Укрепление российского влияния в Африке все чаще обсуждается в мировых СМИ. Континент, на котором существует свыше 60 государств, совершенно разных по уровню политического, экономического и культурного развития, исторически всегда нуждался в партнерстве с крупными мировыми державами. И Россия планомерно восстанавливает там свои позиции, пошатнувшиеся после распада Советского Союза. Однако этот процесс очень сложный и длительный, притом, что конкуренты тоже не дремлют. Нельзя забывать о том, что ряд стран, играющих ключевую роль на континенте, носят официальный статус «Основного союзника США вне НАТО (Major Non-NATO Ally, MNNA). Он определяет приоритетность развития отношений с этими странами, в том числе, возможность участия в совместных военных инициативах, возможность проведения совместных исследований военного характера, поставку ограниченных видов вооружения.
Притом статус MNMA на данный момент имеют экономически достаточно развитые и внутренне стабильные государства Марокко, Тунис, Египет и Кения. Кроме того, западные страны имеют давние связи с политическими элитами африканских стран и богатый опыт проведения «демократических переворотов». Конкурировать с Китаем, который в свое время успешно воспользовался образовавшимся после окончания Холодной войны «вакуумом» в африканской политической жизни, тоже будет непросто. Достаточно сказать, что каждый третий крупный инфраструктурный проект на континенте реализуется китайскими госкомпаниями, каждый пятый финансируется китайским институциональным банком. В той же Кении один из гигантских проектов, железнодорожная линия, соединяющая город Момбаса с Рифтовой долиной, на 90% финансируется Пекином. А Танзания недавно подписала с КНР контракт на сумму 2,2 миллиарда долларов с китайской компанией на строительство железнодорожной линии, соединяющей главный порт страны со своими соседями. Именно инфраструктура является самым слабым звеном в Африке, так что для дальнейшего укрепления своего влияния и нам пора подумать о подобных проектах.