Найти в Дзене
Окно в Россию

Почему Толстого отлучили от Церкви?

Оглавление

В 1901 году самый известный русский писатель был объявлен в России лжеучителем. Было даже выпущено официальное постановление об «отпадении» графа от Церкви.

АЛЕКСАНДРА ГУЗЕВА

Узнай Россию (Илья Репин/Русский музей; Общественное достояние)
Узнай Россию (Илья Репин/Русский музей; Общественное достояние)

«Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой <...> дерзко восстал на Господа и на Христа Его», — так говорилось в сообщении Святейшего Синода (главного органа церковного управления), опубликованном 24 февраля 1901 года в журнале «Церковные ведомости».

Толстой, по мнению Синода, «отрекся от вскормившей и воспитавшей его Матери, Церкви Православной» и посвятил свой талант и литературную деятельность «распространению в народе учений, противных Христу и Церкви».

Как итог за «противохристианское и противоцерковное лжеучение» Синод объявил об «отпадении» Толстого от Русской Православной Церкви.

Чем Толстой прогневил Церковь?

Лев Толстой с сестрой Марией, монахиней Шамординского монастыря
Общественное достояние
Лев Толстой с сестрой Марией, монахиней Шамординского монастыря Общественное достояние

Еще в начале 1880-х глубоко верующий Толстой вступил в период настоящего духовного кризиса. Он переосмыслил вопросы религии и перестал соблюдать принятые церковные обряды, считая, что для истинной веры не нужны такие посредники как священники и церковь.

Главными религиозными произведениями Толстого был роман «Воскресение», а также философские трактаты «Исповедь» и «В чём моя вера?». В них он  высказал довольно смелые идеи, например, об отрицании божественного происхождения Христа, и чудес, которые он совершал.

Сам Толстой объяснял, что своим религиозным учением и своими философскими статьями пытался преодолеть кризис веры, который произошел в русском обществе в конце XIX века. Он считал, что нужно спасать веру от устаревшей Церкви и призывал людей молиться самостоятельно. И у Толстого появилось много последователей — «толстовцев».

Беседа о религии
Соломатин А.И.
Беседа о религии Соломатин А.И.

Уже с 1880-х известные церковники начали полемизировали с Толстым.Один из самых влиятельных священников того времени, Иоанн Кронштадтский, называл Толстого «еретиком, превзошедшим всех еретиков».

Первые идеи об отлучении появились в 1896. Одним из идейных вдохновителей был обер-прокурор Святейшего синода, то есть светский начальник церкви, назначенный императором, Контантин Победоносцев. Его считали и вовсе серым кардиналом при Александре III.

Однако с окончательным решением долго медлили, понимая, что в обществе это будет иметь взрывоопасное действие. Император всегда отвечал, что «не желает прибавлять к славе Толстого мученического венца». Александр III и сам любил произведения Толстого, а тетя писателя была фрейлиной и защищала его при дворе.

Принято решение было уже при Николае II. При этом священники даже советовались с Победоносцевым: в случае смерти Толстого, стоит ли его отпевать по церковным канонам. На что обер-прокурор отвечал положительно — иначе «какая поднимется смута»!

Почему отлучение оказалось ненастоящим и какова была реакция Толстого?

На следующий день после выхода постановления Синода его перепечатали все газеты Российской Империи. Разгорелся настоящий скандал: самый известный русский писатель, настоящая звезда мирового масштаба — и отлучен от Церкви.

Протестовал и сам Толстой. В ответе Синоду он писал: «Я не говорю, чтобы моя вера была одна несомненно на все времена истинна, но я не вижу другой – более простой, ясной и отвечающей всем требованиям моего ума и сердца; если я узнаю такую, я сейчас же приму ее, потому что Богу ничего, кроме истины, не нужно».

Толстой идет пешком из Москвы в Ясную Поляну
Общественное достояние
Толстой идет пешком из Москвы в Ясную Поляну Общественное достояние

При этом — и это тоже возмутило Толстого — он был отлучен не по всем церковным правилам, то есть юридически это постановление не имело силы.

Отлучению, или анафеме, предавали раньше в основном раскольников-старообрядцев вроде Протопопа Аввакума или преступников государственного масштаба — Григория Отрепьева (Лжедмитрия) и бунтовщиков вроде Степана Разина и Емельяна Пугачева. С 1869 года и вплоть до революции 1917 года никого от церкви не отлучали. Считалось, что это слишком серьезное наказание.

Но официально именно анафеме Толстого не предали. Сообщение Синода было составлено в осторожных выражениях, не по всем правилам и Толстого назвали не отлученным, но отпавшим от Церкви, эдаким блудным сыном. В конце постановления Синод говорит о том, что Церковь будет молиться, чтобы Бог послал Толстому покаяние и обратил его вновь к священной Церкви.

Что последовало за отлучением?

На тот момент в России моральный авторитет и популярность Толстого была в образованной светской среде гораздо выше, чем у церкви. По словам толстоведа Павла Басинского, публика, обожавшая Толстого, смеялась над «Определением» Синода и рукоплескала писателю. А на Передвижной выставке в марте 1901 года портрет Толстого работы Ильи Репина осыпали букетами. В этом же году Толстой был даже номинирован на Нобелевскую премию мира.

Илья Репин. Л. Н. Толстой босой. 1901
Русский музей
Илья Репин. Л. Н. Толстой босой. 1901 Русский музей

Цензура запретила к печати его религиозные произведения. Но как любой запрет, это вызывало только шквал интереса, а Толстой становился все более культовой фигурой. И «отлучение», которое было рассчитано на то, чтобы спасти верующих от «лжеучения» Толстого возымело действие ровно противоположное. «Запрещение религиозных (и не только религиозных) произведений Толстого к публикации в России и преследование тех, кто их распространял, способствовали популяризации идей Толстого, в которых видели скрываемую от народа государством и официальной Церковью правду», — пишет Басинский.

И хотя сам Толстой пострадал несильно, настоящие гонения начались на его последователей «толстовцев». Самые активные оказались в ссылке и на каторге (особенно те, кто по религиозным убеждениям отказывался идти в армию во время Первой мировой войны).

До сих пор Толстой так и не был «реабилитирован» и возвращен в лоно церкви. В итоге на его похоронах официальной литургии не было, а лишь один неизвестный священник согласился прочитать молитву над могилой.

Оптина Пустынь
Общественное достояние
Оптина Пустынь Общественное достояние

Известно, что в конце жизни Толстой искал близости с церковью: пришел в монастырь Шамордино, где монахиней жила его сестра. И даже хотел пойти в монастырь Оптина пустынь, куда не раз приезжал, и нести там строгое послушание. Искал он общения и с оптинскими старцами. Но как вспоминали современники, о покаянии не было и речи. Скорее, это была часть его духовных метаний.

Уже в новое время в Русскую Православную Церковь не раз направляли запрос с просьбой пересмотреть решение Синода. Но именно из-за отсутствия публичного покаяния и отказа от своих суждений, Церковь отвечала каждый раз отрицательно.