Хасан Масуди родился в 1944 году в иракском городе Наджаф. В начале 1960-х он переехал в Багдад, где изучал классические стили каллиграфии и изобразительное искусство. По словам Масуди, в то время в Ираке было мало мастеров каллиграфии. Он отмечал, что существует традиционный метод обучения от мастера к ученику, но сам он не учился таким образом.
В 1969 году Хасан Масуди переехал в Париж, спасаясь от конфликтов на родине. Он поступил в Школу изящных искусств, где изучал западные живописные техники. Однако он продолжал заниматься каллиграфией.
«Когда я оставил изящные искусства, то вернулся к каллиграфии, поскольку уже нашел то, что искал в западном искусстве, и достиг стадии, когда меня оно больше не трогало», – рассказывает он. Но занятия классической каллиграфией не привлекали его, а вот почерк баннаи, или ма’кили, когда арабские надписи воплощаются в архитектуре, натолкнул его на мысль применить это искусство для чего-то нового: «Строители использовали глину для изготовления кирпичей, после чего раскрашивали их в разные цвета и начинали писать слова с помощью кирпичей… Это вдохновило меня на мысль, что я тоже могу экспериментировать и создавать что-то новое».
В 1972 году Хасан Масуди вместе с актером Ги Жаке и музыкантом Фаузи Аль Айеди создал театральное представление "Арабеска". Оно сочетало музыку, поэзию и живую каллиграфию, которая проецировалась на экран. В течение следующих тринадцати лет Масуди гастролировал с этим представлением по Европе.
Продолжая развивать это направление, в 2005 году он сотрудничал с хореографом Кэролин Карлсон и музыкантом Кудси Эргюнером над созданием шоу "Метафора". Оно представляло собой гармоничное сочетание музыки, танца и каллиграфии.
Художник получил известность своими композициями, представляющими собой изображение в арабской каллиграфии высказываний разных деятелей, как арабских, так и европейских, от поэта Шарля Бодлера и философа Жан-Жака Руссо до Вергилия и Ибн Араби. «Несмотря на то, что кодексы красоты у всех цивилизаций свои, каждый может взять что-то из них и обогатить свою душу или свое искусство. Мне нравятся дзен-сады Киото, керамика Исфахана, картина Гольбейна, но также и ломаные линии Пикассо», – говорит Хасан.
Выделяя отдельные буквы и слова насыщенными цветами и помещая их на листе бумаги таким образом, чтобы подчеркнуть форму, движение и глубину, Масуди привлекает внимание как к эстетике письма, так и к процессу его создания.
Он сравнивает свои композиции с картинами: "Все, что я изображаю, я воспринимаю как пейзаж. Передо мной пустыня, а слова - скульптуры, которые возникают в процессе формирования и шлифовки. Я воспринимаю их как скульптуры, деревья или даже загадочные руины среди пустыни. Например, когда я пишу о природе, я думаю о выносливости дерева, которое продолжает расти... Такова роль художника - найти способ передать это".
Работы Хасана Масуди представлены в ряде музеев мира: Британский музей (Лондон), Иорданская национальная галерея изящных искусств (Амман), Музей каллиграфии Шарджи (ОАЭ) и многие другие.
Попробуй повторить руку мастера с чернилами Малевичъ!