Как мы знаем, Израиль (Иаков) вместе со всем своим семейством из-за великого голода мигрировал из Ханаанской земли в Египет. Слово Божье говорит, что прошло 430 лет до того момента, как Израильский народ вышел из Египта (Исх 12:40), мотивом исхода стало то, что в Египте восстал новый фараон, который не знал Иосифа (Исх 1:8). Некоторые эксперты говорят, что этот фараон пришел к власти не по-династийной передаче власти, а в результате её захвата. Также есть мнение, что эта династия и раньше правила в Египте, когда в Египет приходил Авраам (Быт 12:10-20) и, что эта династия была из колена Хама. Затем власть перешла к новой династии, которая была, как и Израиль из колена Сима, именно, когда они были у власти Иосиф сын Израиля попал в рабство в Египет, где в результате стал вторым человеком после фараона (Быт 41:40).
Когда родился Моисей, Израиль уже был в Египте около 350 лет, потому что мы знаем, что Моисей начал своё служение в возрасте 80 лет (Исх 7:7). Его рождение совпало с тем временем, когда Египетский царь начал вводить санкции против Израильтян, потому что стал бояться, что столь многочисленный народ будет угрожать его власти. И все 80 лет до вступления Моисея в служение гонения на евреев усиливались.
Египетский пантеон
Религия евреев могла считаться очень премитивной по сравнению с египетской. Египтяне в то время уже сформировали целый пантеон богов, про которых до сих пор снимают фильмы. А у израильтян еще не было даже сформированного писания, Моисей еще не написал Тору (Пятикнижие), из всех книг, которые есть в современной Библии и Танахе, была только книга Иова, которая возможно была даже не на твердом носителе, а передавалась из уст в уста, поскольку написана на еврейском языке в стихах, благодаря чему и сохранилась до того момента, когда её смогли записать. Также в Библии упоминается книга Праведного (Нав 10:13; 2Цар 1:18), эта книга к сожалению до нас не дошла. Также Израильтяне передавали из уст в уста историю о том, как Бог сотворил мир, о событиях до потопа, вместе со своей родословной, и о событиях от Ноя до Авраама, а также от Авраама до Иакова. Вся эта история рассказывала о том, что Бог один.
У Египтян же был не один Бог, а пантеон, в котором каждый бог имел свою зону ответственности:
- Хапи - олицетворение разлива Нила (относится к главным божествам)
- Хекет - богиня в виде лягушки, отвечала за чистоту, защищала женщин при родах (относится к главным божествам)
- Геб - бог земли (муж Нут - богини неба, относится к главным божествам)
- Апис - бог плодородия, который изображался в виде быка, его считали олицетворением или душой главного бога-творца Птаха; Аписа связывали с хорошим урожаем и домашним скотом (относится к второстепенным божествам)
- Птах - бог-творец демиург, создавший мир, бог мертвых, также его называли отцом богов (относится к главным божествам)
- Хатхор - богиня материнства и плодородия - одна из важнейших богинь Египта, она связана с небом, солнцем, материнством и сексуальностью (жена Гора, относится к главным божествам), также она отождествляется с Оком Ра; во времена Древней Греции отождествлялась с Афродитой, а в Римской Империи. Одна из ипостасей Хатхор - это богиня-львица Сехмет, в которую превратилась Хатхор по воле бога Ра для того, чтобы истребить людей. Сехмет избивала людей до тех пор, пока они не начали тонуть в собственной крови, из-за чего Ра сжалился над ними и спас выживших, напоив Сехмет. Согласно этому мифу люди не воспылали благодарностью своему "спасителю", что огорчило Ра, и он ушел от них на небо
- Сетем - бог исцеления (относится к второстепенным божествам); к сожалению мы не смогли найти кем он приходится другим богам пантеона, известна только его роль, как бога исцеления, изображения мы также не нашли
- Нут - богиня неба (жена Геба - бога земли, относится к главным божествам)
- Ра - бог солнца, отец всех египетских царей (верховное божество древних египтян), его имя означает "Солнце"; также Ра отождествляется с другими местными богами: в Фивах - с Амоном (богом света) = Амон-Ра; в Элефантине - с Хнумом = Хнум-Ра; но наиболее распространенное отождествление было с Гором = Ра-Горахти; согласно мифологии Ра вышел из Нун (первозданный океан), который создал сам себя, и у которого была жена Наунет, олицетворявшая небо, они были первой божественной парой в египетской мифологии, от которых произошли остальные боги. Но при этом Ра не был рожден от Наунет, а именно вышел из Нуна, после чего начал творить мир. В Мемфисе Нуна отождествляли с Птахом, а в Фивах с Амоном. Таким образом из мифологии Египта можно вывести похожую на христианскую концепцию Троицы теорию: Нун = Ра = Амон = Гор; также известно, что культ Ра в свое время сменил более архаичный культ Атума, с которым его также отождествляют. Помимо этого с Нуном и Ра также тождественен Птах, поскольку он также считается творцом, который считается "богом по ту сторону творения", Птах в свою очередь тождественен с быком Аписом, который считается его олицетворением, таким образом также получаем Нун = Птах = Апис в дополнение к вышеизложенному
- Шу - бог воздуха и солнечных лучей (относится к главным божествам); считается сыном Атума, с которым отождествляется Ра, таким образом также считается сыном Ра; у Шу была жена Тефнут, у них родились Геб и Нут, которые родили Осириса и Исиду, от которых чудесным образом родился Гор, который также отождествляется с Ра, таким образом Ра в форме Гора является пра-правнуком самому себе, вот такая Санта-Барбара...
Это не все боги египетского пантеона, но сегодня мы будем касаться именно их. Каждое из божеств имело свои статуи и изображения на наскальной живописи египтян, им поклонялись, приносили жертвы в храмах и на алтарях, когда египтянин в чем-то нуждался, он шел к соответствующему богу и просил это у него. Израильтяне же имели только жертвенники и молились только одному Богу, про которого знали не так уж и много, поскольку откровение Бога было постепенным, которое мы сейчас можем увидеть в Библии, а евреи того времени её не имели. В отличии от евреев, египтяне имели собственную религиозную мифологию, в которой их боги имели отношения между друг другом, одни были детьми других, они любили и ненавидели, ели, пили, по сути были такими же, как люди, только жили в своём плане бытия, однако их деятельность отражалась в физическом мире. Так египтяне объясняли события происходящие в мире: восход солнца, ночь, дожди, засуха и т.д. Например на папирусе представленном выше изображен Геб лежащий горизонтально, так как он бог земли, а его жена и сестра Нут - богиня неба изображена, как женщина стоящая на руках и ногах в форме небосвода. Согласно египетской мифологии Нут, выйдя замуж за Геба, разгневала Ра (бога солнца), и тот приказал их отцу Шу (бог ветра) разделить близнецов. Шу поднял Нут вверх и образовалось небо, а Геба оставил внизу, так образовалась земля. Нут каждый день рожала небесные светила (звезды) и, сорясь со своим мужем Гебом, пожирала своих детей. Так египтяне объясняли ежедневное появление звезд на небе по ночам и их пропажу с восходом солнца.
На изображении ниже показано, как Шу разделяет своих детей Геба и Нут, поднимая Нут над Гебом.
Также Геб и Нут считаются родителями богов: Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды. Исида и Осирис в свою очередь зачали и родили Гора, при этом Осирис был убит до зачатия, но благодаря заклятью Исиды на время воскрес, что позволило Исиде зачать от него, позже он был окончательно воскрешен своим сыном Гором, а затем изменил Исиде с другой сестрой Нефтидой, которая была женой Сета, Нефтида тоже зачала от Осириса и родила Анубиса. Согласно египетской мифологии Нефтида, опасаясь справедливого гнева своего мужа - Сета, решила оставить Анубиса в зарослях камыша, после чего его нашла там Исида и вырастила. Стоит отметить, что данный сюжет очень похож на библейский, где трехмесячного младенца Моисея мать оставляет в тростнике у берега реки, затем его находит дочь фараона, которая вырастила его, как своего сына (Исх 2:2-10). Данный сюжет присутствует в египетской мифологии в различных интерпретациях, в некоторых из них Исида прячет не Анубиса, а Гора, в других она прячет тело мертвого Осириса, но неизменно то, что именно Исида кого-то прячет.
Времена года в Древнем Египте
Также для более полного понимания материала статьи, нам нужно понимать, что в Египте нет привычных нам времен года, потому что там нет зимы, по сути там вечное лето, термометры днем редко опускаются ниже 18-20 градусов, но ночью бывает холодно, в пустынях ночью температура даже может быть минусовой. Но в основном в светлое время суток в Египте всегда жара, которая иногда спадает - это называют весной. Египетские времена года связаны с рекой Нил и от того, как она себя ведет, определяются названия времени года. Также есть некоторые различия в различные периоды истории Египта, например в эпоху Нового царства календарь был изменен, ниже мы приведем примерные даты времен года того периода, когда происходили описываемые в Исходе события.
- Ахет (примерно с 16 июня по 15 октября) - в это время года Нил разливается, выпадают дожди, холодает - это и есть та весна, про которую мы говорили. В Ахете есть 2 периода:
- период Зеленого Нила (4-7 дней) - вымываются нечистоты
- начало периода Красного Нила - течение усиливается, поднимается перегной, который обеспечивает плодородный слой и окрашивает Нил в красный цвет; Красный Нил заканчивается только в конце следующего времени года
Также следует отметить, что египетской цивилизации на то время уже была система бассейнового орошения, которая, во-первых, защищала города и сады от паводков, ограничивая разлив Нила, как дамба, но ограничивала разлив не насыпью, а бассейном, в который вода попадала, как в ловушку. Далее эта вода использовалась для орошения с помощью системы каналов, которые обеспечивали равномерное и более длительное удержание воды в почве, чем если бы это происходило естественным путем. Также эта система обеспечивала египтян питьевой водой и водой для полива садов. Эти бассейны были в несколько рядов, в разные годы паводок доходил то дальше, то меньше, куда паводок не достал, вода доставляла шадуфами, это такой механизм, похожий на подъёмный кран с противовесом, использующий длинный рычаг для перемещения чего-то тяжелого, в данном случае - сосуд с водой, которую переливали с одного бассейна в другой, а далее для поливки садов.
- Перет (примерно с 16 октября по 15 февраля) - это сезон посева, египтяне сеют вслед за спадом воды. В конце Перета начинается период Голубого Нила
- Шему (примерно с 16 февраля до 15 июня) - это время сбора урожая, за которым идет сезон жары и песчаные бури, которые вызывает ветер с пустыни. Начинается Хамсин - так называют жгучий горячий ветер, который дует 50 дней
Теперь мы можем приступить к изложению сути казней египетских.
Казни Египетские
Кровь - казнь бога, олицетворяющего разлив Нила Хапи
Исход 7:14-25
Аарон, брат Моисея, ударил по речной глади Нила, и вода превратилась в кровь, начала смердеть, а рыба вымерла. Библия говорит нам, что волхвы фараона смогли повторить тоже с водой, поэтому фараона не проняло, и он пошел в дом свой. Казалось бы, как такое может не пронять, представляются фокусы волхвов, которые они проводили над сосудами с водой, чтобы сделать ее тоже красной, как кровь. Но суть в том, что египтяне и так каждый год видят Красный Нил по несколько месяцев, поэтому фараон решил просто переждать внеочередной Красный Нил. Это была только первая из казней, приготовленных Богом, задача которых не в том, чтобы пронять фараона, а в том, чтобы показать власть Библейского Бога над всем, что египтяне приписывали своим Богам, первой жертвой стали Хапи и Хапи-Вет. Тем временем египтяне стали копать у реки, чтобы найти питьевую воду.
Жабы - казнь богини-лягушики Хекет
Исход 8:1-15
Через неделю Аарон по слову Божьему простер руку с жезлом на воды Египетские (реки, потоки, озера), и вышли из вод жабы, которые покрыли всю землю египетскую. Волхвы также сумели призвать жаб, убрать жаб у волхвов не получалось, поэтому фараон призвал Моисея и Аарона, сказав: "помолитесь Господу, чтобы Он удалил жаб от меня и народа моего, и я отпущу народ Израильский принести жертву Господу." Прежде чем позвать их, фараон, как и весь египетский народ наверняка молились богине-лягушке Хекет, приносили ей жертвы, но ничего не помогало, поэтому фараон переступил свою гордость и попросил помощи у Моисея и Аарона. Можно предположить, что он считал, что и это не поможет, поэтому и дал такое обещание им, когда же жабы по их молитве вымерли, фараон снова ожесточился. Тем временем жаб собрали в кучи, которые смердели, такой смердящей и была казнь богини Хекет.
Мошки - казнь бога земли Геба
Исход 8:16-19
"...простри жезл твой и ударь в персть земную, и сделается персть мошками по всей земле Египетской." (Исх 8:16)
Когда земля, которой по мнению Египтян, должен управлять Геб, превратилась в живых существ, всем стало ясно, что это проявление божественной власти, которой Библейский Бог наделил своих слуг. Волхвы же не смогли повторить данное чудо, поскольку только Бог может из неживой материи сделать живую, как Он в начале времен сделал из земли Адама. Волхвы так и сказали фараону: "это перст Божий." (Исх 8:19)
Песьи мухи - казнь бога плодородия Аписа
Исход 8:20-32
Первые три казни показывали власть Бога над силами природы, при чем от этих казней так или иначе страдали все включая Израильтян. Начиная с четвертой казни беды касались только Египетский народ, так насланные песьи мухи (рой вредных насекомых), были только в домах и на земле Египтян, а в земле Гесем, где жили евреи, их не было (Исх 8:22).
Песьи мухи - это не блохи, как многие могут подумать, и даже не вши, это рой вредных насекомых, которые вредят скоту. Египтяне верили, что Апис живет в реальном черном быке с пятном на лбу, поклонялись этому быку, а после 25 лет жизни в этом быке Апис переселялся в нового быка, которого потом искали жрецы, а старого быка топили в колодце. Таким образом весь домашний скот египтян, включая того быка, которому они поклонялись, как богу Апису был наказан песьими мухами, кусающими, залазящими во все отверстия, включая глаза и ноздри этого священного зверя.
Мор скота - казнь богини материнства и плодородия Хатхор
Исход 9:1-7
В след за богом плодородия наступила очередь и его коллеги богини плодородия и по совместительству богини материнства - Хатхор, которой молились о том, чтобы был урожай, а также, чтобы скот размножался, а матери молились за своих детей, но их пока казнь не касается. В ранний период Египта, к которому относится и описываемый библейский сюжет, Хатхор изображалась, как женщина с головой коровы, а позже стала изображаться, как рогатая женщина с коровьими ушами. Следующая кара вновь пала на скот: скот, что в поле, коней, ослов, верблюдов, волов и овец. На весь египетский скот напала очень сильная моровая язва, от которой он начал вымерать. Данная казнь показала никчемность этой богини в вопросе защиты скота, ведь она не смогла защитить египетский скот, а скот евреев снова был не тронут (Исх 9:4).
Нарывы - казнь бога исцеления Сетема и воплощение Ра - Гора
Исход 9:8-12
От следующей казни досталось уже не только скоту, который уже пострадал от песьих мух и моровой язвы, но и всему народу египетскому, включая волхвов, не поражены были только евреи и фараон, которого Бог сохранил, чтобы показать на нем силу истинного Бога (Исх 9:16), того Бога, который имеет власть поражать болезнью и исцелять, тем самым Он показал и ничтожность Сетема. Этот бог из всего пантеона пострадал больше остальных, поскольку кроме имени и его занятия (исцеления) никакой информации о нем не осталось. Также известно, что с исцелением связывают Гора, которого изображали в виде сокола или человеческого ребенка
Град - казнь богини неба Нут
Исход 9:13-35
Бог послал Моисея сообщить фараону, что в следующий день в то же время будет сильный град, подобного которому еще не было в Египте со дня его основания. Отсрочка была дана, чтобы они могли убрать тот скот, который не иначе, как был пощажен Господом, потому что еще был жив. Здесь уже Бог решил показать свою милость египтянам, и те кто послушают Его слова, уберегут свой скот, а те кто будут уповать на богиню Нут, молясь ей о том, чтобы града не было, потеряют остатки скота. Чтобы показать свою власть над небом, Библейский Бог послал в следующий день град и гром, а между градом был огонь. Все живое, что было в поле погибло, как скот так и человек, сохранили жизнь и свой скот лишь послушные и боящиеся Господа. Только в земле Гесем, где жили сыны Израилевы, не было града (Исх 9:26). Эта казнь привела фараона в ужас, он призвал Моисея и Аарона к себе и сказал: на этот раз я согрешил; Господь праведен, а я и народ мой виновны; помолитесь Господу: пусть перестанут громы Божии и град; и отпущу вас и не буду более удерживать (Исх 9:27-28). Моисей сказал ему, что как выйдет из города прострет руку и гром и град прекратятся, но фараон и его рабы еще не убоятся Господа.
В 31 стихе 9 главы Исхода приводится важное уточнение: "Лен и ячмень были побиты, потому что ячмень выкосился, а лен осеменился; а пшеница и полба не побиты, потому что были поздние." Жатва ячменя и льна проходит в Египте в марте, а жатва пшеницы и полбы в апреле. По сути это верменной указатель, который может сориентировать нас на примерное время года. Выше мы указывали, какие есть времена года в Древнем Египте, с середины октября до середины февраля - время года, которое называют Перет, в это время вода в Ниле спадает и вслед за спадающей водой идет посев различных сельскохозяйственных культур, сначала садят лен и ячмень, а затем пшеницу и полбу. Посадки начинаются в октябре и продолжаются вплоть до февраля, все что посажено в феврале - считается поздними посадками, а в марте уже начинается жатва. Таким образом мы можем предположить, что рассматриваемые события происходили примерно в конце февраля, поскольку первые посадки еще не успели собрать, но они взошли и были побиты градом, а поздние посадки еще не взошли
Саранча - казнь богов связанных с земледелием
Исход 10:1-20
В египетской мифологии нет божества, которое бы изображалось в виде саранчи, но геймдев иногда использует в своем творчестве персонажей типа бог саранчи, вдохновляясь египетскими казнями, описанными в Исходе. Но саранча была не объектом казни, а инструментом, подобно песьим мухам, а объектом было все, что уцелело от града (Исх 10:5), кроме того, что еще не успело взойти. Когда Моисей и Аарон пришли возвестить об этой казни, рабы фараона обратились к фараону: "долго ли он будет мучить нас? отпусти сих людей, пусть они совершат служение Господу, Богу своему; неужели ты еще не видишь, что Египет гибнет? (Исх 10:7) Тогда фараон согласился отпустить их, но не разрешил брать с собой детей, за что бог наслал на Египет восточный ветер, принесший с собой саранчу.
Сложно персонифицировать эту казнь под какого-то конкретного бога из египетского пантеона, но можно назвать таких богов, как Непер - бог зерна, и его женский аналог - Непит, также сюда можно отнести богиню земледелия - Рененутет, которая считается матерью Непера. Но также Непер в египетской мифологии считается аспектом другого бога - Осириса. Но Осирис, как один из главных богов имеет более широкий спектр ответственности: плодородие, земледелие, загробная жизнь, также он бог мертвых, воскрешения, жизни и растительности. Также, как упоминалось выше, он считается сыном Геба и Нут, а также отцом Гора. Также можно связать эту казнь с богом восточного ветра - Хенхисесуи, из второстепенных богов пантеона, или другого бога зерна - Хенеб, который также относится к второстепенным божествам. Еще суда подходит один из сыновей Ра - Унег, который также является богом растений из второстепенных египетских божеств. Ни один из перечисленных и не упомянутых богов многочисленного пантеона египетских божеств не смог помочь египтянам и убрать саранчу, тогда фараон снова попросил Моисея и Аарона помолиться Господу, чтобы Он отвратил от него сию смерть (Исх 10:17). После молитвы Моисея, Господь поднял сильный западный ветер, который унес всю саранчу. К слову, есть еще одно малоизвестное божество из египетской мифологии - ḤUtchai, которое считается богом западного ветра. Один из главных богов - Шу, тоже считается воплощением ветра или воздуха, а также солнечных лучей, но его мы коснемся в следующей казни.
Тьма - казнь бога солнца Ра и бога ветра, воздуха и солнечных лучей Шу
Исход 10:21-27
После того, как фараон вновь не отпустил Израильтян, Господь навел осязаемую тьму на Египет (Исх 10:21), которая простояла три дня, у евреев же был свет в жилищах (Исх 10:22-23). Тут надо понимать, что это даже не затмение солнца, с которым египтяне сталкивались, как и все остальные народы, поскольку, во-первых, ни одно затмение не длится три дня, во-вторых, речь идет о густой, осязаемой тьме, через которую не проникал ни солнечный свет, ни ветер, чтобы разогнать ее. Ра и Шу - это самые главные боги в иерархии египетского пантеона, но их бессилие показало всему Египту, что то, что должно происходить каждый день, как восход солнца, повинуется не Ра, который как они верили, нес Солнце над головой. Согласно мифологии Египта, Ра в сопровождении других богов каждый день выплывал на востоке на лодке Атет по богине Нут (небо), а в полдень пересаживался на другую лодку Сектет, на которой продолжал плавание до сумерек, потом погружался в загробный мир, где сражался с многочисленными своими врагами и самым главным из них - злым змеем Апопом, которого неизменно побеждает. Апоп же, напротив, олицетворял мрак, зло и изначальную силу хаоса. Миссия Апопа - поглотить солнце и ввергнуть землю в вечный мрак. Если бы нас сегодня коснулась такая казнь, то мы бы не придали этому явлению такого значения, как египтяне того времени, они ведь считали, что это Апоп вдруг победил Ра и поглотил солнце, но вот почему-то это никак не повлияло на евреев, у которых в домах был свет... К тому же Ра в египетской мифологии - это бог-творец, создавший мир, как могло так получиться, что Бог евреев имеет власть над ним?.. Этот теологический вопрос повергал в ужас тогдашних египтян, развенчивая их уверенность в своих богах, ни Ра, ни Шу не смогли ничего противопоставить и тем самым были казнены в глазах египтян, но что более важно показали евреям, что их Бог - истинный Бог, а все боги египтян ничтожны перед Ним.
Фараон, призвав Моисея, сказал ему: "пойдите, совершите служение Господу, пусть только останется мелкий и крупный скот ваш, а дети ваши пусть идут с вами." (Исх 10:24) Но Моисей сказал, им нужны жертвы для всесожжения, из-за чего фараон вновь не отпустил их.
Смерть первенцев - десятая казнь
Исход 11:4-7; 12:12-30
Чтобы понять значение этой казни, нужно понять, что на ближнем востоке, к которому, также относится и Египет, и Израиль, первенец - это власть, дарованная Богом, первенец получал все. Также очень важно, что все фараоны считались земными воплощениями Ра, которым также должен был стать и первенец фараона, который умер также, как и первенцы рабов, также, как и первенцы скота, а у Израильтян, не умер никто. Это показало, что сам Ра в лице фараона - не более, чем скот, т.е. такая же тварь (творение), а не творец, за которого его почитали египтяне. Одновременно с этим, исключение Израильского народа показало евреям, что они избранны Богом, что они царственное священство, показало, какое различие делает Господь между Египтянами и между Израильтянами. (Исх 11:7)
Также это событие неразрывно связано с первым празднованием Пасхи Господней, потому что тогда Бог повелел евреям заколоть ягнят без порока, которые являются прообразом заместительной жертвы, которой для нас в Новом Завете стал Иисус Христос. Но в то время Израильский народ еще только входил в это обетование, поэтому для них, как для избранного народа велено было каждый год праздновать это событие, когда мирная жертва в виде ягненка, и его кровь на косяках, которая стала прообразом крови Христа, пролитую на кресте, спасли первенцев от губителя.
С тех пор также Израильтянам необходимо было приносить в жертву из скота первенцев мужского пола, и выкупать своих первенцев мужского пола, также принося мирную жертву Господу. Мирная жертва заключалась в том, что из жертвы вырезался тук - жир, несъедобные внутренности, такие как кишки, это сжигалось, а мясо съедалось во славу Господу. Бог сказал, что всякий первенец Его, поэтому его необходимо было выкупать. Из всего скота не приносились в жертву только ослы, их первенцев мужского пола, нужно было выкупать также, как своих, либо заменять агнцем. Объяснить это можно тем, что осел - это вьючное животное, которое использовалось, как транспорт, а также для вспахивания, из-за чего ослы были жилистыми и не особо вкусными, к тому же от него больше пользы живого. Агнцев же приносили в жертву вместо него и вкусно кушали.
После десятой казни, фараон отпустил Израильский народ, дал им забрать не только своих детей, скот, но также египтяне, понуждая их поскорее уйти, давали им золото, серебро и одежды, когда те просили. Также помимо евреев из Египта в тот день вышло множество разноплеменных людей, которые узрели силу Бога евреев, через что уверовали. Также Моисей вынес кости Иосифа, чем исполнил пророчество Иосифа: "посетит вас Бог, и вы с собою вынесите кости мои отсюда." (Быт 50:25, Исх 13:19)
Заключение
Десять казней египетских наложили позорный отпечаток на эту древнюю цивилизацию, вся религиозная система Древнего Египта была попрана и унижена. Но, когда Египет был покорен в IV веке до нашей эры Александром Македонским, египетский историк - Манифон переписал историю своего государства, вычеркнув данные события, поэтому в исторических документах египтян, нет упоминаний, о том, что евреи когда-то были в Египте. Позже в III-I веках до нашей эры в Александрии был выполнен первый перевод еврейского священного писания, который был назван Септуагинта - перевод семидясяти старцев, что показало альтернативную историю Египта, которую пытались стереть.
Также важно для осмысления новозаветных событий понимать, что в результате религиозного синкретизма греческие боги в своей мифологии унаследовали роли египетских богов, а следом римские боги унаследовали те же роли, а римский император, как и фараон стал считаться воплощением бога, которому все должны были поклоняться. Данные параллели очень важны для понимания, почему Иисус Христос пришел именно в то время, но вместо новых казней Он показал всему миру, что Бог - есть Любовь.
Будьте благословенны, не забывайте подписываться на этот канал!