Найти тему
Онлайн-школа Тетрика

Воспитание без наказаний: новые подходы к детской дисциплине

Оглавление

Данные ВЦИОМ показывают, что в прошлом 20% российских родителей использовали телесные наказания в виде шлепков и подзатыльников, 21% — ремень, 30% — ставили в угол, 27% — ограничивали доступ к гаджетам, и 62% применяли нравоучения.

Сегодня 76% родителей предпочитают воспитательные беседы и наставления, а 31% — ограничивают гаджеты. Психологи же настаивают на полном отказе от всех видов наказаний, так как они вредят психическому здоровью детей и не дают желаемого результата.

Недостатки наказаний

🚩 Снижение послушания

Наказания могут иметь противоположный эффект: одни дети становятся послушными из страха, другие — начинают бунтовать и игнорировать правила. Таким образом, наказания не гарантируют послушания и не решают проблемы поведения.

🚩 Возникновение агрессии

Исследования показывают, что наказания способствуют развитию агрессивного поведения у детей и могут привести к психическим расстройствам. Дети, подвергающиеся наказаниям, не учатся мирному решению конфликтов, что приводит к увеличению негативного поведения.

🚩 Злость во взрослом возрасте

Взрослые, которых наказывали ещё детьми, могут переносить агрессивные модели поведения на своё потомство. Исследования 2022 года подтверждают, что физические наказания в детстве повышают вероятность агрессивного поведения во взрослой жизни, включая воспитание своих детей.

🚩 Риск психических расстройств

Учёные из Университета штата Флорида обнаружили, что физические наказания могут привести к депрессии и тревожности у подростков. Жёсткие методы воспитания меняют работу мозга ребёнка, усиливая реакцию на ошибки и снижая удовольствие от успехов.

🚩 Снятие ответственности

Строгое воспитание может привести к безответственному поведению во взрослой жизни. Наказания без объяснений причин не учат детей понимать последствия своих действий и нести за них ответственность.

🚩 Привыкание к наказаниям

Со временем дети привыкают к наказаниям и перестают их бояться, что снижает их эффективность. Это требует либо изменения методов воспитания, либо усиления наказаний, что не является хорошим решением.

Альтернативные методы воспитания

Корректирующие последствия

Наказания учат ребёнка, что за нарушение правил приходится страдать. Учёные предлагают другой подход — позитивную дисциплину, где «наказание» становится полезным уроком.

Один из методов позитивной дисциплины — это корректирующие последствия, которые бывают естественными или логическими. Исследования показывают, что такой подход помогает ребёнку управлять своими эмоциями и действиями, а также уменьшает количество плохого поведения.

Естественные последствия — это то, что происходит само по себе из-за действий ребёнка. Например, семилетний мальчик не убирает игрушки в комнате. Родитель говорит, что не будет убирать их за него. В результате комната остаётся в беспорядке, мальчик наступает на игрушки и ему становится неудобно играть. Со временем малыш учится убирать игрушки, чтобы комната была чистой и комфортной.

Этот метод может не всегда работать, если ребёнок не видит в своём поведении проблемы. Например, многие дети не считают разбросанные игрушки неудобством.

Логические последствия — это те, которые устанавливает родитель, если поведение ребёнка может быть опасным. Например, мальчик катается на велосипеде по дороге, хотя ему говорили этого не делать. Псоле родитель запрещает ребёнкуу кататься на велосипеде, потому что он нарушил правило.

Важная особенность корректирующих последствий — это чётко определённый срок. Например, ребёнок после школы сразу садится играть в компьютере, игнорируя просьбы родителей сначала сделать уроки. В таком случае можно ввести ограничение на использование ПК, разрешив пользоваться им только для учёбы на неделю. Это и есть корректирующее последствие. Если же родители просто запрещают пользоваться компьютером вообще, это уже традиционное наказание, в котором нет конкретного срока.

Тайм-аут

Тайм-аут — это временный перерыв в поведении ребёнка, используемый в крайних случаях, например, при агрессии или истерике. Такой метод должен быть объяснён ребёнку заранее, чтобы не воспринимался как игнорирование.

Запланированное игнорирование

Этот метод подходит для случаев, когда ребёнок своим поведением пытается привлечь внимание. Важно заранее объяснить чаду, что его истерики будут игнорироваться, и похвалить за успокоение после прекращения нежелательного поведения.

Поощрения за ошибки

Если ребёнок признаёт свою ошибку, важно успокоить и похвалить его. Это помогает сохранить доверительные отношения и учит не бояться новых этапов в жизни. Поощрение следует применять только в случаях, когда ошибки не наносят вреда.

Конструктивный разговор

Этот метод наиболее эффективен с подростками. Он позволяет детям почувствовать себя равноправными, учит ответственности за свои поступки и даёт уверенность в поддержке со стороны родителей.

Заключение

Эта статья не претендует на абсолютную истину в вопросах воспитания. У каждого родителя свои подходы и методы. Однако рекомендации и исследования специалистов могут помочь улучшить детско-родительские отношения, сделав их более доверительными и понимающими.

***

Тетрика — онлайн-школа для обучения на 5+! Поможем сделать домашку, объясним сложную тему, подготовим к контрольным и экзаменам. Первые три урока — бесплатно. Записаться на вводные занятия можно по ссылке 💜