Обещание увеличить к 2025-му количество образовательных грантов в полтора раза власти все-таки сдержали. В этом году бесплатно поступить на бакалавриат могут 79 тысяч юношей и девушек (против 54 тысяч в 2019-м). Тем самым реформаторы надеялись решить проблему дефицита высококвалифицированных кадров и заодно снизить уровень социальной неустроенности молодёжи. Но в отсутствие системных изменений их ставка на массовость себя не оправдала и даже дала обратный эффект…
Значительная доля (24,5%) грантов снова выделена на направление «инженерные, обрабатывающие, строительные отрасли» - понятно, что с учетом хронического дефицита «технарей» в стране. Хотя есть риск, что немалая их часть, как и в прошлые годы, останется неосвоенной, даже несмотря на то, что поступить по ним в вузы можно, набрав минимальный пороговый балл – 50.
В этой связи возникают вопросы. На чём основываются подобные расчёты? Учитываются ли реальные потребности экономики РК в таких специалистах? Найдётся ли будущим выпускникам университетов работа по профилю? Возможно ли из тех, кто набрал на ЕНТ 50 баллов или чуть больше, то есть плохо освоил школьную программу, подготовить грамотных инженеров? Не тратит ли государство деньги впустую? Проводятся ли исследования, касающиеся востребованности таких профессий у современной молодёжи? Если страна действительно нуждается в большом количестве инженерных кадров, то какие меры нужно предпринять, чтобы юноши и девушки, имеющие хорошие базовые (школьные) знания, охотно шли на эти специальности?
Количество в ущерб качеству
Как считают эксперты, с которыми мы беседовали на эту тему, проблема кроется в самой системе распределения государственных образовательных грантов – она не дала того эффекта, на который государство рассчитывало, тратя огромные бюджетные средства. Следствием ее несовершенства и неспособности обеспечить равновесие между спросом и предложением стало то, что почти половина выпускников казахстанских вузов работают не по своей специальности или вообще не трудоустроены, о чем год назад заявили депутаты мажилиса.
По словам наших собеседников, в современных условиях предугадать спрос на рынке труда (то есть точно определить, сколько специалистов и какого профиля нужны стране) – задача сама по себе сложная. Плюс ее усугубляет ряд факторов. Например, то, что за минувшие годы в Казахстане сложился переизбыток экономистов, финансистов, юристов, и, наоборот, усугубился дефицит технических кадров, которые могли бы работать в производственных секторах.
С другой стороны, если бы государственный заказ на подготовку «технарей» выполнялся в полном объеме, то такой армии выпускников вузов просто негде было бы себя реализовать. Даже профессионалы и выпускники зарубежных университетов зачастую не находят применения своим знаниям и навыкам ввиду того, что новые производства в стране почти не создаются, а программы индустриализации одна за другой терпят провал. При этом действующие крупные предприятия предпочитают самостоятельно готовить для себя кадры либо нанимать иностранцев.
К тому же сейчас, когда мир в целом и Казахстан в частности взяли курс на цифровизацию, отечественная экономика будет терять рабочие места тысячами. Ведь многие традиционные профессии становятся невостребованными, ручной труд автоматизируется, а к специалистам предъявляются повышенные требования, в том числе знание иностранных языков, компьютерных технологий, наличие сразу нескольких компетенций…
- Запрос на специалистов технического профиля фиксируется в Казахстане давно, причем речь идет именно о высококвалифицированных кадрах, способных работать на современном оборудовании, знающих новые программы и т. д. И это понятно: в связи с повсеместной автоматизацией и цифровизацией в ближайшей перспективе прогнозируется сокращение многих специальностей и появление новых - на стыке с IT-технологиями. А значит, от инженеров и всех «технарей» будут требовать владения новыми навыками и иных подходов к работе, - говорит политолог, руководитель проектов Eurasian center for people management Айман Жусупова.
По зову сердца, а не конкурса
Еще один негативный фактор — это сомнительное качество отечественного высшего образования, которое, сетуют эксперты, неспособно адекватно реагировать на запросы рыночной экономики (работодателей) и обеспечивать ее молодыми специалистами с достаточным уровнем компетенций. Причем довела его до такого состояния во многом та самая система распределения государственного образовательного заказа. После ее внедрения университеты стали конкурировать не за талантливых абитуриентов (что предполагает стремление к совершенствованию учебных программ), а за гранты, которые являются основным источником их доходов.
Плюс ко всему многие выпускники школ идут на бакалавриат, не имея необходимых базовых знаний, и их в прямом смысле надо доучивать, прежде чем они начнут осваивать вузовские дисциплины. Кроме того, немалая часть юношей и девушек поступает в университеты «вслепую», то есть не сделав осознанного выбора. Собственно, поэтому и появилось в стране так много молодежи, не работающей по специальности. Пора бы уже начать выстраивать образовательный процесс таким образом, чтобы студенты определялись с основной специализацией не при поступлении в вузы по итогам ЕНТ, а на последних курсах, полагают эксперты.
- Часто абитуриенты либо романтизируют ту или иную специальность, либо выбирают ее за компанию с друзьями, либо по остаточному принципу (где меньше конкурс). То есть соглашаются на «кота в мешке». В итоге многие из них прерывают учебу или идут в другую сферу деятельности. Чтобы решить эту проблему, государству следует в рамках планирования подготовки кадров задуматься о переходе на систему высшего образования, принятую в западных странах. Она предполагает, что на первом курсе студенты выбирают лишь направление – естественные, технические, социальные, гуманитарные науки. А уже на втором/третьем курсах – конкретную специальность. В таком случае резко возрастают шансы на то, что юноши и девушки будут делать более осознанный (взрослый и адекватный) выбор профессии, поскольку они уже будут понимать ее нюансы и смогут правильно решить для себя, насколько им это подходит. Только тогда можно будет говорить о том, как эффективнее связать рынок образования с рынком труда, - поясняет историк и политолог Жаксылык Сабитов.
Кроме того, стоит задача стимулировать молодых людей к тому, чтобы после окончания вузов они работали в родных местах, а не стремились массово в крупные города. В этом плане государство тоже прилагает немало усилий, но пока тщетно – достаточно вспомнить неудачную программу «С дипломом в село»...
К причинам высокого уровня безработицы среди молодежи с дипломами можно также отнести слабое взаимодействие между реальными субъектами экономической деятельности (предприятиями) и образовательными учреждениями. Хотя именно с этого надо было начинать решать вопрос трудоустройства выпускников вузов, в том числе обеспечив приток в сферу образования тех, кто имеет опыт практической работы на производстве.
Специалистов много, а профессионалов – нет
Между тем, инженеры – это наиболее востребованные специалисты в стране, за труд которых работодатели готовы платить высокие заработные платы, утверждает Айман Жусупова. Речь, конечно, идет не о тех кадрах с сомнительной квалификацией, которыми сейчас перенасыщен рынок труда, а о профессионалах, отвечающих всем современным требованиям. Как отмечает эксперт, это видно даже по перечню профессий, владение которыми позволяет иностранцам получить ВНЖ в Казахстане, - его резко расширили с 21 до 51. Большинство их приходится на сферу цифрового развития - 23 специальности, затем на отрасли, связанные с естественными науками, и на инженерное дело, где нужны кадры по 13 направлениям.
- Как известно, в стране действует программа развития технического образования, в том числе ТиПО, в рамках которой осуществляется модернизация колледжей и вузов, включая оснащение их передовым оборудованием для обучения (в рамках проекта «Жас маман»). Однако там элементарно не хватает подготовленных людей, которые могли бы обучать студентов работе на этом оборудовании. Даже сами преподаватели учреждений ТиПО указывают на то, что им сегодня как воздух необходимы повышение квалификации, переподготовка, качественная организация международных стажировок, оплата участия в международных конференциях как преподавателей, так и учащихся, - говорит Айман Жусупова.
К слову, разговоры о необходимости повышения престижа профессионально-технического образования ходят давно, однако именно этому направлению у нас продолжают уделять меньше всего внимания, в отличие от вузов и школ. Тогда как эффективная система кадрового планирования заключается в том, чтобы максимально задействовать в реализации программы индустриального развития все научные и образовательные ресурсы страны.
Все перечисленное - лишь вершина айсберга. Есть еще множество сопутствующих проблем, которые, вместе взятые, мешают состыковать интересы государства, вузов, науки, общества и работодателей. Хотя укрепление этой смычки и может стать основой успешной кадровой политики в стране. Но пока она не будет обеспечена, любые «широкие жесты» в виде наращивания количества грантов бессмысленны и не приведут к тому, что в Казахстане появится достаточное количество квалифицированных специалистов, заключают эксперты.
https://spik.kz/1944-vysshee-obrazovanie-v-rk-grantov-vse-bolshe-a-tolkovyh-specialistov-vse-menshe.html
Высшее образование в РК: грантов все больше, а толковых специалистов все меньше
7 минут
12 прочтений
19 июля