"Русак К-10": Россия делает ставку на водородную тягу в Арктике
"Иннопром 2024" в Екатеринбурге стал площадкой для презентации уникального проекта, способного перевернуть представление о передвижении по суровым просторам Севера. МФТИ совместно с компаниями "Вездеходы для севера", "Кубо" и "Гидроджен Энерджи" представили первый российский водородный вездеход "Русак К-10" – машину, которая не просто перевозит грузы и людей, а становится настоящей мобильной лабораторией для исследования труднодоступных территорий.
Мощный и надежный:
"Русак К-10" - это пятиосный гигант, габариты которого составляют 12 х 2,9 х 3,6 метра, а вес – 12,5 тонн. Он способен перевозить до 8 пассажиров и до 2,5 тонн груза, развивая скорость до 60 км/ч.
Сердце "Русака" - гибридная силовая установка:
Но главная особенность "Русака" – это его гибридная силовая установка, работающая на водороде. В основе системы - топливный элемент мощностью около 120 кВт, получающий водород из шести баллонов общей емкостью 1200 литров с давлением 350 бар. Масса водорода на борту составляет около 30 кг, что обеспечивает запас хода до 400-500 км по зимнику на крейсерской скорости.
Топливный элемент питает группу тяговых литий-ионных аккумуляторов емкостью более 120 кВт*ч, которые, в свою очередь, обеспечивают энергоснабжение синхронным электродвигателям мощностью 180 кВт с постоянными магнитами.
Преимущества "Русака":
Помимо впечатляющей дальности хода, "Русак К-10" обладает рядом ключевых преимуществ:
- Экологичность: Водородные двигатели не производят вредных выбросов, что делает "Русак" идеальным транспортным средством для экологически чувствительных зон, таких как Арктика.
- Тихая работа: Электродвигатели работают практически бесшумно, что позволяет избежать шумового загрязнения, столь вредного для хрупкой экосистемы Арктики.
- Экономичность: Использование водорода в качестве топлива делает "Русак" экономически выгодным транспортным средством.
- Высокая автономность: Запас хода в 400-500 км позволяет "Русаку" преодолевать значительные расстояния без необходимости дозаправки.
- Универсальность: "Русак" может использоваться в различных сферах: от научных экспедиций до транспортировки грузов и пассажиров в труднодоступных районах Арктики.