Родители будущих первоклассников должны понимать, что фактором готовности к школе является не только умение ребенка считать до 100 или хорошо читать и выводить буквы. Выделяют пять основных критериев, определяющих, готов ли ребенок к учебе:
1. Здоровье и двигательная активность
2. Психологическая готовность
3. Эмоциональная готовность
4. Интеллектуальная готовность
5. Социальная готовность
Рассмотрим каждый из них подробнее.
Здоровье и двигательная активность
Чтобы выдерживать школьные нагрузки дошкольник должен быть физически здоров, крепок, вынослив. Наибольшую значимость имеет общая активность работы крупной моторики. Ее можно оценить по двигательной активности в разных ситуациях, например, беге, в прыжках, играх с мячом и др.
Мелкая моторика – скоординированные движения кисти и пальцев рук при выполнении более мелких предметных и операционных действий. Развитие мелкой моторики важно для овладения ребенком основными навыками, необходимыми для учебы: письмом, рисованием и др.
Важна и способность ребенка к произвольной регуляция своей физической активности. Для этого необходимо заранее формировать усидчивость, волю и прилежание. Эти качества напрямую влияют на способность к обучаемости.
Психологическая готовность
Психологическая подготовка призвана выработать у ребенка желание играть новую роль – роль ученика. Здесь важно создать мотивацию к обучению, развить умение концентрировать внимание и управлять эмоциями.
В сознании ребенка многое изменится – школьная жизнь накладывает на него определенную ответственность. Если ребенок чувствует эту ответственность и готов к ней, значит он психологически созрел для поступления в школу. Такой ребенок будет правильно воспринимать требования учителя, адекватно реагировать на замечания, сумеет установить контакты со сверстниками.
Особое значение имеет правильная мотивация. Рассказывайте интересные истории из своего детства, читайте книжки о школе. Информация должна быть позитивной, но и идеализировать школу не стоит. Можно поведать и о двойках, и о том, что у вас бывали трудности, но вы с ними справлялись, потому что хотели быть успешным учеником.
Можно вместе с ребенком поиграть в школу, где у него появится возможность примерить на себя роль ученика.
Можно заранее договориться с учителем и сходить в школу до 1 сентября. Это поможет снизить тревогу перед неизвестной обстановкой.
Эмоциональная готовность
Эмоциональная готовность заключается в том, что ребенок может контролировать свои эмоции, сдерживать их во время урока. Даже если ему очень хочется разговаривать и смеяться, он должен молча слушать учителя. Отвечать на вопросы в школе тоже надо правильно: предварительно подняв руку, а не выкрикивая с места. Некоторым детям трудно привыкнуть к новому поведению, ведь в детском саду и дома они могли бурно проявлять свои эмоции.
Чем раньше взрослые начнут заботиться о развитии эмоционального интеллекта своего ребенка, тем быстрее он сможет научится регулировать свои эмоции. Родители должны обращать внимание ребенка на то, как надо себя вести. В театре, например, не размахивают руками и не разговаривают во время спектакля. В автобусе можно поговорить с мамой, но тихо, чтобы не мешать другим пассажирам. Все это родители должны постоянно объяснять малышу. Ребенку важно научиться контролировать свое поведение в зависимости от обстановки.
Интеллектуальная готовность
Интеллектуальная подготовка состоит из двух частей: сумма навыков, необходимых для обучения, и определенный объем знаний.
Ребенок должен уметь концентрировать внимание, находить логические связи между предметами и явлениями, задавать вопросы, выделять главное и второстепенное. Необходимо развитие речи и памяти, умение понятно формулировать свои мысли.
Будущий первоклассник должен иметь определенный кругозор: знать свой адрес, название родного города, имена и отчества родных и близких, их профессию, место работы. Дошкольник должен уметь перечислить месяцы и дни недели, знать последовательность и основные признаки времен года, различать основные виды деревьев, цветов и животных и др.
Социальная готовность
Социальная готовность предполагает умение ребенка адекватно вести себя в школе. Это означает:
- способность адаптироваться в коллективе и общаться с одноклассниками;
- умение адекватно реагировать на замечания учителей;
- умение быть внимательным и сосредоточенным на уроках.
Ребенок должен понимать слова «нельзя» и «должен». Он должен уметь следовать правилам, знать о своих границах и границах других людей. Важно, чтобы ребенок был самостоятельным: умел одеваться, завязывать шнурки на ботинках, не терял и не забывал одежду в гардеробе, аккуратно складывал школьные принадлежности в портфель и т.д. Незрелый в социальном плане ребенок не сможет ладить с детьми, разговаривать со взрослыми, будет пугаться вопросов или, наоборот, вести себя слишком вольно, дерзить.
Если ребенок недостаточно подготовлен социально, родителям необходимо показать ему, например, как ведут себя большие дети, которые ходят в школу, а как – совсем маленькие, которые не могут поделить игрушки.
Следует помнить, что ребенок, предоставленный сам себе, вряд ли получит хорошую социальную подготовку. Ведь именно в семье закладываются основы его развития, как духовного и интеллектуального, так и физического, психического и социального.
Источник: благотворительный фонд «Достойный гражданин»
Читайте далее:
Эксперимент: как слова «Ты такой умный!» могут навредить ребенку
Школьная тревожность: детский каприз или повод для волнения?