующий: не менее 12 градусов Цельсия при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 5 градусов Цельсия, не более 25 градусов Цельсия при среднесуточной температуре наружного воздуха выше 20 градусов Цельсия, – добавил Вадим Кормилец. – Однако, учитывая небольшое расстояние между остановочными пунктами и частое открывание дверей для посадки/высадки пассажиров, температура в салоне может отклоняться от рекомендуемых значений. При принятии решения о включении/выключении системы кондиционирования в салонах общественного транспорта, кроме рекомендованных значений температуры окружающего воздуха, водитель руководствуется и мнением пассажиров. В 2023 году поступило 29 обращений по указанной тематике, за шесть месяцев 2024 года – 15 обращений.
Нерайское наслаждение?
К слову, такой в целом демократичный регламент, подразумевающий учитывать при включении кондиционеров мнение пассажиров, судя по всему, вызвал критику у тех омичей, кто, видимо, не боится простыть под системой охлаждения.
– Можно ещё подписи собрать и под протокол их зафиксировать, – иронизирует один из пассажиров. – Если люди едут в салоне в тесноте, как шпроты, и по телу ещё капли текут, то тут однозначно нужно включать кондиционер, если он есть и работает.
Справедливости ради заметим: в тех салонах, где в жару включены системы охлаждения, действительно ехать по своим делам ощутимо комфортнее.
– После уличной «бани» тут просто райское наслаждение, – довольно отдувается вошедший в троллейбус с явно взмокшей шевелюрой пожилой мужчина. – И дышать приятнее, и пот градом не бежит.
Правда, такая поездка хоть и способна охладить накалившиеся из-за форточек страсти в салоне, но рискует обернуться простудой для людей с не слишком хорошим иммунитетом. Да и от потока очень холодного воздуха кому-то может быть попросту некомфортно или, видимо, даже небезопасно.
– А если кому-то по медицинским показаниям противопоказаны сквозняки, ему что, на такси всё время ездить? – недоумевает одна из пассажирок. – И так, если вижу, что кто-то открывает форточку, когда на улице нежарко, стараюсь не конфликтовать и отходить по возможности в сторону. А кондиционер вообще просто охлаждает имеющийся душный воздух в салоне, и мне, например, дышать совершенно не легче. Поэтому в жару лучше просто окна открывать – это хотя бы свежий воздух, который циркулирует.
– Не совсем свежий – с примесью выхлопов от транспорта, – язвительно добавляет обдувающая себя веером женщина.– Но ехать с закрытой из-за кого-то форточкой тоже сомнительное удовольствие. А вдруг у человека тепловой удар случится? Была свидетелем, когда мальчику стало плохо в духоте. Что говорить о тех, кто имеет проблемы с сосудами или давлением: им в жару любая прохлада важна.
Действительно, после поездок в некоторых салонах общественного транспорта, глядя на душно-сквозняковые противоборства, вспоминается старая кавээновская сценка в маршрутке: «Мусик, закрой окно – мне холодно!» – «Пусик, открой окно – мне жарко!» Не выдержавший препирательств водитель: «Значит так: сначала закройте окно, чтобы одна задохнулась, потом откройте окно, чтобы другая замёрзла. И поедем как нормальные мужики!» Поэтому, судя по всему, войны за климат в салонах общественного транспорта – один из примеров, когда примирить стороны крайне сложно: в любом из враждующих станов найдутся те, кому придётся испытывать определённый дискомфорт. Выходит, температурная истина, позволяющая каждому ощущать свой оазис на колёсах, где-то посередине.
Мария МЕДВЕДЕВА.
Фото Андрея БАХТЕЕВА.