Посетив Нарбонн вы будете удивлены тем, что пересекли реку не заметив этого ...
За окнами современных бутиков , наполняющих улицу вдоль Торгового моста, прячется двух тысячелетняя история города.
Мост был построен по пути в Испанию , по дороге Via Domitia, через реку Атакс. Когда римляне основали Narbo Martius в 118 году до РХ, уровень реки варьировался в зависимости от времени года .
Первоначально Narbo Martius не был защищён, был укреплён на левом берегу в III веке нашей эры, но мост не был встроен в стены.
Мост был построен римлянами.
Семь арок "запечатывали " его силуэт. И только одна пропускала воды канала Робин.
Средневековые мельницы под мостом упоминаются уже в 937 году. Однако около 1350 они прекратили свое существование , в связи с низким уровнем воды.
В 1576 году на Старом мосту выросли коммерческие здания и была осуществлена связь между двумя частями укреплённого города. Так мост получил новое название - Торговый.
Сегодня мост и канал , вместе с Лодочным проспектом определяют главные артерии Нарбонна. Под вековыми платанами расположились десятки уютных кафе , тысячи людей могут найти здесь уединение и покой в летнюю жару. Вдоль канала Робин публика неспеша прогуливается , неторопливым шагом передвигается вдоль тенистых аллей. Для тех кто не может позволить себе пеших маршрутов, функционирует бесплатный автобус в центре города.
В средние века променад вдоль канала был известен как «Лас-Наус», что на окситанском языке означает «лодки».В 16 веке дома начали появляться вдоль реки Робин, вверх по течению от Торгового моста , в то время как нижняя сторона оставалась пристанью.
К 17 веку, с упадком коммерческой деятельности порта, левый берег был засажен вязами . Место становилось популярным местом для прогулок.
А ещё канал Робин стал "стиральной машиной " города .
Прачки всегда работали на берегах Робина , и, несмотря на улучшение условий (специально приспособленные лодки), их работа оставалась тяжёлой. В 1925 году неподалеку были построены прачечные.
В нескольких кварталах от выдающегося канала - увлекательная прогулка в средние века. Епископский дворец , превращенный в Мэрию Нарбонна и Кафедральный собор. .
Дворец, построенный в несколько этапов на протяжении веков, символизировал огромную власть архиепископа Нарбонны. Фасад дворца имеет три башни: башню Мадлен, башню Сен-Марциаль и башню Жиля Эселена.
В 1842 году Виолле-ле-Дюк был назначен руководителем работ по реконструкции и перестройке дворца, необходимых для создания там ратуши. К этому времени относятся нынешний неоготический фасад, открытие входа на площадь и многочисленные модернизации интерьера.
Pаботы были завершены в 1852 году.В то же время Виолле-ле-Дюк участвовал в реставрации собора, но завершению помешала нехватка времени и финансирования.В 1853 году его вызвали в Каркассон, где он приступил к своему главному проекту — ремонту и переустройству города Каркассон, который продолжался до его смерти в 1879 году.
У подножия Кафедрального собора , у древних стен Башни Gilles Aycelin, можно наблюдать, приблизиться , даже приласкать эти большие серые камни, стёртые колесами телег и топотом прохожих. Остатки Виа Домиция - это Нарбо Мартиус, «обсерватория и стена римского народа», по словам Цицерона, столица города и провинции, привилегированная дочь Цезарей.
Этот город меня интересует...» — писал Стендаль в «Воспоминаниях туриста». А как могло быть иначе, когда Нарбонн буквально фонтанирует своеобразием ?
Стендаль умел за пределами камней уловить характер, оригинальность, исключительную черту, составляющие подлинность пейзажа, характера, города.
12 ступеней ведут к вратам церкви. Это был обычный путь архиепископа и его великих викариев, направлявшихся из своих владений: дворца, во владения каноников — собор.
То, что мы имеем перед глазами, принадлежит к ряду великих сооружений французского искусства во всей полноте его «сияющего» стиля.
Наиболее очевидные особенности касаются зубчатого перехода на вершине арок, которые собирают на своих концах аркбутаны , усеянные круглыми башенками, а также между абцидиолами пресвитерия, массивными контрфорсами, пересечёнными амбразурами.
Впечатляют хоры Собора . В общем замысле архитектуры мы находим три горизонтальные плоскости каждого готического здания, которые накладываются на большие аркады в прерывистых арках, галерея которого вращается вокруг огромных стеклянных окон.
Светящиеся краски высоких витражей на двух первых колоннах ротонды святилища перекликаются с мягкими красками двух настенных росписей.
Многие детали указывают на итальянское влияние, привнесённое художниками, работавшими на пап Авиньонских, архиепископов 14 века.
Собор является самым престижным памятником Нарбонны, построенным в готическом стиле на месте ряда религиозных построек.
Примечательно, что он так и не был завершён, а его сводчатый потолок высотой 41 метр является третьим по высоте во Франции (после Бове - 48 метров, Амьена и Меца - оба 42 метра). Это одно из самых амбициозных предприятий постсредневековой Франции.
Строительство началось в 1272 году и остановилось в 1355 году. Несколько приступов чумы и постоянное состояние войны помешали консулам разрешить снос городских стен, которые должны были быть использованы для строительства собора.
Конфликт с религиозными властями привел к длительному судебному разбирательству, продолжавшемуся до 1361 года. После этой даты экономический спад помешал возобновлению работ.
Болезни , войны , конфликты не способствовали развитию культуры , не задавали ритм для грандиозных проектов. Кафедральный собор выжидал лучшей доли, благополучного момента.
Судьба же Клаустро - внутреннего двора - сложилась. Как и монастыря.
Монастырь был построен между 1349 и 1417 годами на месте когда-то стоявшего Каролингского собора. Примыкающий к стене V века и дворцу архиепископа, он должен был быть укреплённым.Над некоторыми арками расположены четырёх лопастные балюстрады. Высокие конструкции, украшенные диковинными горгульями и яркими готическими вершинами, обеспечивают поддержку зданию.
Римские колонны, которые можно увидеть в саду, относятся к церкви V века.
Алтарь состоит из четырех прямых пролетов на трех уровнях.Трифорий, неглубокая арочная галерея без окон с арками- трилистниками, зажат между большими арками алтаря и стрельчатыми окнами наверху.
Алтарь напоминает воздушный замок , космическую ракету , полет в неизвестность ...
Он взлетает ввысь , уносит мысленно в бескрайние дали, в бесконечность . Он невесом , парит над городом, задевая облака... Его стать зазывает издалека, притягивает стройностью башен . Очертания собора видны за много километров от города. Это маяк , волнующий душу.
Красота кладки, совершенство сводов, прочное равновесие всего здания делают Нарбоннский собор одним из самых сложных сооружений 14 века.
Если Вам понравился материал , ставьте лайки и подписывайтесь на канал .
Юлия Семибратская Волгина
Июль 2024
Нарбонн, Франция