Регионы представили президенту России В. Путину мастер-планы развития арктических территорий. Карелия в основу проекта Кемско-Беломорской агломерации заложила строительство глубоководного грузового порта в Беломорске.
Что думают жители по поводу строительства и как власти республики планируют реализовать проект — в материале корреспондента «АиФ. Карелия».
«Лишь бы не в Кеми?»
Ранее в Москве прошло первое заседание рабочей группы по строительству глубоководного морского порта в Беломорске.
«Создание порта в Беломорске — вопрос непростой. С одной стороны, это самая близкая к промышленным центрам европейской части нашей страны арктическая морская локация. Здесь расположен Беломоро-Балтийский канал (ББК), находится пересечение двух крупнейших железных дорог — Октябрьской и Северной. Это очевидные плюсы в пользу появления порта. С другой — необходим поиск требуемых глубин с учётом современных возможностей дноуглубления. Причём, возможно, найдётся экономика и для судов с небольшим водоизмещением типа «река – море», — прокомментировал глава Республики Карелия Артур Парфенчиков. — На встрече договорились о совместной работе по поиску оптимального месторасположения порта, а также потенциальных грузопотоков в Арктику и обратно. Дорогу осилит идущий. И важно, что теперь у нас на этом пути появились самые серьёзные партнёры».
Жители Беломорска поддерживают строительство порта.
«Мы держим кулачки за порт в Беломорске, — поделилась местная жительница Елена. — Действительно, тут и Беломоро-Балтийский канал, и точка соединения железнодорожных путей на юг, север и восток».
Меж тем жители Кеми напомнили, что ранее им тоже обещали построить порт.
«Десять лет нам обещали в Кеми построить порт. И ничего, — вспоминает местная жительница Людмила. — Такое ощущение складывается, и уже не первый год, что хоть где и хоть что, лишь бы не в Кеми».
Глава республики в ответ обнадёжил:
«Может, и в Беломорске не получится порт, а может, Кемь или другая точка станет окончательным решением. Это не значит, что надо опустить руки и прекратить работать, — ответил Артур Олегович. — В Кеми с учётом мастер-плана агломерации будет пассажирский морской терминал. Небольшой — на несколько сотен пассажиров в сутки».
Как сообщили в Минэкономразвития Карелии, прорабатываются различные варианты строительства портовой инфраструктуры, в том числе и причала для пассажирских перевозок в Кеми.
Шансы на хаб
В Москве на заседании коллегии Минвостокразвития России глава Карелии представил заместителю руководителя администрации президента Максиму Орешкину мастер-план развития Кемско-Беломорской агломерации.
«В его основе улучшение условий жизни людей. Для этого включили в мастер-план реконструкцию объектов инженерной инфраструктуры, в том числе для обеспечения жителей чистой водой, строительство спортивных объектов в Кеми и Беломорске, ремонт школ и детских садов. Беломорские петроглифы должны стать одной из самых интересных точек притяжения в Арктике, потому и строим визит-центр, отремонтировали мост, проложили новую дорогу. Кроме того, используем тот факт, что наши Кемь и Беломорск — это ворота на Соловецкий архипелаг, — рассказал Парфенчиков. — У нас большие запасы высокопрочного щебня, востребованного в России. Подтверждение тому — заключение офсетного контракта между правительством Москвы и Карелией на поставки щебня. У Кеми и Беломорска есть все шансы стать важным транспортным логистическим хабом. Это обусловлено пересечением двух железных дорог, возможностями ББК — работаем над наращиванием грузопотока, инвестициями, которые идут на развитие железнодорожных узлов».
Орешкин с замечаниями поддержал мастер-план Карелии.