Город на Каме и старые улицы: 7 необычных фактов об Ижевске
Ижевск могли построить на Каме
Знаете ли вы, что Ижевск мог появиться на…Каме? А возможность такая была: для строительства железоделательного завода рассматривались два места – берег реки Иж или один из притоков Камы в Пермском крае. Строительство завода велось под руководством опытного горного инженера Алексея Москвина. Именно Москвин настоял на том, чтобы завод появился на берегу Ижа, «где леса и прочия удобности, кои никому не отведены, имеютца». К 1763 году рабочие возвели плотину, создав Ижевский пруд. В 1763 году на заводе получили первое железо.
Город появился благодаря Дерябину
К началу XIX века Ижевский железоделательный завод пришел в упадок. Если бы не строительство рядом оружейного завода, он бы быстро захирел. А вопрос о том, где именно будет основан новый завод, решал Андрей Дерябин, один из крупнейших в России специалистов горнозаводского дела.
Несколько лет Дерябин исследовал участки вдоль Камы, Сивы, Кильмези, Чусовой, Ижа. И, в конце концов, выбор Андрея Федоровича пал на Иж. Если бы не это, скорее всего, наш город так и остался бы поселком при небольшом заводе.
«Нобелевский» след
В конце 1860-х Ижевский оружейный завод сдали в аренду, и одним из арендаторов стал Петр Бильдерлинг – артиллерист и изобретатель. Вместе с ним заводом руководил Людвиг Нобель – брат Альфреда Нобеля.
Что делали в столице Удмуртии сестра и мать Ленина и почему не поставили памятник Сталину с 4-этажный домЧто делали в Ижевске мать и сестра Ленина?
– До 1960-х годов по адресу: Карла Маркса, 205, стоял деревянный дом, принадлежавший известному ижевскому нотариусу Геннадию Грачевскому, – рассказывает историк Сергей Селиваноский. – Его жена приходилась племянницей матери Владимира Ленина. Мария Ульянова вместе со своей дочерью Анной – сестрой Ленина – гостила у Грачевских летом 1912 года. Родственницы самого знаменитого большевика в мире прожили в Ижевске 20 дней.
В этом доме жили Мария Александровна и Анна Ильинична Ульяновы. Сейчас на месте дома Грачевских стоит один из корпусов завода «Аксион». Фото: из коллекции краеведа, доцента ИжГТУ Селивановского Сергея Николаевича.
«Вчера, в воскресенье, гуляли мы, осматривали Ижевский завод, – писала Мария Александровна своей второй дочери, Марии. – Он очень большой, настоящий город, в нем, говорят, 50 тысяч жителей, мужская и женская гимназии и несколько других учебных заведений. Завтра думаем ехать за город в березовый лесок и луга, принадлежащие М. А., у ней и корова, и лошадь своя. На днях будет сенокос, пойдем сгребать сено...»
Памятник Сталину высотой с 4-этажный дом
Согласно генплану застройки нашего города 50-х годов прошлого века, Центральная площадь должна была выглядеть совсем по-другому. Здесь собирались выстроить огромный театр, здания министерств и ведомств, жилые дома, учебное заведение. А в центре площади появился бы огромный – высотой с 4-этажный дом – памятник Ленину и Сталину.
Герой штурма Зимнего не смог взять Ижевск
В разгар Гражданской войны Ижевск на 90 дней вырвался из-под власти Советов. Этот период известен как Ижевско-Воткинское восстание, продолжавшееся с августа по ноябрь 1918 года.
18-19 августа шесть тысяч красноармейцев (по другим источникам – не более двух тысяч) приплыли из Сарапула в Гольяны, а оттуда двинулись на Ижевск с 8 пушками и 32 пулеметами. Командовал ими один из предводителей штурма Зимнего дворца Владимир Антонов-Овсеенко по прозвищу «Штык». Нападающим Ижевск оказался не по зубам: наступление красных в итоге захлебнулось – им не хватило смелости и организации.
Первый завод в стране
Ижевск всегда славился промышленным производством: на машинах, мотоциклах, собранных в столице Удмуртии, ездили по всей стране! Но первыми мы были еще и в машиностроении. Так, в 1959 году в Ижевске началось строительство первого отечественного завода тяжелых бумагоделательных машин объединения «Буммаш». По тем временам это была одна из самых грандиозных строек в Ижевске. Высота заводских корпусов – 30 метров, то есть под крышей цеха легко мог бы уместиться 10-этажный дом. В основании железного «скелета» стен были колонны, которые привозили в Ижевск частями, потому что ни один вагон не мог везти колонну длиннее 12 метров. Строить предприятие помогали заключенные ближайших колоний, располагавшихся вдоль Воткинского шоссе.