Найти тему
Жизнь артиста в Дзене

Самый лучший Онегин старой Москвы

1 серия. Начало.

Когда мы говорим с вами, друзья, о шаляпинском спектакле «Борис Годунов» или о спектакле «Риголетто» с Неждановой, или о «Евгении Онегине» с Собиновым, то редко вспоминаем о том, кто и как с Шаляпиным пел, например, Шуйского или Самозванца, кто с Неждановой пел Герцога или, кто был Татьяной или Онегиным у Собинова … А иногда, напрасно! Не будем говорить о настоящих «звездных» спектаклях, которые задолго согласовываются и рекламируются, где каждый из персонажей – великий певец: дебютный спектакль в миланском La Scala оперы «Мефистофель» А. Бойто с Шаляпиным-Мефистофелем, Фаустом-Карузо и Маргаритой-Эммой Карелли или гастроли Неждановой в Париже в Гранд-опера в спектакле «Риголетто» с Герцогом-Карузо и Риголетто-Титта Руффо!

Возьмем масштабы старой Москвы!

Иван Васильевич Грызунов в роли Онегина в опере П. И. Чайковского "Евгений Онегин". Москва. Большой театр
Иван Васильевич Грызунов в роли Онегина в опере П. И. Чайковского "Евгений Онегин". Москва. Большой театр

В начале ХХ века каждый московский меломан считал своим долгом попасть на «Евгения Онегина» в следующем составе: Онегин – Иван Грызунов, Татьяна – Маргарита Гукова, Ленский – Собинов, конечно же! И это был выдающийся состав артистов, который с успехом мог выступать на любой сцене мира! И здесь нет преувеличения!

Маргарита Гукова в роли Татьяны в опере П. И. Чайковского "Евгений Онегин". Москва. Большой театр
Маргарита Гукова в роли Татьяны в опере П. И. Чайковского "Евгений Онегин". Москва. Большой театр

Маргарита Георгиевна Гукова была любимицей москвичей недолго – она пропела на сцене всего восемь лет и в 27 была вынуждена покинуть сцену. Современники сожалели о том, что такую Татьяну не успел увидеть на сцене П. И. Чайковский – он бы признал ее своим идеалом, в этом были убеждены все! Маргарита Гукова была великолепной певицей, красивой внешне и воплощала на сцене Большого театра образ истинно русской, «пушкинской» девушки:

Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.
Ее изнеженные пальцы
Не знали игл; склонясь на пяльцы,
Узором шелковым она
Не оживляла полотна.

Иван Васильевич Грызунов был лучшим московским Онегиным! Лучший Онегин всех времен и народов Леонид Георгиевич Яковлев, блестящий премьер Императорской Мариинской оперы в Петербурге, к моменту дебюта Грызунова в московском Большом театре уже фактически по возрасту и состоянию здоровья вынужден был сойти со сцены, поэтому пальма первенства с берегов Невы ненадолго перешла в Москву. Ненадолго, потому что по прихоти судьбы Иван Васильевич тоже недолго царствовал в этой роли на оперной сцене – она отвела ему всего 10 лет, а потом уже началась Мировая война, затем наступил 1917 год. В СССР были уже свои Онегины, и их было несколько, но самыми-самыми, заветными, легендарными, недостижимыми были двое, у нас и у них, в Москве – Грызунов, в Питере – Яковлев.

Иван Грызунов - Онегин
Иван Грызунов - Онегин

Правда, в скобках заметим, что Грызунову и Гуковой было непросто петь в «Онегине» с Собиновым. Всеобщую мысль выразила в своих воспоминаниях знаменитая актриса МХАТа Ольга Андровская. Она писала, как юной девушкой видела в Большом театре этот легендарный состав – мельком упомянув «прекрасного баритона» Грызунова, она признавалась, что «всех затмевал Собинов». В те годы вся Москва с ума сходила по этому образу – как известно, Леонид Витальевич Собинов первым вышел на сцену, буквально воплотив пушкинский замысел, он явил собой «юношу в осьмнадцать лет, красавца, в полном цвете лет с кудрями черными до плеч». Понятно, что прекрасный пол был покорен!

Леонид Собинов в роли Ленского в опере П. И. Чайковского "Евгений Онегин". Москва. Большой театр
Леонид Собинов в роли Ленского в опере П. И. Чайковского "Евгений Онегин". Москва. Большой театр

Но Онегин-Грызунов не возражал! Характерно, что никто в газетах и журналах того времени, в мемуарах и воспоминаниях современников не найдет никакого упоминания об интригах, театральных сплетнях, скандалах, связанных с именем Ивана Васильевича! Абсолютно все отзываются о нем не только как о выдающемся певце, но исключительно, как о благородном, доброжелательном и обаятельном человеке и артисте! Это – не долг вежливости и не дежурный комплимент, периодика и мемуаристика начала ХХ века отмечала трудности и особенности характеров тех звезд сцены, которые этого были достойны. А вот об Иване Васильевиче – нигде ни слова!

Легендарная Антонина Васильевна Нежданова, рассказывая о сезоне 1903 года, о спектаклях «Гугеноты», упоминает о своем партнере Грызунове, отзываясь о нем как о «изящном и благородном артисте». Она же, вспоминая о ее чествовании в Большом театре в «Травиате», пишет:

В опере пел лучший состав – Собинов, Грызунов.

Надо подчеркнуть, что Нежданова, ставя Грызунова в один ряд с несравненным Собиновым, употребляет эпитет «лучший»!!! Это что-то значит!

Баритон Большого театра Иван Грызунов
Баритон Большого театра Иван Грызунов

Охотно пели с Иваном Васильевичем русские звезды мировой оперной сцены первой величины, это были выдающиеся спектакли, московские сенсации! – «Фауст» Шарля Гуно, где Мефисотфеля пел Шаляпин, а Валентина – Грызунов, причем, неоднократно, «Пиковая дама» П. Чайковского, где партию Томского пел Шаляпин, Елецкого – Грызунов, а дирижировал спектаклем С. Рахманинов, «Лакме» Л. Делиба: Шаляпин – Нилаканта, Джеральд – Дмитрий Алексеевич Смирнов (за которого в дни его гастролей в Лондоне газетчики «давали четырех Карузо»), Фредерик – Грызунов, «Садко» Н. Римского-Корсакова: Шаляпин – Варяжский гость, Грызунов – Веденецкий гость, Смирнов – Индийский гость, Волхова – Нежданова, «Дон Карлос» Дж. Верди: Шаляпин – Король Филипп, маркиз ди Поза – Грызунов.

Позже, в 1916 году, в дни гастролей Грызунова в Московской Частной опере С. И. Зимина с Иваном Васильевичем пели кумиры московской публики тех дней – Василий Дамаев и Нина Кошиц.

Существует дивная книга воспоминаний Сергея Бронштейна «Герои одного мгновения».

Эта книга написана для молодежи, она – о молодости, – обращается в предисловии к своему читателю автор. – В. М. Гаршин говорит, что некоторые люди пишут свои мемуары, чтобы еще раз пережить счастливые молодые годы. Это совершенно верно.

Посещавший московские театры до 100 раз в году 18-20-летний студент Сергей Бронштейн через тридцать пять лет щедро делился своими впечатлениями. И он бегал на того самого «Евгения Онегина», подробно описывая ночные бдения в колоссальных очередях у Большого театра в надежде утром купить заветный билетик!

"Евгений Онегин" П. И. Чайковского в московском Большом театре, 1914 год. Татьяна - М. Гукова, Онегин - И. Грызунов
"Евгений Онегин" П. И. Чайковского в московском Большом театре, 1914 год. Татьяна - М. Гукова, Онегин - И. Грызунов
В конце артистической деятельности Грызунова, – пишет Бронштейн, – ему представили молодого певца, как говорили, похожего на него. Иван Васильевич, человек доброжелательный, лишенный актерского самомнения, прослушал его и нашел, что он действительно "похож". И так как место Грызунова в Большом театре было вакантно, молодой А. К. Минеев без особого труда занял его.
Войдя в грызуновский репертуар, Минеев продолжал хорошие традиции, оставленные Грызуновым, но "пил из своего стакана", и прежние поклонники Грызунова не изменили своему любимцу, которому они обязаны многими часами подлинного наслаждения.
Его редкий по красоте голос чудесного тембра, боль­шого благородства должен был принадлежать человеку незаурядному. Маяковский говорит: для того, чтобы улыбаться, надо иметь лицо. У Грызунова было свое лицо, и он имел полное право на "улыбку. Исключительная музыкальность и культура исполнения довершали облик обаятельного артиста.
Необыкновенное благородство отличало образ Елецкого в «Пиковой даме». Когда этот петербургский аристократ с большим чувством и сдержанностью объяснялся Лизе в любви, верилось, что т а к о й (выделено С. Бронштейном. Н. Ш.) князь Елецкий действительно готов совершить "подвиг силы беспримерной", казалось, что такие Елецкие вышли 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь в Петербурге, а потом в кандалах шли по этапу в Сибирь.

Таков был Иван Васильевич Грызунов!

И. В. Грызунов
И. В. Грызунов

Один из основоположников русской оперной режиссуры, и сам певец, Василий Петрович Шкафер, который видел всех великих артистов и работал с ними, в «Онегине» вообще ставил рядом Собинова и Грызунова:

Собинов и Грызунов олицетворяли собой в полной гармонии пушкинских героев. На оперных сценах мне не приходилось видеть более удачного созвучия, столь тонкого, музыкально и художественно очерченного исполнения, как у вышеуказанных певцов.

Ну, и еще одна цитата выдающегося в этой области специалиста и автора воспоминаний «Записки оперного певца» Сергей Левика:

Грызунов, например, был прекрасным Онегиным, приближаясь к лучшим виденным мной образцам, а порой и превосходя их. Спокойная и очень четкая музыкальная фраза, отличные манеры столичного денди и хорошо показываемый холодок равнодушия …
Иван Грызунов в роли Онегина. 1912 год
Иван Грызунов в роли Онегина. 1912 год

Вот эпитеты, которыми характеризуют современники искусство Грызунова – «аристократизм, отличные манеры денди, изящество, обворожительная улыбка, хорошие манеры, тонкое чувство стиля, огромное сценическое мастерство, исключительная музыкальность, культура исполнения».

Ария Онегина. "Евгений Онегин". П. И. Чайковский. Запись 1910 года.

Где же всему этому научился певец, если у него не было консерваторского диплома и, главное – когда? Если дебютировал он в 24 года, а в 40 его уже не стало!?

Может быть, он был с детства счастливчиком, как звезда Мариинской оперы Мария Николаевна Кузнецова-Бенуа, которая была окружена людьми искусства с рождения и которую нянчил на коленях П. И. Чайковский?

Иван Васильевич Грызунов был крестьянским сыном, он родился 10 (22) апреля 1879 года в Москве. Семья Грызуновых перебралась в Первопрестольную из подмосковного села Братовщина. Иван окончил коммерческое училище и поступил работать в банк. При этом и в годы учебы, и, будучи уже служащим банка, он все время пел. Сначала в детстве в церковном хоре, где был солистом дискантов и даже позднее стал регентом этого хора, а когда голос уже оформился и возмужал – в любительских концертах.

И. В. Грызунов - Онегин
И. В. Грызунов - Онегин

Все его вокальные университеты – это частные уроки у К. Кржижановского в течение пяти лет. Каспар Иванович Кржижановский был видным в свое время певцом, пел в Киевской опере, был солистом московского Большого театра, сам учился в Италии у великих итальянских певцов и педагогов! Уже после занятий с Грызуновым Кржижановский в 1908 году в Москве открыл Школу оперного искусства, его учениками были выдающиеся впоследствии русские певцы! Одно время Каспар Иванович даже профессионально занимался анатомией и физиологией человеческого горла под руководством известного профессора анатомии Д. Зернова. Его перу принадлежат труды по вокальному искусству.

Таким образом, Иван Васильевич Грызунов с 1899 по 1904 год постигал технику вокала под руководством Кржижановского, а вот педагогом сценического мастерства для него стал легендарный промышленник и меценат, создатель Московской Частной русской оперы, человек, открывший миру Шаляпина – Савва Иванович Мамонтов!

Продолжение следует.