Я не занимаюсь разоблачениями, но хотелось бы поднять тему детского волейбола и его развития. Я не буду говорить про специализированные "ШОРЫ", куда родители сами отдают высокорослых детей. Или их туда заманивают тренера, которые ходят по школам. Хотелось бы затронуть обычные учебные заведения, любительские секции. Ведь таких детей большинство. Да и поднятие волейбола как спорта должно идти с помощью масс и развития его в обычных школах. То есть не только с помощью специализированных "учреждений - олимпийских резервов", но и с помощью привлечения широкой аудитории и "фанатской" базы
В настоящий же момент в обычных школах волейбол развивается на достаточно низком уровне. Многие сильные команды от школ "вымирают" из-за того, что старшие ребята выпускаются, а подрастающее поколение не имеет такого интереса и возможности тренироваться. Обо всем расскажу подробнее ниже (Для систематизации разобью по пунктам):
Недостаток финансирования
Очевидный критерий. Ведь во многих школах спортивные программы финансируются ограниченно. И приоритет может отдаваться другим популярным видам спорта, таким как футбол, баскетбол и тп. Я считаю, что какие-то часы должны отводиться на обучение волейболу. Пускай они будут меньше, чем у баскетбола или футбола, но они необходимы. Все потому, что каждый вид спорта учит нас определенным качествам. И чтобы ребенок вырос разносторонним, нужно использовать различные подходы и способы обучения. В частности, менять сферы спортивной деятельности во время процесса обучения
Отсутствие тренеров
Когда я учился в школе, у нас были часы, отведенные на волейбол, баскетбол и другие виды спорта согласно "плану". Но на деле из инвентаря у нас были турники, лесенки, маты и скакалки. Поэтому каждый урок физкультуры преподаватель проводил плюс-минус одинаково
Данная проблема имеет комплексный характер и включает в себя несколько ступеней. Учителя физкультуры получают фиксированную зарплату за то количество "часов", что они "отвели" у детей. Получается, никто не хочет перерабатывать и заниматься дополнительным развитием секций во внеучебное время, так как доплата за это несущественная или ее просто нет. Но плюсом ко всему, учителя физкультуры не являются профессиональными тренерами по волейболу или баскетболу. Поэтому даже при наличии в школе волейбольной секции не обязательно вас будут учить играть. (В мое время физрук открывал нам зал, мы с ребятами сами по себе пытались играть и учились без чьей-либо помощи. Преподаватель же сидел в своей подсобке и занимался своими делами, параллельно получая за нас надбавку к зарплате. Судить его, конечно, трудно, ведь сам он, по сути, никогда в волейбол и не играл)
Получается такое комбо, что в школах отсутствуют квалифицированные тренера и урезано финансирование. А те учителя физкультуры, что "есть в наличии" сами не способны обучить сложным технически видам спорта. Да они и не обязаны перерабатывать практически за бесплатно
Инфраструктура
К сожалению, у большинства школ спортзал маленький, а волейбольная площадка имеет размеры 18/9 метров и высоту сетки 243 сантиметра. Получается так, что в некоторых залах играть просто невозможно. Потому что мяч постоянно ударяется о потолок или ширины/длины зала не хватает, чтобы втиснуть туда площадку. И поэтому школьный волейбол пропитан нестандартными сетками, площадками, зонами и тп. Что, естественно, не дает возможности развиваться в должной степени. Ведь если ребенку неудобно тренироваться, то, скорее всего, он забросит это дело
У меня в школе была площадка нормальных размеров. Но при этом зона разбега на подачу была, ну меньше метра, наверное. Из-за чего приходилось брать разгон из дверного проема тренерской каморки. Это сильно мешало выполнять правильный разбег без заступа. Соответственно, усложнить или усилить подачу непредставлялось возможным
Помимо самой площадки, для игры требуются хотя бы мячи и сетка. В некоторых учебных заведениях сетки очень старые, но их не списывают. Из-за чего учащиеся "сбрасываются" на сетку самостоятельно. Если сетку еще найти можно, то мячи же оставляют желать лучшего. Большинство из них безбожно перекачано, прорвано из-за использования не по назначению (Волейбольными мячами играют в футбол, пинают их, сидят на них и тп..). Да и вам очень повезло, если в вашей школе есть хотя бы один старый мяч от Mikasa, а остальные от Jogel. Это достаточно оптимальный вариант, хороший мяч для товарищеских встреч, а Jogel - для обычных тренировок. При всем при этом мячи от Jogel далеко не плохие для их использования в школах (Можно сказать, оптимальное цена/качество и относительная износостойкость)
Но во многих школах даже этого нет. В них можно встретить потрепанные Larsen, Lider и подобные малоизвестные бренды. Мячи от которых расклеиваются на глазах, и ребята тренируются остатками в лице "серых камер"
Культурный фактор восприятия
К сожалению, среди большой массы людей волейбол считается только женским видом спорта или "стоячим" видом спорта. Все это влияет на восприятие родителей тех детей, кто ходит на волейбол. Родители хотят ребенку добра, чтобы его нигде не травили. А тут представьте: вы отец и приходите на работу, а там ваши коллеги смеются над волейболом в духе: "Что за перекидывание мячиком? А вот боокс - это да, круто!!". Естественно, родитель с искаженным восприятием быстренько переведет ребенка в другую, более "крутую" секцию. И никто не спорит, что бокс - это круто, но и волейбол - это тоже круто. У каждого свои предпочтения, и нужно их уважать. Я уже подробно развеивал мифы о том, что волейбол - какой-то "не такой" вид спорта (Прикреплю статьи ниже):
Если вкратце, то волейбол даже на среднем уровне - это подвижный вид спорта. Постоянные смены из-за специфики расстановки, работа во время защиты (Нужно успеть занять правильный угол и дистанцию от сетки), прыжковая активность, резкие взрывные старты, "челноки" во время розыгрыша, когда атакующий может навернуть кругов (По геометрической форме скорее овалы) 5, при этом выпрыгивая каждый раз и все равно остаться без паса. (Круг в данном толковании - это разбег на атаку, прыжок, приземление и возвращение на исходную)
Отсутствие соревнований
Большая проблема заключается в том, что соревнований по волейболу крайне мало, для школьников. Это 1 турнир в год (Проводит школьная волейбольная лига) и то не везде, (Турниры по типу "Локоволея" и тп. доступны только для ребят со спортшкол). Остаются только городские соревнования и товарищеские матчи с другими командами. Когда в то же время у баскетболистов существуют как городские соревнования, так и школьные лиги организовывают турниры. А так же задействованы большие проекты по типу "Кэс-Баскета", куда достаточно легко попасть (Наши баскетболисты в школе выходили на них ежегодно, будучи не самой сильной командой в городе, которая состояла из обычных ребят. Без единого профессионала)
Соревнования же очень важны для подростков, так как они проявляют командный дух, увеличивают желание самосовершенствоваться и тренироваться, укрепляют отношения игроков между собой. Да и чем чаще соревнования, тем меньше ребята волнуются на следующих и, соответственно, меньше ошибаются, становятся более мотивированными. А когда у вас один турнир где-то в конце учебного года, то дети задаются вопросом: "А зачем нам вообще тренироваться? Кого мы должны побеждать то?". И получается так, что мотивации практически нет, тренировки пропускаются. А после на соревнованиях из-за волнения (Целый год ведь ждали) ребята не могут показать все свои способности и много ошибаются
Вывод
Подводя итог я хочу сказать, что волейбол развивается достаточно медленными темпами из-за большого ряда причин. Их невозможно решить единовременно и запустить машину по его "раскрутке". При этом волейболу составляют конкуренцию и другие серьезные виды спорта с мячом, которые весьма популярны у нас. Мне остается только надеяться на то, что со временем волейбол будет развиваться и станет более масштабным видом спорта на территории нашей необъятной. Всем удачи на поле!
Если тебе понравилась эта статья, то подпишись, ведь практически 90% аудитории читают без подписки. Это очень сильно поможет мне в развитии. Здесь я рассказываю про волейбол!