Заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член Общественного совета при Минтрансе России Кирилл Янков делится экспертным мнением об эффективности борьбы с одним из самых высокотоксичных представителей флоры.
О нашествии такого растения, как борщевик Сосновского, говорят и пишут в последнее время много.
Не остаются в стороне и депутаты: недавно Земельный кодекс предложили дополнить нормой о том, что «собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия… по защите земель населенных пунктов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, от зарастания сорными растениями.». Предложено даже штрафовать губернаторов, которые не борются с борщевиком на участках земли, находящихся в собственности региона. Правительство, правда, этот проект не поддержало.
Горожане чаще видят борщевик не на полях, а вдоль автомобильных дорог. В отличие от других владельцев земельных участков, для дорожников необходимость борьбы с борщевиком – не новость. В Правилах ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденных Правительством, в числе обязательных видов работ есть и «приведение полосы отвода автомобильной дороги в нормативное состояние», предполагающее отсутствие там сорных растений. И такие работы проводятся: например, в июне с.г. Минтранс Подмосковья сообщил, что «в рамках третьего цикла работ по летнему содержанию в Московской области дорожники приступили к ликвидации борщевика вдоль дорог и уже устранили порядка 500 гектаров опасного растения». Трудно судить, соответствуют ли объёмы проводимых работ по очистке придорожных полос масштабу проблемы, но дорожников за борщевик критикуют чаще других – вероятно, потому, что вдоль дорог заросли растения-вредителя виднее, чем в полях или на частных участках. В телеграм-каналах можно встретить фразы: «в городском округе Пушкинский Московской области располагается "борщевиковый лес", принадлежащий ГБУ Мосавтодор».
Борьба с борщевиком на отдельно взятом участке, безусловно, необходима, на этом фронте есть и общественная активность. Есть обширная научная литература, описывающая различные методы борьбы с вредителем.
Однако семена борщевика разносятся ветром, и, по мнению специалистов, «полная ликвидация очагов борщевика не представлялась возможной по причине распространения семян на прилегающих территориях, землевладельцы которых недобросовестно относятся к использованию земли». Понимают это и многие представители власти, например, председатель Госсовета Удмуртии говорит: «работа по борьбе с борщевиком должна носить комплексный и системный характер, и строиться на межведомственном и межмуниципальном взаимодействии. Мы в одном месте убираем, а рядом как росло, так и растёт».
Планы по борьбе с растением-вредителем в регионах России есть, но обычно они, как часть программ поддержки сельского хозяйства, распространяются лишь на сельскохозяйственные земли. А, например, в Белоруссии такие планы действуют на всех землях, в том числе и полосы отвода автодорог: «На основании утвержденных районных планов уполномоченные должностные лица территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды до начала проведения указанных мероприятий направляют пользователям земельных участков письменные требования, содержащие перечень мест и площади произрастания указанного растения. а также способы борьбы с борщевиком Сосновского, включая технологию и сроки их проведения».
Дорожники могут очистить полосу отвода от борщевика, но какой в этом толк, если рядом, на землях другого назначения, с растением никто не борется? Для эффективной борьбы организациям, содержащим автодороги, не надо заниматься этим самостоятельно, а следует максимально координировать работу с соседями, лучше всего – на основе комплексных планов по всей территории района или городского округа, утверждаемых местными администрациями. Только тогда эта работа будет иметь серьёзный эффект.