Найти в Дзене

Любовь, пришедшая со временем

Оглавление

Парторг – «виновник» торжества

Григорий и Мария Мансуровы из села Бурды – сегодня одна из самых авторитетных пар не только в поселении, но и во всем районе. А когда-то невеста ни в какую не хотела замуж, даже решила через пару дней после свадьбы сбежать. Но как же такое могло произойти в советские годы, ведь не средневековье же в конце концов?

– Мне уже было 27 лет, когда парторг Мирза Гаттаров решил взяться за мое «воспитание». «Тебе давно пора жениться, у каждого советского человека должна быть семья, ячейка общества. Это не красит передовика производства! Ну кто-то же тебе должен нравиться», – чуть ли не каждый день твердил партийный работник колхоза. Я сообщил Мирзе Нуриевичу, что девушки у меня нет, а по душе мне Маруся Андреева, но только, вот незадача, за ней ухаживает учитель химии. А к другим мое сердце глухо, – поделился сокровенным Григорий Сергеевич.

Парторг, со свойственной ему настойчивостью и прозорливостью, организовал сватовство девушки. Ну кто откажет одному из важнейших руководителей колхоза?! Кто осмелится пойти против представителя коммунистической партии?! Да к тому же жених – парень видный, работящий, да и семья у него зажиточная. А в семье Маруси – одни девки: красивые, мастерицы на все руки, никакой работы не боятся. Но ведь их аж целых семь! Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок хорошо устроился, а Григорий – завидный жених, грамотный специалист, всегда при деньгах.

Мы победили!

– Я даже сбежать хотела, но не получилось. Усадив за стол, парторг со словами: «Мы что тут тебе, дети что ли?» – ударил по столу. Я заплакала, но согласилась выйти замуж. Тут же привезли Григория, его родителей. Его папа, участник войны Сергей Степанович, войдя в дом, громкоголосно заявил: «Мы победили!» С тех пор мы вместе уже 57 лет. Зря я ругала и проклинала Мирзу Нуриевича, ведь ни дня не сожалела о своем замужестве. Парторг был дальновидным человеком, хорошим психологом, мне думается, по прошествии времени. Как только переехала в дом Григория, свекровь подарила мне пуховую шаль, купив у торговцев за 120 рублей, всячески старалась мне угодить, жалела. В первое же утро, услышав, что Варвара Дмитриевна уже проснулась и хлопочет на кухне, я поспешила встать и помочь ей, на что, ласково похлопав по плечу, та сказала: «Поди, доченька, поспи рядом с мужем. Работа никуда не убежит, зачем вдвоем одно дело делать? Гришин братишка старше тебя, а он еще спит. Что же я чудовище что ли, а не мать?!» Одним словом, Мансуровы приняли меня как родную. А через 3 года мы купили небольшой домик возле школы. Потом переехали в многоквартирный дом, позже директор совхоза «Чулпан» Флюр Гарифуллович Хабибуллин выделил материалы для строительства срубного дома. Тогда шестнадцати лучшим работникам совхоза построили дома. Вот в таком большом доме с тех пор и проживаем, – с улыбкой на лице, то и дело поглядывая на своего благоверного, рассказала милая женщина.

«Маруся, а где косы?»

Нужно сказать, что неспроста приглянулась Маруся. Красивая, с длинными черными косами. Старательная и очень умелая, с 16 лет она стала работать телятницей, позже дояркой, не отказывалась ни от какой работы в хозяйстве.

– Сейчас диву даюсь, ведь совсем молоденькая была. Расскажу вам случай, который произошел со мной второго апреля 1966 года. Меня с другими доярками отправили на погрузку силоса. Сверху корм был подмерзшим, поэтому мы загружали ту часть, что внизу ямы. Работа уже близилась к завершению, когда на нас рухнули перекладины, и мы остались под завалом. Нас спешно всех вытащили. Однако, как оказалось, у меня была сломана нога. Вот видите, – показывая большой шрам на голени, поведала собеседница. При этом с лица сошла привычная ей улыбка. Видно было, что многое перенесла тогда она, будучи еще даже несовершеннолетней.

В течение двух недель она ждала очереди на установку металлических спиц. Потом долгие дни в больнице, костыли…

– Когда через полтора года я приехала в больницу, хирург Иван Блохин, взглянув на меня, оторопел и спросил: «А косы где, доченька?» С косами мне тогда пришлось расстаться…Что поделаешь, не смогла должным образом ухаживать, – поделилась сокровенным женщина.

После этого случая Марию перевели счетоводом-кассиром в сельпо, позже любящую детей девушку назначили воспитателем в интернате. А с января 1974 года в течение 30 лет Мария Мансурова заведовала Бурдинским отделением Набережночелнинского почтамта. За хорошую работу ее портрет вывешивали на Доску почета в Казани, присвоили звание «Ударник коммунистического труда». Но главное, она за эти годы своим добросовестным трудом, отзывчивостью, душевным отношением, умением ладить с руководством сумела завоевать уважение и признание не только сельчан, но и во всей округе.

Пожурили и повысили

Ветераном труда является и ее супруг. Григорию Сергеевичу посчастливилось окончить 10 классов.

– Уже будучи подростком, я подрабатывал в нашем совхозе «Чулпан», так что, окончив школу, сразу устроился помощником комбайнера на самоходный «С-4». В зимнее время перевозил грузы на лошади. В 1958 году совхозу выделили новый зерноуборочный комбайн «С-3». За ним мы отправились с моим наставником Владимиром Лаврентьевым в Набережные Челны. В городе он говорит: «Сам садись за штурвал, я рядом буду». Когда доехали до села, мы поменялись с Владимиром Николаевичем местами, чтобы не заругали, ведь по документам я был лишь помощником машиниста. Так состоялось мое «боевое крещение», после которого мне доверили новенький комбайн, – распутывая клубок памяти, начал свой неторопливый сказ глава семьи. А потом рассказал случай, когда ему вынесли замечание с одновременным повышением.

– Как-то, во время горячей поры, на поле приехала делегация из обкома, с ними руководитель хозяйства, журналист газеты «Знамя коммунизма». Я уж не знаю, с какой целью они появились, но я, хоть и человек спокойный, но на их расспросы резко отрезал: «Некогда мне! Хлеб ждет!» По окончании смены меня сильно пожурили за грубость, однако представитель из города сказал, чтобы этого «идейного» обучили и повысили. «Идейный» – это я, поняли, наверное? – обращаясь к нам, спросил Григорий Сергеевич и от души рассмеялся.

Получив диплом бухгалтера в Казанском учебном комбинате, Григорий Мансуров вернулся в родной совхоз «Чулпан» в качестве заместителя главного бухгалтера, где и проработал в течение 47 лет, вплоть до выхода на заслуженный отдых. За время работы не раз поощрялся грамотами, ценными подарками. С гордостью показал он нам и Благодарственное письмо от администрации Тукаевского района за добросовестную работу в качестве старосты села.

С мечтами о бриллиантовой свадьбе

Каждый документ, каждая грамота бережно сохранены четой Мансуровых. Среди них – грамоты детей за отличное обучение, успехи в спорте.

– Почти 6 лет детей не могли завести. А потом я троих родила. Анатолию в этом году 51 исполнилось, Валерию – 49. Оба окончили автомеханический техникум, сейчас – успешные предприниматели. Кстати, дочка Толи нынче окончила школу, поступила в университет. Валера – многодетный отец, с супругой воспитывают пятерых детей. Младшенькая наша дочка Оксана получила несколько высших образований, работает в городском ЗАГСе. Дети одного только моего взгляда побаивались, а Гриша всегда был добрым отцом. А вот внукам, их у нас восемь, разрешено все на свете. Говорят же, что внуки слаще меда, так оно и есть, – без утайки рассказала Мария Михайловна.

Выйдя нас провожать на улицу, супруги стали расхваливать сегодняшнюю жизнь в Бурдах.

– У нас даже летом с водой перебоев нет, посмотрите, какие у нас дороги хорошие, улицы чистые, фонари горят, детские площадки есть. Это наши руководители республики и района, глава поселения Роза Николаевна пекутся, чтобы жизнь становилась лучше и комфортнее. Так что жить да жить! По крайней мере, запланировали мы 60-летие совместной жизни справить, еще три года до бриллиантовой свадьбы нам, а потом посмотрим, – с улыбкой на лице, приобняв друг друга, поделились планами Мансуровы.

Пусть сбудутся заветные желания. Долгих вам лет!