Найти тему

Как пользоваться сеткой в камере смартфона и создавать цепляющие кадры. Рассказываю зачем нужна сетка и как ей правильно пользоваться.

Оглавление

Сетка в камере нужна для того, чтобы строить композицию в кадре при съемке.

Композиция кадра

Композиция кадра – это явление в фотографии, распределяющее объекты в кадре таким образом, чтобы они гармонично сочетались друг с другом и выстраивали как бы невидимые геометрические фигуры, правильные, пропорциональные или причудливые.

Главный композиционный прием в фотографии - это золотое сечение и правило третей.

Золотое сечение – это композиционный прием, используемый в живописи, архитектуре, позже он пришел и в фотографию. Упрощенная версия это правило третей.

Для создания фото по правилу третей или с использованием золотого сечения потребуется включить режим сетка в настройках камеры телефона. Телефоны iphone имеют режим только сетки, в редких моделях телефона на базе Android помимо сетки встречается еще режим золотое сечение (спираль). Выглядят они так, как показано на рисунках.
Золотое сечение выглядит в виде спирали. Из прямоугольной области выбирается квадрат, оставшийся прямоугольник вновь делится на квадрат и так до маленького размера, потом через каждый квадрат проходит часть окружности и создается спираль.
Золотое сечение выглядит в виде спирали. Из прямоугольной области выбирается квадрат, оставшийся прямоугольник вновь делится на квадрат и так до маленького размера, потом через каждый квадрат проходит часть окружности и создается спираль.
Сетка это две горизонтальные и две вертикальные линии, которые при пересечении делят фотографию на девять квадратов.
Сетка это две горизонтальные и две вертикальные линии, которые при пересечении делят фотографию на девять квадратов.

По опыту могу сказать, что сетка включена у многих. Если у вас выключена сетка, то скорее включайте в настройках камеры. Но вот как ее применять при фотосъемке не все знают. Погнали расскажу!

Золотое сечение – это композиционный прием, по которому мы главный объект съемки размещаем в центре спирали. Линии спирали направляют взгляд зрителя к главному объекту съемки.

На примере, показано, как располагаются главные объекты. Колесо обозрения является главным объектом съемки и его центр совпадает с центром закрученной спирали. Портрет девушки также построен по правилу золотого сечения. Девушка является главной в кадре поэтому центр спирали закручивается на уровне ее лица.

Когда смотрим на фото, наш взгляд сразу падает на лицо девушки. Голова повернута в сторону, где много воздуха, это дает нам возможность почувствовать пространство.  Снимок выглядит гармоничным.
Когда смотрим на фото, наш взгляд сразу падает на лицо девушки. Голова повернута в сторону, где много воздуха, это дает нам возможность почувствовать пространство. Снимок выглядит гармоничным.
Колесо обозрения является главным объктом съемки. Центр спирали закручивается в центре колеса, это помогает нам сделать кадр сбалансированным и притягательным для взгляда.
Колесо обозрения является главным объктом съемки. Центр спирали закручивается в центре колеса, это помогает нам сделать кадр сбалансированным и притягательным для взгляда.

Правило третей - композиционный прием, который помогает гармонично распределять объекты в кадре. В фотографическом искусстве, а особенно для мобильных телефонов упростили прием золотого сечения, и создали правило третей.

Область фотографии делится на 9 квадратов. Принцип правила заключается в том, что мы главный объект съемки размещает в точках пересечения. Объект никогда не размещается по центру кадра.

Рассмотри на примерах, как применять сетку. При фотосъемки одного человека в полный рост, размещаем модель по правой или левой линии. Размещая девушку по левой линии, ее лицо практически попадает в точку пересечения линий. Таким образом мы получаем гармоничный снимок, а внимание зрителя сразу приковывается к главной героини кадра.

-5

Использование сетки при фотографировании горизонта.

Горизонт на фотографиях должен быть ровным, заваленный горизонт портит восприятие от фото. Исключение составляет только, тот случай, когда горизонт заваливаем умышленно под углом, обычно используется при движущихся объектах, таким образом усиливаем движение в кадре. В остальных случаях горизонт ровный.

Располагаем горизонт на фото по верхней или нижней границе кадра, зависит это от идеи снимка. Если мы ставим задачу привлечь внимание зрителя к небу, то располагаем горизонт на нижней части, небо будет занимать 2/3 кадра. Если задача привлечь внимания к нижней части, показать детали на земле, то тогда горизонт будет проходить по верхней линии. На фото показываю наглядно, как это работает.
горизонт по нижней линии, а внимание зрителя привлекает небо с его причудливыми массивными облаками
горизонт по нижней линии, а внимание зрителя привлекает небо с его причудливыми массивными облаками
Для привлечения внимания к плавающим льдинам Байкала, горизонт проходит по верхней линии, и наш Байкал занимает 2/3 кадра.
Для привлечения внимания к плавающим льдинам Байкала, горизонт проходит по верхней линии, и наш Байкал занимает 2/3 кадра.

При фотосъемки портретных снимков, лицо стараемся разместить в верхних точках пересечения. Таким образом, что если модель смотрит в правую сторону, то лицо располагаем левой точке. Оставляем воздух, модель не должна упираться взглядом в конец кадра. Какой свет использовать для сьемки портретов читать здесь

При сьемке крупного портрета глаза размещаем в точке пересечения. При очень крупном портрете, как показано на примере, хотя бы один глаз должен попадать в точку пересечения. , если портрет прямой, то глаза располагаем по верхней горизонтальной линии.

-8

Сетка помогает не заваливать горизонт, здания и столбы выравниваем по вертикальным линиям. Располагаем главные объекты в точках пересечения. Так мы создаем гармоничный кадр, а внимание зрителя будет цеплять главный объект в кадре. А как подбирать ракурс, читай в статье про ракурс в моем канале.

Мир фотографии увлекателен. Эксперименты с фото в наше время, в отличие от времен пленочной фотографии, делать легко, под рукой всегда мобильный телефон с хорошей камерой. Фотографируйте, пробуйте и у вас обязательно получится шедевр, который будет радовать не только вас, но и вызовет восторг у зрителя.

О других композиционных приемах расскажу в следующих статьях. Подпишись, чтобы вместе погружаться в мир фотографии.