Найти тему

Летопись: Ее дети - фильмы

Коллеги называли ее «железная леди». Сильная, строгая, не терпящая нежностей и сюсюканий на съемочной площадке, она была беспощадна к актерам, она не терпела фальши в отношениях, она всегда стремилась к тому, чтобы никто ее не мог упрекнуть в некой слабости. Она всю себя без остатка посвятила любимой профессии. У нее не было семьи, а детьми она считала свои фильмы. 100 лет назад – 20 июля 1924 года в Москве родилась известная кинорежиссёр, Заслуженный деятель искусств РСФСР, Народная артистка СССР (1984) Татьяна Михайловна (Моисеевна) Лиознова (1924-2011). Ученица Сергея Герасимова и Тамары Макаровой (режиссерский факультет ВГИКа, 1944-49). Она помогала учителю в работе над картиной «Молодая гвардия» (1947-48) и спектаклем «Седая девушка» в Театре имени Вахтангова (1952).

-2

В 1957 году дебютировала как режиссер картиной «Память сердца» – о дружбе советского и английского народов – союзников борьбы с фашизмом по сценарию, написанному при участии Тамары Макаровой, сыгравшей в этой картине одну из главных ролей. В первой самостоятельной работе Лиозновой обозначилось ее устремление к ярким героическим характерам, к материалу равно как возвышенному, так и безусловному в своей земной реальности.

-3

Невероятный успех выпал на долю следующей ленты Татьяны Лиозновой – «Евдокия» (1961, по прозе Веры Пановой). Отдав дань героизму, Лиознова обращается к иным мотивам и темам, но она по-прежнему увлечена крупными, эмоциональными характерами, судьбами, вписанными в контекст истории, времени. Стихия простой, обыденной жизни определила эмоциональную сторону картины. Режиссер оказалась точна в выборе, в частности Людмилы Хитяевой (Евдокия), по-новому открывшейся в картине Лиозновой.

-4

Понравились народу и фильмы «Рано утром» (1966), «Им покоряется небо» (1963), но, особенно, – «Три тополя на Плющихе» (1968). Внешне незатейливая история знакомства шофера московского такси и подмосковной жительницы, приехавшей продать на рынке мясо, двоих, по сути, одиноких людей, внезапно ощутивших необходимость друг в друге, была не сыграна, а буквально «спета» Татьяной Дорониной и Олегом Ефремовым.

-5

Классиком отечественного кинематографа её сделала безукоризненно профессиональная, умная и талантливая 12-серийная приключенческая картина «Семнадцать мгновений весны» (по Юлиану Семёнову, 1973, Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых, 1976), ставшая культовой. Положенный в основу картины роман Юлиана Семёнова, в версии режиссёра обрёл мифологическое звучание.

Лиознова пошла на смелый эксперимент. Эпически приподнятая история советского разведчика Исаева-Штирлица была подкреплена точно и бережно подобранным материалом отечественной и зарубежной кинохроники, что придавало картине особую достоверность. «Семнадцать мгновений весны» были отмечены серьезными актёрскими работами Вячеслава Тихонова, Ростислава Плятта, Леонида Броневого, Олега Табакова, Евгения Евстигнеева, Льва Дурова.

-6

Большой кассовый успех выпал на долю картин «Мы, нижеподписавшиеся» (1980, по популярной в 1970-е годы пьесе Александра Гельмана) и «Карнавал» (1982, с Ириной Муравьевой в главной роли).

«Братья по разуму» (завистники) не могли простить Татьяне Михайловне ошеломляющего успеха «Мгновений» и путём интриг, не дали замечательному режиссёру «зеленой улицы». После «Саги о Штирлице» Татьяна Лиознова сняла только три фильма.

* * *

Автор благодарит за доброе отношение, лайки, комментарий, подписку. Это позволяет автору продолжать работать для вас. Ну, а если подписка будет тяготить, отписаться можете в любой момент.

#лиознова #режиссер #кино #успех