Нам не известно достоверно, когда политическая власть иранцев распространилась на территорию нынешней Грузии, но в любом случае в эпоху Ахеменидов эта территория входила в состав Персии, о чём свидетельствует Геродот: «Даже колхи и их соседи до Кавказского хребта (до этих пор ведь простирается персидская держава, области же к северу от Кавказа уже не подчинены персам) налагают на себя подати в виде добровольных даров»[1] (История, 3.97). Слова «отца истории» подтверждают обнаруженные археологами на востоке нынешней Грузии административные постройки ахеменидского имперского типа.[2] По всей видимости, Иберия (Картли) входила в состав персидской сатрапии Армения.
В данном очерке речь идёт именно о «Восточной Грузии» (Иберии, Картли). «Западная Грузия» (Колхида-Лазика, Эгриси), расположенная к западу от Сурамского хребта, в этническом, культурном и политическом отношении представляла собой отдельное образование, которое было объединено с Картли в рамках единого государства только в XII в., когда абхазские Багратиды завоевали Тбилисский эмират.
Грузинская историческая традиция утверждает, что покорение Персии Александром Македонским привело к образованию Картлийского царства. Эта традиция известна в двух вариантах. Согласно «Картлис Цховреба» («Жизнь Картли»), Александр посадил в Мцхете «тирана» Азона, македонца по происхождению, который был позднее свергнут Фарнавазом, ставшим первым царём Иберии. Фарнаваз был по отцу картлийцем, а по матери персом: «Оставил он (т.е. Александр) только племя Картлосидов. Управлять ими оставил патрика по имени Азон, сына Яредоса, своего сородича из страны Македония… В то время жил в Мцхета один юноша по имени Парнаваз. Сей Парнаваз по происхождению был из Картли, сородичем Уплоса, сына Мцхетоса, а по матери – персом из Исфахана» (перевод В.Г. Авхледиани).
Согласно другой традиции, отражённой в «Мокцевай Картлисай» («Обращение Картли»), Азон или Азо был наследственным правителем государства Ариан Картли, т.е. Арийской (Иранской) Картли. Этим названием должно было обозначаться какое-то образование на землях Иберии, входивших в состав Ахеменидской Персии. Азо, посаженный Александром правителем в Мцхете, привёл к себе своих сородичей из Ариан Картли, которые стали прародителями иберийской знати.
Преемником Азо был Фарнаваз, о происхождении которого не сообщается: «И держал при себе царь Александр сына царя Ариан-Картли Азо, и дал ему в резиденцию Мцхета, назначив границами Эрети, Эгрисцкали, Армению и Црольскую гору, и ушёл. А этот Азо отправился в Ариан-Картли, к отцу своему, и привёл [оттуда] восемь домов и десять домов сородичей, и поселился в древней Мцхета, имея богами идолов Гаци и Гаим. И этот Азо, сын царя Ариан-Картли, был первым царём в Мцхета, и умер. И после него царём стал Фарнаваз» (перевод Ефимия Такайшвили).
В грузинских сочинениях имеются противоречивые списки древних царей Картли, которые к тому же не совпадают со свидетельствами греческих и римских историков, поэтому достоверно восстановить династическую историю Иберии не представляется возможным. Однако, судя по именам царей Картли, среди них преобладал иранский элемент. Практически все они имеют иранское происхождение, хотя восстановить точную этимологию имён не всегда возможно, учитывая длительное бытование и неизбежное искажение в иноязычной среде.
В имени первого царя Иберии Фарнаваза I (299-234 до н.э.)[3] присутствует иранское слово farn (божественная благодать, присущая иранским царям и героям). Грузинская традиция приписывает Фарнавазу введение в Картли культа Армаза (т.е. Ахурамазды). Имя Армаза присутствует в названии культового центра дохристианской Иберии Армази или Армазцихе («Цитадель Армаза»), находившегося на горе Багинети (< ир. baga «бог») в 2 км к северо-западу от Мцхеты и основанного, согласно преданию, тем же Фарнавазом.
Фарнавазу наследовал его сын Саурмаг (234-159), имя которого, вероятно, родственно имени Савромат, которое носили иранские правители Боспорского царства, и этнониму сармат. На Саурмаге мужская линия династии Фарнавазидов пресеклась, однако грузинская традиция называет Фарнавазидами его преемников вплоть до вступления на престол Иберии Аршакидов во II в. н.э.
Преемником Саурмага стал Мириан I (159-109), женатый на его дочери. Мириана грузинские летописи именуют «Нимродидом», т.е. потомком библейского Нимрода. «Нимродидами» в грузинской традиции назывались иранцы. Имя Мириан (ир. Mihran) образовано от имени бога Митры. Мириану I наследовал его сын Фарнаджом (109-90), в имени которого также присутствует слово farn.
После Фарнаджома власть в Иберии захватила иранская династия Арташесидов в лице Аршака (Арташеса, т.е. Артаксеркса) I (90-78), сына армянского царя Артавазда I. Аршаку наследовал его сын Артак (78-63), имя которого образовано от перс. arta «истина», а тому – его сын Фарнаваз II (63-30). Затем власть вернулась к Нимродидам (Фарнавазидам) – на престол Иберии вступил сын Фарнаджома Мириан II (30-20).
[1] Κόλχοι δὲ τὰ ἐτάξαντο ἐς τὴν δωρεὴν καὶ οἱ προσεχέες μέχρι Καυκάσιος ὄρεος (ἐς τοῦτο γὰρ τὸ ὄρος ὑπὸ Πέρσῃσι ἄρχεται, τὰ δὲ πρὸς βορέην ἄνεμον τοῦ Καυκάσιος Περσέων οὐδὲν ἔτι φροντίζει).
[2] Stephen H. Jr. Rapp. The Sasanian World through Georgian Eyes: Caucasia and the Iranian Commonwealth in Late Antique Georgian Literature. L. & N.Y., 2016. P. 23-27.
[3] Даты правления правителей Иберии приводятся согласно Кириллу Туманову.
См. подробнее:
https://ridero.ru/books/arii_pervye_u_boga/
https://www.amazon.com/dp/B0CDGYWYGR
https://www.ozon.ru/product/arii-pervye-u-boga-zoroastriyskoe-proishozhdenie-avraamicheskih-religiy-petrov-sergey-1120341291/?sh=j58opFItbw&__rr=1
https://digital.wildberries.ru/offer/148952