Актер и президент Горький fest 2024 рассказал о фестивальных планах на следующий год и о проектах, которые впечатлили его сильнее всего за последнее время.
С 12 по 18 июля в Нижнем Новгороде уже в восьмой раз прошел фестиваль нового российского кино Горький fest 2024. Открыли его продюсер Оксана Михеева и бессменный президент фестиваля Михаил Пореченков. На красной дорожке он лично встречал звездных гостей, а в интервью Woman.ru рассказал не только о самом фестивале, но и об актерских успехах дочери Марии, о том, почему режиссерам не нужно бояться снимать классику, и о молодых артистах, на которых он возлагает большие надежды.
Woman.ru: Как в этом году выбиралась тема фестиваля?
Михаил Пореченков: Думаю, здесь лучше спросить Андрея Апостолова — нашего программного директора, идея по большей части принадлежит ему. Просто в какой-то момент мы поняли, что сказки занимают важное место в российском кинематографе, об этом говорит огромное количество новых проектов. Мы хотели поговорить об этом феномене: почему именно сказки стали такими популярными и мегакассовыми? Что случилось, что зритель стал ходить в кино именно на сказки? Ведь залы заполнены не только детьми, но и взрослыми. Какую информацию несут нам сказки? На какой уровень они перешли? Что будет дальше? Как они будут развиваться? Эта тема лежала на поверхности.
Как формировался состав жюри?
(В 2024 году в него вошли режиссеры Юрий Мороз и Анна Меликян, актриса Юлия Александрова, оператор Денис Аларкон Рамирес, композитор Райан Оттер и кинокритик Василий Степанов — прим.ред.)
Михаил Пореченков: Все члены жюри серьезные люди, многие из них наши друзья, и для них это, конечно, работа, большой труд. Иногда случается, что у кого-то большая занятость или нет желания, но мы всегда приглашаем людей известных, уважаемых в индустрии, и радуемся, что они нам не отказывают.
Восемь лет вы делаете фестиваль вместе с Оксаной Михеевой. Случаются ли между вами разногласия?
Михаил Пореченков: Конечно. Как в любой работе, а тем более в работе с людьми, у нас возникают какие-то шероховатости, но мы на них не обращаем внимания. Мы пытаемся их сгладить — в этом и заключается принцип командной работы. Всякое бывает, но (тьфу, тьфу, тьфу) мы с Оксаной друг друга понимаем.
Вы объясняли интерес к теме сказок в том числе и интересом к эпохе СССР, так как многие фильмы и мультфильмы были сняты в тот период. Сейчас это время вообще часто показывают в кино, но не всегда в положительном ключе. Каким оно было для вас?
Михаил Пореченков: Время было прекрасное. Все сказки, которые я смотрел, были фантастические. И это без спецэффектов! Но говорить «там было лучше»… В каждом времени нужно находить свою прелесть. Мне кажется то, что происходит сейчас, тоже ведет нас в правильном направлении.
На церемонии открытия фестиваля гости громче всего приветствовали вас и Славу Копейкина. У вас есть свои фавориты среди молодых актеров?
Михаил Пореченков: Конечно, у меня есть ребята, которые мне нравятся. Например, Никита Ефремов и Паша Табаков, они уже очень серьезные кинематографисты, которые многое сделали. Из «Слова пацана» Рузиль Минекаев тоже очень хороший парень. И Никита Кологривый шикарно сыграл роль Кощея. Это было очень круто!
А кого из молодых актрис вы считаете самой талантливой?
Михаил Пореченков: С актрисами тяжелее: кого-то не назовешь, так они обидятся… Анна Никитична Михалкова, моя подруга: я считаю, что она выросла и стала очень-очень серьезной актрисой. Мне она очень нравится. Мне Юлия Хлынина нравится, мы с ней приятельствуем, иногда как-то балагурим вместе. Аня Чиповская, с которой мы работаем на сцене, тоже прекрасная актриса — и кино, и театра. Мне близки те, с кем я долго работаю.
Ваша дочь Мария теперь тоже актриса, в прошлом году она поступила в школу-студию МХАТ. Как прошел ее первый год в статусе студентки?
Михаил Пореченков: Мария отличница. Когда у нее возникают вопросы, я все пытаюсь с ней разбирать. С ее стороны поступает много вопросов, дочь — человек пытливый, она пытается все осмыслить, часто спрашивает, что сделать, если что-то не получилось. Мария довольно сильно устала, первый год сложно ей дался, но она со всем справилась. Я смотрю все ее выступления, все экзамены, слежу, чтобы дочь анализировала свою работу, чтобы привносила что-то новое.
Есть ли у вас, как у отца, какие-то табу относительно ее будущих проектов?
Михаил Пореченков: Думаю, мы поймем, что нам надо в творческом плане, а что не нет, уже по ходу.
Какие последние зарубежные и российские проекты вы могли бы отметить?
Михаил Пореченков: Если мы говорим о российском кинематографе, самым нашумевшим, конечно, было «Слово пацана». Этот сериал сделан очень профессионально, его нельзя оставить без внимания. По поводу продолжения? Слушайте, я посмотрел и все понял. Как зрителю, мне тяжело говорить, потому что в силу своей профессии я много что подмечаю, но на эту тему я лучше сам лично пообщаюсь с ребятами, его авторами. Я осознаю, какое впечатление сериал производит на людей. Там очень много симпатичных работ: и актерских, и в том, что касается режиссуры. Ну, а если зритель требует, и зрителю, как говорится, зашло, то почему нет?
А что у нас было яркого зарубежного в последнее время, я как-то и не вспомню. Ну вот «Оппенгеймер». К сожалению, ярких вспышек западного кинематографа за последнее время не наблюдается. Мне кажется, это связано с общей мировой усталостью.
За последний год мы увидели фильмы «Мастер и Маргарита» и «Онегин». Сейчас в работе проект «Руслан и Людмила» с Рузилем Минекаевым. Как вы считаете, стоит ли трогать классику?
Михаил Пореченков: Почему нет, а на чем учиться? Вот, например, в театре: если вы не ставите классические произведения, то вы не растете. Нет сейчас современных авторов, которые могут нам предоставить такой уровень драмы, противостояния, поставленных философских и житейских вопросов. Надо все время возвращаться, переосмысливать, думать, что хотел сделать автор, какие мысли он до нас хотел донести, о чем говорил.
Есть ли какие-то моменты, которые бы вам хотелось бы изменить в прошлом?
Михаил Пореченков: Есть, но говорить об этом я не буду.
Каким будет Горький fest в 2025 году?
Михаил Пореченков: Надеюсь, задорным, таким же веселым, с большим количеством фильмов. Что-то я смотрел до фестиваля, что-то посмотрел уже здесь. Всю программу, конечно, я не могу отсматривать, потому что дел огромное количество. У нас постоянно открываются разные площадки, проводятся круглые столы, совещания — большое количество активности.
Мы уже сейчас начинаем работать над следующим фестивалем, уже понимаем, что не доделали. Это нужно, чтобы он становился лучше и ярче.