ЧТЕНИЕ: Из произведения святого Амвросия, епископа, О таинствах (№ 43.47-49)
Слово о Евхаристии к новокрещённым
Очистившийся и украшенный знаками горнего достоинства, приступает сонм новокрещённых ко престолу Христову, говоря: "Подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего". Совлекшись прежнего греха, и сподобившись вновь "юности орлей", устремляется он на трапезу небесную. Приходит, и, видя святой престол приуготованным, - восклицает, ликуя: "Ты приготовил предо мною трапезу". Затем влагает Давид таковые слова в уста его: "Господь Пастырь мой, я ни в чём не буду нуждаться. Он покоит меня на зелёных лугах, и водит меня к водам тихим". И ещё: "Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох - они успокаивают меня. Ты приготовил предо мною трапезу, в виду врагов моих, умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена".
Предивна была манна горняя, кою Бог одождил отцам, и коею они всякий день насыщались. Посему и сказано: "Хлеб ангельский ел человек". Но все, вкушавшие его, умерли в пустыне. Яство же, от коего вкушаешь ты, есть "хлеб живой, сшедший с небес", и подкрепляет он жизнь вечную. Ядущий его "не умрёт вовек", ибо сие есть Тело Христово.
Размысли ныне, что совершеннее: хлеб ли ангельский, или Тело Христово, дарующее жизнь вечную? Первый с неба послан был, сей же превыше небес, тот горний, сей же принадлежит Господу горних, прежний, будучи оставляем на день грядущий, подвергался порче, сей же изъят всякого тления, и вкушающий его с верою и благоговейно, не погибнет. Сыны Израиля напояемы были водою из скалы, ты же - Кровию Христовой. Прежние кратковременно утолили жажду свою водою, тебя же ряди Кровь изливается вовеки. Израиль пил, и вновь жаждал, ты же, пия, не возжаждешь вовек. Прежнее было тень, нынешнее - воистину.
Если же тень способна изумлять тебя, - сколь величественно должно быть то, чего и самая тень изумляет! Услышь, - творимое во времена праотцев
было лишь тенью: "Пили, - говорит апостол, - из скалы, сопровождавшей их, и скала была Христос. Но большинство их не было угодно Богу, ибо погибли они среди пустыни. Сие же было для нас прообразом". Ныне уже не неведомо тебе, что совершеннее: свет, или тень, истина, или образ, Тело Творца или манна небесная.