Конечно, заголовок это стеб — обновления на дзене привели не только к наглому оббирательству рекламодателей, но и вернули нам тренд на дебильные названия. Моя лента сегодня пестрит секретами японок и слезами кореянок. А у вас?
Но о секретах СММ я все таки расскажу.
Секреты работы алгоритмов
Хоть в Корее, хоть в Японии, хоть в Вануату — алгоритмы работают примерно одинаково. А секрет продвижения контента в индивидуальных настройках площадки. И настройки эти хранят в страшном секрете не только у нас на дзене, но и везде. От части потому, что сами не знают где и чем аукнется любое действие.
И я не шучу!
Посмотрите, у дзена логотип поменяли, а реклама крякнулась. Или у Гугла не так давно секретики в сеть утекли и пришлось все перенастраивать. И тоже были сбои, только мы их не особо заметили, потому что не только Ютуб замедляют в России.
Общий принцип работы алгоритмов
Есть сотни, а может и тысячи меток, на которых базируется отбор ЦА. В смысле, тех ребят, которым покажут ваш контент. У кого-то эти критерии настроены и обучены, а кого-то — дзен. Но об этом несколько позже.
Алгоритмы еще оценивают контент и сравнивают его с другим подобным. Вот решили боты дзена, что статья про Анапу это путешествие в Афины. И пошли показывать ее рандомным людям, которые уже читали про Афины, но искали кухню народов Габона.
Если хоть кто-то из этих рандомных читателей открыл статью про Анапу, на свою голову, то ему еще несколько раз предложат статьи того же автора. Откроет — увидит больше. Дочитает — пиши пропало, потому что дальше в хаотичном порядке ему посыпятся статьи других авторов, которые алгоритмы сочли путешествиями в Афины. И не важно о чем статьи, главное, как обозначили их алгоритмы.
Кароче, тыкая пальцем в небо по тематикам публикаций, система начинает обучение: следит за реакциями аудитории и сравнивает потенциальных жертв просмотра между собой. Мы думаем, что критерии аудитории — возраст, география, пол и тд (все то, что мы видим в студии), но, блин, нет. Именно дзен присваивает аудитории какие-то свои, дополнительные или, наоборот, сокращенные метрики, о которых нам не сообщают.
Скажу только одно — дзен работает локально, варится в собственном соку и доступа к общим данным конгломерата ВК не имеет.
Нестандартный способ проверить
Когда-то я сотрудничалала с кекс-шопом — писала тексты для сайта и соцсетей. Естественно мои поисковые запросы тогда были похожи на записки маньяка. Но рекламу и таргет это не остановило — все соцсети, включая Яндекс Дзен, предлагали мне соответствующий запросам контент.
И вот, сайт закончили, а с заказчиком попрощались.
Прошли годы и он вернулся. Точнее, она, но не суть важно. Желаю, говорит, новый сайт, да и ассортимент расширился. Пиши, Маша, пиши…
И Маша взбодрила поисковик старыми запросами о главном. В ВК я пока не захожу — там алгоритмы на поисковые запросы реагируют быстро. Лента пестрит не только рекламой, но и постами для любителей кексуальных разнообразий. Маркетплейсы подборками предлагают товары 18+. Поисковикам не помогла чистка кэша — пожалуй, сделаю себе пометку на какие темы писать только с рабочего телефона 🍓
А в дзене не реагируют. Никак.
И, думаю, проблема отнюдь не в целомудрии площадки. И, да, запретов на отслеживание я не ставлю принципиально никогда.
Вывод напрашивается сам собой — площадка в информационном бане у папочки. Может поэтому дзен так любит отрываться на авторах?
Как раскручивается канал
Вся эта длинная исповедь о работе алгоритмов была к тому, чтобы показать насколько дзену пофиг на качество. И забота о раскрутке канала ложится только на автора. Эта площадка не будет не может найти подходящую аудиторию.
У большинства соцсетей раскрутка идет двумя путями:
- Продвинутый — адекватно оценивается контент и аудитория. И по реакциям на публикацию, она рекомендуется похожей аудитории.
- Дружеский — лайкнул ваш пост человек и всем его друзьям этот пост так или иначе будет предложен, если их интерес хоть мало мальски в теме поста.
Оба этих варианта предполагают учет поисковых запросов, переписок в мессенджерах и даже, поговаривают, разговоры между собой не по телефону, но в его непосредственной близости — на что только не пойдут компании, собирающие информацию для рекламы. А соцсети это что? Правильно — рекламные площадки, которые отражают триумф циничности технологий.
Но дзен легких путей не ищет, поэтому идет по какой-то собственной модели, которую даже средней между указанными не назовешь.
Поэтому, если во времена Яндекса я топила за отсутствие накруток и взаимок потому что разношерстная аудитория сбивает алгоритмы. По той же причине говорила, что друзей и родню подключать стоит только на первых порах, чтобы получить хоть какой-то трафик. Сейчас времена изменились.
Нет, что касается накруток и взаимок — это мертвые души и они на фиг не нужны даже сейчас. А вот активность друзей и родственников, которым реально интересен ваш контент — скорее да, чем нет. Дзен учитывает активность, но грамотно не идентифицирует параметры аудитории и ее интересы.
Все что может сделать автор для своего канала на дзене — тащить собственную аудиторию из любых доступных мест: других каналов, соцсетей, планет и галактик. Платно, бесплатно, через комменты, рекомендации, кюар-коды на общественных туалетах и билборды с котиками — как угодно. Дзен за нас этого делать не будет.
Чем больше у канала активной аудитории, даже не в подписках, тем больше разгоняются алгоритмы.
Дополнительные параметры для разгона алгоритмов
Именно мой канал хорошо разгоняют не только вливания новой крови, но и регулярные публикации. Вот прям на глазах ползет вверх статистика с каждой неделей рабского труда на канал. Проверено много раз.
Правда, сейчас я пытаюсь переобучить алгоритм на 2-3 публикации в неделю, потому что нет сил выдавать по 2-3 в день — это не про любовь. Если переобучу — расскажу. Пока идет со скрипом для статистики, но с кайфом для меня.
Спорный момент — плашки. У меня статьи получившие метки алгоритмов дзена получают в 10 раз больше показов. Но так работает не у всех.
Еще один важный момент: ключевые темы и слова. С темами проще, топовые даже перечислять не буду, можно посмотреть их в зенстате.
Со словами сложнее — они меняются. То Сбербанк выстрелит, то Ютуб, то пожар. Проще всего новости отсматривать — все, что обсуждаемо, хайпанет и в Дзене. Но тут можно и на предупреждение налететь. В лучшем случае с отменой монеты.
Но самый главный мой секрет СММ — цели и приоритеты. Вроде просто, но многие до сих пор не понимают зачем им дзен — денег хочется, а работать нет. И тут надо выбрать — ради денежек придется заморочиться, подстроится под публику и алгоритмы, наблюдать, анализировать, тестировать теории. Ради удовольствия — забить на все секреты и кайфовать от себя на своем канале.
Не благодарите, но реакции оставляйте 🫶