Сегодня поговорим о мотоциклах ИЖ. Послевоенную историю ижевских мотоциклов мы с вами знаем достаточно хорошо, многие модели надолго становились настоящими легендами целых поколений. Но что из себя представляли мотоциклы ИЖ до Великой Отечественной? Думаю большинство этого не знает.
Решил немного подробнее осветить данную тему. Начнем с самого начала, так сказать с истоков. В 1928 году на ИЖСталь заводе советский инженер Петр Можаров начинает работу над масштабной работой по созданию мотоциклетной индустрии в СССР. Именно Можаровым были созданы чертежи первых ИЖей. Советский инженер довольно много практиковался на немецких мотоциклетных заводах и как никто другой понимал, что за мотоциклами будущее молодой страны советов!
Можаров разработал целое семейство транспортных средств различной мощности и назначения. В 1929 году по данным чертежам собрали первые прототипы советских мотоциклов ИЖ. Ходовые версии техники получили названия ИЖ 1, ИЖ 2, ИЖ 3, ИЖ 4 и ИЖ 5. Это были различные по своей конструкции мотоциклы. Но в серию, ни один из них, так и не попал, хотя мотоциклы были собраны и прошли испытания в реальных условиях суровых советских дорог.
ИЖ 1 и ИЖ 2 имели 1200 кубовые v-образные четырехтактные движки мощностью 24 лошадиных силы. ИЖ 3 получил мотор поменьше - 750 кубовый двигатель с двумя цилиндрами. Первые три модели имели карданную передачу и относились к классу тяжелых мотоциклов. Эти мотоциклы должны были заинтересовать в первую очередь Красную Армию, поскольку для обычных граждан такие большие и мощные мотоциклы были избыточной роскошью.
А вот более легкий мотоцикл ИЖ 4, как раз разрабатывался в качестве народного средства передвижения для всех. ИЖ 4 получил простой одноцилиндровый 2-ух тактный двигатель мощностью всего 4.5 лошадиные силы. Двигатель объемом всего 200 см3 передавал крутящий момент на заднее колесо с помощью карданной передачи.
Увидел свет и еще один прототип. ИЖ 5 с одноцилиндровым четырехтактным двигателем объемом уже 400 см3. Этот агрегат выдавал уже 8 лошадиных сил. Там от кардана решено было отказаться, перейдя на обычную приводную цепь. Повторюсь, что все эти прототипы ездили своим ходом и участвовали в соревнованиях, но до серийного конвейера, так и не дошли.
Был и еще один мотоцикл. Это ИЖ 6, но его судьба сложилась следующим образом. Мотоцикл был готов только на чертежах, а вот собрать его в металле так и не успели. Петр Можаров получает телеграмму из Москвы. Ему срочно требуется ехать в Ленинград, помогать налаживать массовое производство легкого советского мотоцикла Л300 завода Красный Октябрь.
В начале 30-х годов в руководстве страны наконец-то созрели решения о начале масштабного производства мотоциклов. Тогда Петра Можарова отправляют обратно в Ижевск, где ему предстояло налаживать производство мотоциклов на местном предприятии. На этот раз ему дали все полномочия и самостоятельность в принятии решений.
Первая серийная модель Ижевского завода получила название ИЖ 7. Сборка стартовала в 1933 году, но тогда выпустили всего несколько мотоциклов, а уже в 1934 году собрали более сотни мотоциклов. По сути ИЖ 7 стал упрощенной версией ленинградского мотоцикла Л300, а тот свою очередь был создан на базе немецкого ДКВ. В качестве силового агрегата выступал 300 кубовый бензиновый мотор мощностью всего 5.5 лошадиных сил. Трансмиссия представляла собой 3-ступенчатую коробку передач. Привод цепной на заднее колесо. Переключение передач осуществлялись вручную, длинным рычагом под правой рукой.
В 1937 году объем производства мотоцикла составлял уже более 3000 штук в год. Известна и розничная цена ИЖ 7. Стоимость мотоцикла в 1938 году - 3360 рублей. Несмотря на высокий спрос, на эту технику, Можаров постоянно работал над улучшением конструкции и расширением модельного ряда.
В 1938 году на конвейере появляется новая модель ИЖ 8. По сути это была глубокая модернизация предшественника. Тот же 300 кубовый двухтактный двигатель получил петлевую продувку с двумя продольными каналами за счет чего мощность повысилась с 5.5 до 8 л.с. Изменилась и система электрооборудования, мотоцикл стал оборудоваться генератором и аккумулятором. Появилась фара головного света. ИЖ 8 оснастили амперметром в корпусе фары.
Но основное внешнее отличие новой модели от своего предшественника заключалась в иной выпускной системе. Расширительная камера стала компактней, а выхлопная труба выходила из нее в другом направлении. Выпускной коллектор получил совершенно иную форму. Что касается трансмиссии и подвески, то там особых изменений не произошло заднее колесо по-прежнему не имело подвески. Спереди стояла передняя вилка параллелограммного типа.
Получив довольно большой опыт реального производства ижевские конструкторы во главе с Можаровым задумались о более серьезной модернизации. Следующей моделью стал мотоцикл ИЖ 9. Новинка появилась на конвейере ижевского завода в 1940 году. Изначально планировали отказаться от объема в 300 см3, в пользу нового 350 кубового двигателя. Но потом от этой идеи ушли, оставив смелую задумку для следующей модели.
Самым интересным новшеством нового ижевского мотоцикла стала революционная система выхлопа. Конструкторы решили, что цилиндр должен получить два выпускных окна. Так и появился первый серийный ИЖ с 2-мя выхлопными трубами. Это конструкторское решение позволило улучшить охлаждение цилиндров и головки блока, сделать работу двигателя более стабильной и увеличить мощность до 9 лошадиных сил.
Кроме двигателя на ИЖ 9 появилась и масса других инноваций. Была применена более прочная и надежная вилка переднего колеса, существенно увеличили диаметр переднего тормозного барабана, что повысило эффективность тормозов. По многим показателям ИЖ 9 не уступал иностранным мотоциклам того времени. Мото промышленность во всем мире развивалась огромными темпами и советские инженеры тоже не сидели сложа руки.
Перед самой войной начинается разработка принципиально нового ижевского мотоцикла ИЖ 12. Советский мотоцикл, наконец-то, получил мощный 350 кубовый 4-тактный двигатель развивавший 14 л.с. Четырехтактный мотор снабдили передовым приводом ГРМ, который представлял собой надежный блок шестерен. Появились впускной и выпускной клапана, которые приводились в работу толкателями и штангами. Причем сам двигатель был верхнеклапанным, что для того времени было редкостью, даже у иностранных производителей. ИЖ 12 получил новую коробку передач с ножным переключением.
В конце 1940 года была выпущена пробная тестовая партия ИЖ 12. Доподлинно известно, что было произведено всего 49 мотоциклов этой модели. На сегодняшний момент сохранилось 2 или 3. Один из сохранившихся ИЖ 12 стоит в подмосковном Музее техники Вадима Задорожного.
Массовое производство нового советского мотоцикла ИЖ 12 должно было стартовать в июне 1941 года. Конвейер несколько месяцев готовили под принципиально новую модель мотоцикла, который мог бы в корне изменить всю историю ижевского завода. Но началась война и все работы были прекращены, а мощности завода тут же отдали под производство военного оборудования. Ижевский завод несколько лет работал на оборонку, а затем случилась совсем другая история. Петру Можарову поставили памятник в Ижевске. Все таки, как ни крути, именно он отец нашего мотопрома.
Кстати, у меня есть видео, где можно поподробнее рассмотреть модели ИЖ 7, 8, 9 и 12. Информации о моделях ИЖ 10 и ИЖ 11, к сожалению, не сохранилось. Видео снято в Музее техники Вадима Задорожного, там как раз эти мотоциклы и стоят.
Пишите свои комментарии, обсудим нашу историю.