Найти тему
Истинный Петрович

Обучение и военная служба Николая II.

"Уровень его знаний соответствовал образованию гвардейского офицера, что, само собой разумеется, было недостаточно не только для управления государством, но и для оперативного руководства всей вооруженной силой на войне." А.Д.Бубнов (1883-1963) адмирал, военный теоретик, мемуарист.

С рождения всем великим князьям обязывалось служить по военному ведомству на суше или на море, личные стремления ничуть не учитывались и исключения не допускались. У императорских детей была каноническая привилегия - их записывали в "военную службу" в раннем возрасте. Эта номинальная служба давала малышам право носить полковые мундиры и блеснуть строевой выучкой, отстояв "на часах" в дни каких-либо торжеств.

Александр III и Мария Федоровна с первенцем Николаем.
Александр III и Мария Федоровна с первенцем Николаем.

Согласно традиции, первый внук Александра II сразу после рождения(6/19 мая 1868г) был зачислен в списки гвардейских полков - Преображенского, Семеновского, Измайловского, Егерского, Кавалергардского и других, назначен шефом 65-го Московского пехотного полка. В 1873г. пятилетний цесаревич назначен шефом Лейб-гвардии Резервного пехотного полка, а в 1875г. зачислен в Лейб-гренадерский Эриванский Его Величества полк.

13 Лейб-гренадерский Эриванский царя Михаила Федоровича полк - старейший и наиболее титулованный в русской императорской армии, старшинство полка - 25.06.1642г.
В 1642г. - по указу царя Михаила Федоровича Романова в был сформирован Московский Выборный солдатский полк(нового строя).
С 1682г. - Бутырский Московский полк.
С 1827г. - Эриванский карабинерный пехотный полк
С 1856г. - Эриванский лейб-гренадерский Его Величества полк.
Первый шефом гвардейского полка стал император Александр II. Николай II, пребывая императором, был шефом полка, 02.11.1894 - 04.03.1917.
Март-апрель 1918г. - расформирован в г.Тула
250-летие 13-го Лейб-гренадерского Эриванского Его Величества Царя Михаила Федоровича полка. 1642-1892гг.
250-летие 13-го Лейб-гренадерского Эриванского Его Величества Царя Михаила Федоровича полка. 1642-1892гг.

С детства великие князья играли в лошадки, охоту, войну. У них были луки и стрелы, сабельки, винтовки, доспехи и маленькие пушки. В Царском селе специально для военных упражнений была построена игрушечная крепость, набиралась "потешная рота" из родственников и детей придворной обслуги. У всех царственных отпрысков были армии оловянных и деревянных солдатиков. Большую коллекцию солдатиков имел и маленький Николя, позже, многие перешли к его сыну Алексею.

Аничков дворец - старейшее здание на Невском проспекте, строительство 1742-1756гг., архитекторы--строители Земцов М.Г., Дмитриев Г.Д., Растрелли Ф.Б.
Аничков дворец - старейшее здание на Невском проспекте, строительство 1742-1756гг., архитекторы--строители Земцов М.Г., Дмитриев Г.Д., Растрелли Ф.Б.
Чин прапорщик появился в России с 1630г., в 1647г. закреплен "Уставом воинским" Алексея Михайловича. Так назывались знаменосцы в полках нового строя и новой армии Петра I.
Прапорщик - младший офицерский чин в Табели о рангах с 1730г.
С 1884г. - прапорщики выведены в унтер-офицерский состав.

6 декабре 1875г. в день тезоименства, дедушка Александр II пожаловал семилетнего Николая первым офицерским чином прапорщика. В 1875г в Аничковом дворце был оборудован пансион, отдельные помещения для проживания, воспитания и обучения наследников престола(Николая и Георгия). В связи с переездом царской семьи в марте 1881г. такой же пансионат воспроизвели в Гатчинском дворце. К 1876г. была подобрана первая учительница, которая должна была научить читать, писать и считать. Офицерская вдова и классная дама/надзирательница Коломенской женской гимназии Александра Петровна Олленгрен была опытным педагогом и вела все предметы по программе для поступления в средние учебные заведения, впоследствие, и для младших - Георгия и Ксении Романовых, до 03.05.1881г. Её сын Владимир, ровесник княжича стал сотоварищем по учебе и играм, вплоть до своего поступления в Псковский кадетский корпус в 1879г.

Великий князь Николай Александрович в форме Лейб-Атаманского полка и в мундире Лейб-гвардии Преображенского полка.
Великий князь Николай Александрович в форме Лейб-Атаманского полка и в мундире Лейб-гвардии Преображенского полка.

С мая 1877г. под руководством, утвержденного лично императором Александром II, наставника-воспитателя генерала Г.Г.Даниловича началось изучение общеобразовательных наук по гимназической учебной программе рассчитанной на 8 лет. "Мертвые" языки, латынь и древнегреческий, были удалены в пользу большего изучения "родственных" иностранных языков: английского, немецкого, французского и датского. Поскольку в роду Романовых ценили и любили музыку и искусство, особое внимание уделялось музыкальному образованию и рисованию. Батюшка Александр III очень даже прилично пел и играл на трубах( геликоне и корнет-а-пистоне), наследник Николай Александрович стал галантным танцором, неплохим художником и недурственно играл на фортепиано.

"Развалины дома на фоне леса", Николай Романов, 1886г.
"Развалины дома на фоне леса", Николай Романов, 1886г.

Детство протекало живо, без излишней чопорности: догонялки, чехарда, борьба, пилка дров, работа в саду... Зимой - снежки, санки, уборка снега, коньки и русский хоккей с мячом! В 1880г. был оборудован гимнастический кабинет со шведскими тренажерами (затрачено более 3.000 крон, около 1.000 рублей) и другими спортивными снарядами (турник и параллельные брусья, разноплановые лестницы, мачты и стойки, маты и канаты), специально изготовленными в петербургской мастерской (обошлось в 684 рубля, и отдельно - 421 рубль). Помощник воспитателя и учитель английского языка в 1879-1889гг. Карл Осипович Хис (Charles Heath) попутно обучал приемам бокса и игре на бильярде.

Григорий Григорьевич Данилович - выдающийся военный педагог, основоположник реформирования военного образования в России. Внес огромный вклад в создание и развитие общеобразовательных военно-учебных заведений - военных гимназий, юнкерских училищ и кадетских корпусов.
"Генерал Данилович, воспитатель царственных детей, обладал не только военными познаниями, но был вообще высоко и всесторонне развитым человеком." Густав Лансон(1857-1934), видный литературовед, в 1886г. около пяти месяцев преподавал французский язык детям Александра III.
Григорий Григорьевич Данилович(1825-1906).
Григорий Григорьевич Данилович(1825-1906).
"Он терпеть не мог этого наставника, черезвычайно сухого "человека в футляре" и когда генерал Данилович скончался, то император Николай послал ему венок, но сам на похороны не поехал." В.К.Олленгрен(1867-1943), полковник, белоэмигрант.
В юношеских дневниках Николая II имя наставника не упоминается, по окончании обучения в 1891г. связь с ним не поддерживалась. С 1893г. Григорий Григорьевич почти потерял зрение, после неудачных операций к 1900г. полностью ослеп.

Летом 1880г., после того как Николаю Александровичу исполнилось 12 лет, и был получен следующий чин - подпоручика, началось его системное военное образование. Инструктором начальной военой подготовки стал бравый фельдфебель Федор Плешаков - знаток воинских уставов, строевой службы и стрелкового дела. Юный офицер, имевший с 9 лет охотничью двустволку, получил личное боевое оружие - новенькую винтовку Бердана №2 и 3 ящика патронов(300шт.), коих хватило едва на две недели. Дворцовый арсенал по возможности пополнялся, в том числе, охотничьими патронами с крупной дробью. Сызмальства отстреливая ворон, бродячих собак и кошек, Николай стал любителем охоты и отменным стрелком.

Винтовка №2 Хайрема Бердана. Прицельная дальность 1.500м (2200м)
Винтовка №2 Хайрема Бердана. Прицельная дальность 1.500м (2200м)
В 1866г. полковник армии США Хайрем Бердан изобрел однозарядную винтовку с откидным затвором калибра 11,43мм(4,5 линии). По пожеланиям и советам русских заказчиков в 1868г. винтовка была усовершенствована (внесено более 30 изменений, в том числе, скользящий затвор) под новый патрон 10,75мм(4,23 линии) и принята на вооружение русской армии в мае 1870г. В США винтовка №2 получила название "russian musket".
В июле 1870г. из Московского Артиллерийского училища выпустился подпоручик Сергей Иванович Мосин(1849-1902)

1/13 марта смертельно ранен самодержец Александр II. По восшествии отца на престол Николай стал цесаревичем (наследником трона) и Атаманом казачьих войск.

Мать Мария Федоровна, урожденная принцесса Мария-София-Фредерика-ДАгмара, неусыпно и строго следила за воспитанием и обучением детей! Заслуженные преподаватели столичных гимназий занимались с великим князем, читали лекции, подробно излагая материал. Прилежный ученик покорно знакомился с отечественной историей и восхищался русской литературой сугубо в отведенное на это время. Николай, к тому же, был обычным юношей, которого вгоняли в сон монологи преподавателей. Больше мечтая о блестящих победах-парадах, маневрах и воинской службе, он с неохотою обращался к мрачным книгам и тетрадям.

Уроки русской словесности, правописания и постановка почерка продолжались вплоть до 1887г., поэтому записи Николая II вполне разборчивы. Речь грамотная, голос негромкий, отчетливый с мягким иностранным акцентом.

С 1880г. - старший гимназический курс, число уроков увеличено с 15 до 30 часов.
С 1880г. - старший гимназический курс, число уроков увеличено с 15 до 30 часов.

Спрашивать как усвоен предмет было запрещено, что делало процесс довольно своеобразным. Светская публика внимательно следила за успехами и недостатками в обучении великого князя и престолонаследника. Любые жалобы педагогов могли обернуться укором в их собственном небрежении и непрофессионализме. Да и как можно обижаться на будущего императора?!

Поручик гвардии Николай Александрович, орден Андрея Первозванного(вручается с рождения) и медаль "В память о коронации императора Александра III". 1884г.
Поручик гвардии Николай Александрович, орден Андрея Первозванного(вручается с рождения) и медаль "В память о коронации императора Александра III". 1884г.

По достижении совершеннолетия, 6 июня 1884г. цесаревич Николай Александрович в торжественной обстановке принёс две присяги гражданскую и военную на верность Престолу и Отечеству.

Первым указом совершеннолетнего наследника стал рескрипт о выделении 15.000 рублей генерал-губернатору В.А.Долгорукову для распределения между жителями Москвы, которые наиболее нуждаются в помощи.

С августа 1884г., получив очередной чин поручика, наследник приступил к академическим занятиям.

Добавилось изучение естественных наук, были оборудованы и богато оснащены физический кабинет и химическая лаборатория. Как управленцу высшего звена, цесавревичу полагались лекции по законоведению и международному праву, политэкономии и дипломатии. В рамках военного образования подлежали изучению история военного искусства, стратегия и тактика, боевая подготовка и слаженность войск, фортификация и топография, основы артиллерии и военно-морское дело. Будущему государю преподавали лучшие научные силы России!

Штабс-капитан Лейб-гвардии Преображенского полка Николай Александрович Романов.
Штабс-капитан Лейб-гвардии Преображенского полка Николай Александрович Романов.

В июле 1887г., по достижении 18-летия, Николай был произведен в штабс-капитаны и определен в лейб-гвардию Преображенского полка. Там он числился два года, исполняя обязанности взводного, а затем ротного командира.

Красное село, купленное в 1819г. императором Александром I стало летней резиденцией и местом проведения воинских учений в 1823-1914гг. Здесь сформировался гигантский военно-учебный комплекс общей площадью 210км2. Имелся вокзал, театр, ипподром, императорский каменный павильон, гостинницы, комфортабельные дома для офицеров и бивуаки для палаточных солдатских городков. С мая по август войска занимались строевой учебой, стрельбами, тактической подготовкой и общими маневрами. В учениях обычно участвовало до 40.000 человек.
Солдатские палатки, офицерские казармы и ипподром в Красном Селе.
Солдатские палатки, офицерские казармы и ипподром в Красном Селе.

Пребывание в летних лагерях русской гвардии в Красном селе очаровало молодого Николая, взамен редких и краткосрочных посещений полковых казарм. Общение с блестящим русским офицерством, необязательные дежурства, командывание настоящими, живыми солдатиками, участие в стрельбах, скачках, учениях и маневрах - это было мечтой и стало отдыхновением будущего императора!!

"Я проделал уже два лагеря в Преображенском полку, страшно сроднился и полюбил службу!"
"Проснулся - во рту будто эскадрон ночевал.. Вчера выпили 125 бутылок шампанского. Был дежурным по дивизии.."

Довольствие и условия службы привилегированных гвардейских частей разительно отличались от обычной жизни и быта русской армии, особенно, дальних гарнизонов.

"Автоматическая пушка Хайрема Максима, которая заряжается силой отдачи" образца 1895г.под патрон 7,62×54(Мосина)
"Автоматическая пушка Хайрема Максима, которая заряжается силой отдачи" образца 1895г.под патрон 7,62×54(Мосина)

9 марта 1888г. цесаревич Николай присутствовал при историческом испытании пулемета Хайрема Максима в Манеже Аничкова дворца. Об этом сделана запись в дневнике. До Первой Мировой войны пулеметы оставались в легкой артиллерии, а русская промышленность производила минимальное колличество патронов и пулеметов(не более 50шт в месяц). Ручные пулеметы были редкостью и не производились.

Цесаревич Николай Александрович в форме Лейб-гвардии Гусарского полка.
Цесаревич Николай Александрович в форме Лейб-гвардии Гусарского полка.

С мая 1889г. молодой офицер направлен на кавалерийскую службу в Лейб-гвардии Гусарский полк. Большая часть столичных гвардейских офицеров происходила из знатных дворянских семей. Дружеские пирушки, конные и стрелковые турниры, посещение различных зрелищ, театр и, конечно же, романтические увлечения...

Между тем, перечень преподаваемых дисциплин расширялся, колличество учебных часов увеличивалось. Взрослевший наследник престола, соответствуя положению, посещал балы и светские мероприятия. С весны 1889г. он начал присутствовать на заседаниях Государственного Совета и Кабинета министров.

Увы, Николай II не обладал энергией, талантами и работоспособностью предков, Петра I, Павла I, Александра II - сил и времени на учебу почти не оставалось...

"Сегодня навсегда и окончательно прекратил свои занятия!" Николай II, май 1890г.

Имея прекрасную память, но весьма средние способности и слабую тягу к знаниям, Николай II превратился в кладезь разрозненных сведений по разным отраслям, без всякой возможности применять их в практической жизни. Будучи интровертом, крайне подверженным чужому влиянию, Николай Александрович уверовал, что чудодейственная сила миропомазания способна даровать российскому самодержцу все необходимые познания.

"До сих пор не могу понять, как Наследник, предназначенный самой судьбой для управления одной из величайших империй мира, мог отказаться до такой степени неподготовленным к исполнению обязанностей величайшей трудности." Извольский А.П.(1856-1919), русский государственный деятель, на дипломатической службе 1875-1917гг.
"Память Азова", с 1892г.- средний броненосный крейсер I ранга.
"Память Азова", с 1892г.- средний броненосный крейсер I ранга.

По завершении академического обучения и для привития навыков морского дела, и дабы, отстранить от увлечения балетом (в особенности, балериной Матильдой Кшесинской), - цесаревич Николай был отправлен в заграничное путешествие на новеньком полуброненосном фрегате "Память Азова", 23 октября 1890г. - 4 августа 1891г.

Учебный парад - искренняя любовь Николая II.
Учебный парад - искренняя любовь Николая II.

P. S. Посредственность правителей, их глупое тщеславие, их легкомыслие в делах государственных, их неумение окружить себя нужными людьми... Плохо, когда человек не на своём месте, еще хуже, когда занимает ему чуждое🖐️👍👍