Найти в Дзене

Из прошлого в настоящее часть 2

Лишние голова и руки это большое подспорье в поисках. И вот уже Костя пишет запросы в Амурской архив по поводу Константина Константиновича Гавемана и вскоре приходит ответ. ИЦ УВД по Амурской области сообщает: «Согласно сведений ГИАЦ МВД по городу Москве архивное уголовное дело № Р-9620 осуждённого Гавемана К. К. находится на хранении в УФСБ города Москвы и Московской области. Сообщаю, что в ИЦ УВД по Амурской области на хранении находится архивная личная карточка Константина Константиновича Гавемана 1883 года рождения, уроженца Ярославской губернии, арестованного 27 октября 1937 года 4-м отделением города Москвы и осуждённого по статье 58 ч.ч. 1, 2, 7, 8, 9, 11. 31 марта 1938 года К. К. Гавеман Военной Коллегией Верховного суда СССР приговорён к расстрелу и в тот же день данный приговор приведён в исполнение. Определением Военной Коллегии Верховного суда СССР за № 4/Н-014695 от 28 декабря 1955 года приговор от 31 марта 1938 года в отношении К. К. Гавемана отменён по вновь открывшимся

Лишние голова и руки это большое подспорье в поисках. И вот уже Костя пишет запросы в Амурской архив по поводу Константина Константиновича Гавемана и вскоре приходит ответ.

ИЦ УВД по Амурской области сообщает:

«Согласно сведений ГИАЦ МВД по городу Москве архивное уголовное дело № Р-9620 осуждённого Гавемана К. К. находится на хранении в УФСБ города Москвы и Московской области.

Сообщаю, что в ИЦ УВД по Амурской области на хранении находится архивная личная карточка Константина Константиновича Гавемана 1883 года рождения, уроженца Ярославской губернии, арестованного 27 октября 1937 года 4-м отделением города Москвы и осуждённого по статье 58 ч.ч. 1, 2, 7, 8, 9, 11.

31 марта 1938 года К. К. Гавеман Военной Коллегией Верховного суда СССР приговорён к расстрелу и в тот же день данный приговор приведён в исполнение.

Определением Военной Коллегии Верховного суда СССР за № 4/Н-014695 от 28 декабря 1955 года приговор от 31 марта 1938 года в отношении К. К. Гавемана отменён по вновь открывшимся обстоятельствам и дело в уголовном порядке прекращено за отсутствием состава преступления. В 1956 году К. К. Гавеман реабилитирован».

Вот только уже ничего нельзя исправить. Я теперь точно знаю, как закончил свою жизнь младший бабушкин брат. Пересматривая старые фото нахожу портрет молодого человека, на обороте надпись Костя Г.

Константин Константинович Гавеман
Константин Константинович Гавеман

В конце 2008 года Костя находит в Биографическом словаре среди деятелей революционного движения России статью «Гавеман Константин-Альберт Константинович», из которой мы узнаём следующую информацию:

«Гавеман, Константин-Альберт Константинович ("Ваня Харьковец", "Иван Невский"), дворянин Романов-Борисоглебск. у., Ярославск. губ. Род. ок. 1883 г., учился в Аракчеевском кадетском корпусе, откуда вышел по собственному желанию и поступил в гимназию. По окончании последней служил статистиком в Ярославск. губ. земской управе.

25 апр. 1902 г. арестован в Ярославле, при обыске найдена нелегальная литература. Привлечен по делу об Ярославск. студ. ком-те и ком-те РСДРП. Обвинялся в составлении и хранении нелегальных изданий. 2 июля т. г. освобожден под особ. надз. полиции.

По выс. пов. 22 авг. 1903 г. вменено в наказание предварительное заключение.

16 ноября 1903 г. там же, при случайном аресте у него была найдена нелегальная литература, Г. был привлечен по 126 ст. «Уголовного уложения», в которой сказано:

«Виновные в недонесении о содеянном уже преступлении приговариваются по важности или обстоятельствам дела, или к заключению более или менее продолжительному в крепости с лишением некоторых особенных, на основании ст. 50 сего уложения, личных прав и преимуществ, или без сего лишения прав, или же к заключению в тюрьму, или к аресту более или менее продолжительному, или наконец, только к выговору, замечанию, внушению или к денежному взысканию».

После раскола РСДРП (1903 год) – большевик.

Поступил на военную службу и переехал в 1905 г. в Двинск.

Позже работал в Риге под именем "Молодец".

В 1907–1908 (?) г.г. жил в Вятке, служил статистиком в местном земстве, был активным работником местной с.-д. орг-ции, членом ком-та. Писал статьи для органа орг-ции "Рабочего Листка".

В 1908 г. переехал в Петербург, жил под фамилией Романовского, работал как организатор Невского района. Был привлечен к дознанию. По отбытии месячного тюремного заключения уехал в Киев, работал там как секретарь Киевск. ком-та РСДРП. Приговором Киевск. окружного суда от 26 ноября 1909 г. присужден по 951 ст. улож. о наказ. по обвинению в бродяжничестве и неоткрытии своего звания к арестантским отделениям на 4 г. Приговор был обращен к исполнению 17 дек. т. г.»

Прошёл почти год, и я снова убеждаюсь, что инет великое изобретение человечества. Осенью 2008 года я нашла в «Одноклассниках» Татьяну Гавеман и оставила ей записку обычного содержания, общий смысл которой сводился к следующему: если вы имеете отношение к семье Гавеман, если вам это интересно, пишите.

Татьяна ответила.

Их оказалось двое: брат и сестра, Татьяна Константиновна и брат, как обычно, Константин Константинович. Последнее время я уже перестала удивляться, что в семьях Гавеман мужчин упорно называют Константинами, не понимая, откуда пошла эта традиция и как тяжело людям, пытающимся разобраться в хитросплетениях семейных связей, разобраться в этом обилии Константинов Константиновичей.

Они, как и Костя из Солнечногорска, немногое знали о своих предках.

Татьяна к Наталье, 28.11.2008.

«Добрый вечер, ребята. Мы действительно ваши родственники. Константин Константинович мой прадед. Мой дед Андрей (1909–1978). У Андрея было двое детей, Константин Андреевич, 1937 г.р. (мой отец ), и Виктория (1942–2001). У меня есть старший брат Константин Константинович, 1961 г.р. Он очень похож на своего прадеда. И я, Татьяна Константиновна, 1967 г.р., младшая внучка, дочка и сестра. У меня младшего сына тоже зовут Костя и старшая дочка Катя. Вы наверное заметили, что имя Костя наша фамильная традиция. Мы все живём в Харькове. Очень рады».

Константин к Наталье, 28.11.2008.

«Здравствуйте, Наталья! Я – Гавеман Константин Константинович. Гавеман Татьяна (Анцыбасова) – моя родная сестра. Мы прямые потомки Гавемана Константина Константиновича, нашего прадеда. Ваше письмо – гром среди ясного неба! Буду рад познакомиться с Вами поближе».

Константин к Наталье, 29.11.2008.

«Здравствуйте, Наташа. Я очень рад нашему знакомству. Всё это настолько неожиданно, что я, честно говоря, не знаю с чего начать. Если Вы сочтёте возможным посвятить меня в историю нашей семьи, я буду очень благодарен. К моему глубокому сожалению, информации по нашей родовой ветви у меня почти нет. Несколько больше знает моя сестра, ещё больше – наш отец. Все вместе, я думаю, мы сможем закрыть белые пятна в нашей общей истории. А пока, вкратце, то, что знаю я…

Сын полковника царской армии Гавеман Константин Константинович был большевиком, воевал в рядах РКА, после окончания гражданской войны занимал какие-то руководящие должности, в 38-м был расстрелян. У него было двое сыновей: Андрей (мой дед) и Константин. По какой-то странной семейной традиции все мужчины в нашем роду носят только эти имена. Константин жил в Севастополе, служил морским минёром. Сейчас там живёт его дочь – Антонина Константиновна. У Андрея было двое детей: Константин (мой отец) и дочь Виктория (моя тётя). Это всё, что касается старшего поколения. Я не знаю, насколько подробная информация Вам нужна. Отвечу на все вопросы. Хочу только сразу предупредить: семейных документов в нашей семье практически не осталось. Когда прадеда нашего в 37-м арестовали, мой дед уничтожил весь семейный архив, опасаясь за жизнь близких. Насколько я понимаю, разговор этот непростой и очень долгий. Надеюсь, время у нас есть».

Моё предположение, что они правнуки Андрея, сына Константина Константиновича, младшего брата моей бабушки, подтвердилось.