Уважаемые друзья-подписчики! Сегодня я запускаю новую рубрику: КОТЫ-МЕТОДИСТЫ СОВЕТУЮТ, посвященную моему 30-летнему опыту в области ЛИТЕРАТУРНОРГО КРАЕВЕДЕНИЯ!
Надеюсь, что мои методические и краеведческие находки в этой области помогут Вам в организации своей работы в образовательных учреждениях разного типа, библиотеках, кружках. Уверена, что через эту рубрику найду ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ.
Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «первых лет уроки». Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы – все это, прошедшее через сознание, становится частью человеческой судьбы. Занятия литературным краеведением позволяют учащимся осознать связь литературы с жизнью, увидеть ту среду, которая послужила материалом для творчества писателя, проникнуть в его творческую лабораторию, изучать его творческий метод, вкусы и пристрастия
Игровая деятельность – естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к труду, она может стать одним из активных методов обучения и воспитания. Основу этого метода составляет определенным образом упорядоченная игровая двигательная деятельность в соответствии с образным или условным «сюжетом» (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение определенной цели дозволенными способами, в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации. Именно поэтому ведущим методом урока является игровой.
Оборудование к уроку: компьютер, проектор.
Дополнительные материалы: аудиодиск «Песни на стихи М.К. Агашиной», ксерокопии текстов стихотворений, цветные карандаши, бумага, задания для групп.
Требования к организации пространства
Для проведения мероприятия необходимо минимальное количество вспомогательных средств. Урок – мастерская проводится на базе обычного учебного класса. Дополнительными материалами служат распечатанные на плотной бумаге (по возможности) иллюстративные материалы (см. Приложения).
Методические рекомендации (продолжительность, категория и численность участников, используемые материалы).
Продолжительность: 40 минут.
Целевая аудитория: учащиеся 5–9 классов.
Количество участников: 25 – 30 человек.
Первый этап – индуктор.
Комментарий мастера: 200 дней и ночей продолжалась Сталинградская битва, много героических страниц в этой истории. Одна из самых тяжелых – бои за высоту 102,0 или Мамаев курган, как привыкли называть его коренные жители. 13 апреля 1965 года, к 20 – летию Победы в Великой Отечественной войне, в Волгограде по инициативе работницы тракторного завода, участницы Сталинградской битвы Лидии Пластиковой, люди из разных мест стали сажать деревья в память о погибших: «У кого в семье есть погибшие на войне, а могила родного человека затерялась на полях битвы между Волгой и Эльбой, приезжайте на берег русской реки к Мамаеву кургану, сажайте деревья – на каждого близкого по дереву. Пусть деревья, посаженные нашими руками на земле, которую они защищали, будет светлой памятью о них». Волгоградская поэтесса М. Агашина вспоминала, о том, как она каждую неделю приходила на Мамаев курган, услышав призыв Л.С. Пластиковой: «В несколько недель там вырос целый парк. Это невозможно описать – как стояли по всему кургану деревца, налитые слезами. И однажды я увидела березку с табличкой «Моим четырем братьям». Так родились поэтические строки." 22 января 1967 года газета «Волгоградская правда» впервые опубликовала стихотворение Маргариты Агашиной «Растет в Волгограде березка». Позднее композитор Григорий Пономаренко, написал на ее стихи музыку (подробнее об этом в моей статье в книге).
Второй этап – деконструкция и реконструкция.
Затем желательно прослушать песню в записи, однако у обучающихся обязательно должен быть перед глазами текст, чтобы по ходу прослушивания песни ребята подчеркнули в нем ключевые идеи и слова. Затем на основе смыслового и стилистического анализа текста можно организовать беседу по предложенной теме.
Третий этап – социализация.
Комментарий мастера: Почему русский народ так любит дерево березу? Приведите примеры из фольклора, литературы, музыки?
Ответы учеников: Береза – радостное, нарядное дерево. Само название произошло от старославянского «брезньнъ», что означало «апрель». На Троицу также принято украшать дома березовыми ветками, плести из тонких веточек венки. Пучки березовых веточек несут в церковь, освящают, и оставляют в доме до следующего праздника. В деревнях кое-где еще по-прежнему девушки водят хороводы под напев народной песни «Во поле береза стояла, во поле кудрявая стояла...».
Комментарий мастера: Чем волгоградская березка отличается от других берез, растущих в России?
Ответы учеников: О героической обороне Сталинграда и ее доблестных защитниках знают во всем мире, наш город стал одним из первых, кто стал инициатором традиции сажать деревья в память о погибших воинов в Советском Союзе.
Комментарий мастера: Волгоградская березка появилась благодаря сталевару завода «Красный Октябрь» Федору Рыкунову. Именно он посадил дерево в память о своих братьях, погибших на фронтах Великой Отечественной. В семье Рыкуновых было пятеро детей: Федор, Иван, Степан, Сергей и Василий. И все они, когда началась война, отправились защищать Отчизну. А вот вернулся домой только один. Почему же М.К. Агашина пишет, что «…березку привезли издалека?».
Ответы учеников: Все мы родом из России, но для автора она - это «страна полевая и лесная», средняя полоса. Именно оттуда родом семья Рыкуновых, сама Агашина, мы все оттуда.
Комментарий мастера: Почему березка так долго привыкала к огню Волгоградской земли?
Ответы учеников: Образ волгоградской земли - имеет в стихотворении двойственное значение. Во-первых, это огонь Сталинградской битвы, во- вторых - суровые климатические условия, непригодные для произрастания берез. Это и подвиг тех, кто вырастил березку и в мирное время.
Комментарий мастера: С помощью, каких слов и образов автор передает вечную память о героях – защитниках города.
Ответы учеников: Это образ невесты и матери, которые умеют ждать и любить.
Четвертый этап – промежуточная рефлексия.
Комментарий мастера: Согласны ли вы с утверждением, что человек должен гордиться своим городом, страной, историей? Почему автор употребляет словосочетание «попробуй ее позабудь»?
Ответы учеников: М.К. Агашина уверена, что человеческая память о подвиге героев бессмертна.
Пятый этап - новая информация.
Комментарий мастера: КОРНЕЕВ Артур Александрович (26.03.1936, с. Чесноково Михайловского р-на Приморского кр. — 04.03.2006, Волгоград), поэт, член Союза писателей России. Вместе с семьей переехал в Сталинград. С 16 лет работал слесарем на заводе «Баррикады». Основные книги: «Постоянство», «Характер», «Разговор с матерью», «Честь понедельнику», «Русло», «Деревья Сталинграда», «Музыка», «Избранное». Лауреат Всероссийской литературной премии «Сталинград».
Учащиеся погружаются в мир стихотворения Артура Корнеева «Деревья Сталинграда» (выразительное чтение). Далее идет работа по группам:
- Художники – из предложенных фото выбрать иллюстрацию к стихотворению.
- Литературоведы – подбор ключевых слов, художественно-выразительных средств в стихотворении.
- Психологи – подбор психологических ассоциаций к стихотворению.
- Краеведы – подбор памятных мест города, про которое может быть написано это стихотворение.
Шестой этап – разрыв
Предлагается назвать основные мотивы стихотворения (радость, старость, смерть, жизнь, молодость, прощание и другие). Выбирают одно слово. Составляют в группах даймонд. Зачитываются работы.
Седьмой этап – рефлексия
Во время нашей мастерской вы узнали много нового для себя, но, наверняка, было слово - ассоциация, которое вам особенно запомнилось. На этих березовых листиках напишите это слово и разместите на нашем дереве.
Уважаемые друзья-подписчики! Буду благодарна за ваши АССОЦИАЦИИ в комментариях статьи. Берите березовые листочки и пишите!
Ситникова, Т.В. Деревья Сталинграда (мастерская творческого письма по стихотворениям М.К. Агашиной) // Инновации в образовании : опыт реализации : Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. - Казань : Редакционно-издательский цент " Школа", 2017.- 620 с. (статья).
Ситникова, Т.В. Деревья Сталинграда (мастерская творческого письма по стихотворениям А.Конеева и М.К. Агашиной в начальной школе) // Новому веку - новое образование : тенденции, инновации, перспективы : Материалы всероссийской научно-практической конференции 15 февраля 2019 г. Часть 1 - Волгоград: "Темпора", 2020 - 300 с. (статья).
Пока поставлю многоточие...
Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, история печати через историю страны!
Ситникова Татьяна Владимировна- кандидат филологических наук, Лектор ВОЗ, Действительный член Царицынского генеалогического общества, исследователь-краевед
#Городская_печать#Царицын_Сталинград_Волгоград#