Коллеги называли ее «железная леди». Сильная, строгая, не терпящая нежностей и сюсюканий на съемочной площадке, она была беспощадна к актерам, она не терпела фальши в отношениях, она всегда стремилась к тому, чтобы никто ее не мог упрекнуть в некой слабости. Она всю себя без остатка посвятила любимой профессии. У нее не было семьи, а детьми она считала свои фильмы. 100 лет назад – 20 июля 1924 года в Москве родилась известная кинорежиссёр, Заслуженный деятель искусств РСФСР, Народная артистка СССР (1984) Татьяна Михайловна (Моисеевна) Лиознова (1924-2011). Ученица Сергея Герасимова и Тамары Макаровой (режиссерский факультет ВГИКа, 1944-49). Она помогала учителю в работе над картиной «Молодая гвардия» (1947-48) и спектаклем «Седая девушка» в Театре имени Вахтангова (1952).
В 1957 году дебютировала как режиссер картиной «Память сердца» – о дружбе советского и английского народов – союзников борьбы с фашизмом по сценарию, написанному при участии Тамары Макаровой, сыгравшей в этой картине одну из главных ролей. В первой самостоятельной работе Лиозновой обозначилось ее устремление к ярким героическим характерам, к материалу равно как возвышенному, так и безусловному в своей земной реальности.
Невероятный успех выпал на долю следующей ленты Татьяны Лиозновой – «Евдокия» (1961, по прозе Веры Пановой). Отдав дань героизму, Лиознова обращается к иным мотивам и темам, но она по-прежнему увлечена крупными, эмоциональными характерами, судьбами, вписанными в контекст истории, времени. Стихия простой, обыденной жизни определила эмоциональную сторону картины. Режиссер оказалась точна в выборе, в частности Людмилы Хитяевой (Евдокия), по-новому открывшейся в картине Лиозновой.
Понравились народу и фильмы «Рано утром» (1966), «Им покоряется небо» (1963), но, особенно, – «Три тополя на Плющихе» (1968). Внешне незатейливая история знакомства шофера московского такси и подмосковной жительницы, приехавшей продать на рынке мясо, двоих, по сути, одиноких людей, внезапно ощутивших необходимость друг в друге, была не сыграна, а буквально «спета» Татьяной Дорониной и Олегом Ефремовым.
Классиком отечественного кинематографа её сделала безукоризненно профессиональная, умная и талантливая 12-серийная приключенческая картина «Семнадцать мгновений весны» (по Юлиану Семёнову, 1973, Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых, 1976), ставшая культовой. Положенный в основу картины роман Юлиана Семёнова, в версии режиссёра обрёл мифологическое звучание.
Лиознова пошла на смелый эксперимент. Эпически приподнятая история советского разведчика Исаева-Штирлица была подкреплена точно и бережно подобранным материалом отечественной и зарубежной кинохроники, что придавало картине особую достоверность. «Семнадцать мгновений весны» были отмечены серьезными актёрскими работами Вячеслава Тихонова, Ростислава Плятта, Леонида Броневого, Олега Табакова, Евгения Евстигнеева, Льва Дурова.
Большой кассовый успех выпал на долю картин «Мы, нижеподписавшиеся» (1980, по популярной в 1970-е годы пьесе Александра Гельмана) и «Карнавал» (1982, с Ириной Муравьевой в главной роли).
«Братья по разуму» (завистники) не могли простить Татьяне Михайловне ошеломляющего успеха «Мгновений» и путём интриг, не дали замечательному режиссёру «зеленой улицы». После «Саги о Штирлице» Татьяна Лиознова сняла только три фильма.
* * *
Автор благодарит за доброе отношение, лайки, комментарий, подписку. Это позволяет автору продолжать работать для вас. Ну, а если подписка будет тяготить, отписаться можете в любой момент.
#лиознова #режиссер #кино #успех