Найти тему
Субъективный путеводитель

Гергети - одна из самых знаменитых церквей Грузии. Смотрим на неё вблизи

Казбек - вот он, нависает над первым от российской границы грузинским городком Степанцминда во все свои 5033 метра. Вернее, так-то он издавна был Мкинварцвери ("гора с ледяной вершиной"), в крайнем случае Урсхох ("Белая гора" у осетин) и Бешлоамкоарта ("Тающая вершина" у ингушей), но мнения горцев русские офицеры не спрашивали, а грузинское название произносить - быстро вывихнули себе языки, так что даже "Никак нет!" и "Так точно!" стало не вымолвить. Поэтому в обиходе Мкинварцвери стал "горой Кази-бека" по местному князю Казибеку Чопикашвили (чьи потомки стали родом Казбеги), что с годами и превратилось в официальное название Казбек.

И туда не так сложно взойти, но мне хватило и Троицкой церкви (по-грузински Цминда-Самеба), молчаливо висящей над городком.

-2

Один из известнейших символов Грузии, на фоне горы она смотрится как маленький спутник огромной планеты.

-3

Ещё её называют "церковь Гергети", но вообще Гергети - это крупное село за Тереком:

-4

Его нижняя часть полностью срослась со Степанцминдой, превратившись в туристический резерват:

-5

На самом видном месте - ресторан "Панорама", несмотря на пафосный вид и вечное столпотворение, самый сносный в Степанцминде по сочетанию качества и цены. Собственно, как уже говорилось, цены в Казбеги (так называлась Степанцминда в 1921-2007, а в обиходе и ныне) варьируются от "очень дорого" до "капец как дорого", а вот качество - от "круто!" до "подавиться можно", и в "Панораме" кормят вкусно, а цены хоть и кусаются, но до смерти не загрызут.

В один из вечеров мы здесь по совету молодой и отлично говорившей по-русски официантки поужинали вкуснейшим чакапули (мясо в бульоне со специями), которому особый аромат придавал тархун, в сентябре как раз свежий и сочный.

-6

Здесь же, в Гергети, мы остановились в затерянном среди частного сектора гостевом доме Майи. На Букинге о нём неимоверное количество восторженных отзывов, но в общем так и не понял, что здесь хорошего, кроме действительно очень в приятной в общении хозяйки и быстрого вай-фая: внутри - усталые комнаты, по-кавказски просторный санузел на этаже и тотальный, пронизывающий холод, от которого и под тяжёлым одеялом не спастись.

-7

Зато с террасы как на ладони Степанцминда, совсем маленькая у подножья гор Куро (4070м) и Шино (4045м):

-8

А пройдя от "Панорамы" с полкилометра по горизонтали и набрав сотню-полторы метров высоты, можно попасть в старую часть Гергети:

-9

Суровый каменный мохевский (местная разновидность грузин) аул с заброшенными квиткири (укреплёнными домами) и домовыми ниши (алтарями) вдоль кривых улиц:

-10

Дорога к храму тут разветвляется - направо асфальт идёт серпантином, а налево втягивается в ущелье каменистая тропа, на которой мы быстро обогнали группу молодых полячек, а затем сами оказались оставлены позади чрезвычайно бодрой шведкой.

-11

Раздваиваясь у подножья, тропа вновь сходится выше, на высоте 1959м обойдя с двух сторон башню Ирджеули:

-12

Чисто мохевскую, непривычной ни в Вайнахии, ни в Осетии, ни в Балкарии формы с двумя углами и одной круглой стеной:

-13

В целом, 400 метров наверх идти нелегко, особенно если забыл в гостинице шляпу и не взял с собой воды - увидев ближе к вершине шланг, я с трудом сдержал желание его прогрызть и напиться оттуда.

-14

Ещё немного - и обогнув гору Самеба по каньончику речки Баши, тропа выводит на простор альпийских лугов. Над которыми попробуйте найти Казбек - на самом деле хорошо виден он бывает не чаще Эльбруса и уж точно реже, чем Арарат, а оба наших ясных утра в Степанцминде кутался в тучи примерно к 10 часам.

-15

Позднее утро - кажется, в принципе самое неудачное время для похода на Самебу: Казбек уже в облаках, а сама церковь и стена гор за ней - ещё в резком контровом свете. Мы поднимались по тропе, на этом фото спускающейся вправо, но издали лучше видно устройство Гергетской обители - церковь, колокольня и спрятанный ниже по склону корпус монастыря.

-16

Кто и когда всё это построил - историки не знаю ответа. Есть версия, что именно Цминда-Самеба изначально была Степан-Цминдой, а храмы Святого Стефана на заре христианизации Грузии часто строили на месте языческих капищ. И в это верится при виде глыб в её ограде, а ещё в начале ХХ века жили слухи о том, что настоятель прячет в монастыре идол в виде серебряного овна.

-17

Другие предполагают, что обитель в горной глуши, к тому же дополненная Бетлемским скитом над пещерой-тайником церковных сокровищ у линии вечных льдов, появился в смутные времена тюркских нашествий как эвакуационное хранилище святынь Грузинской церкви. Ну а учёные смогли датировать постройки Троицкого монастыря 14 веком:

-18

Окончательно сбивает с толку колокольня конца того же столетия, на одной из стен которой изображены динозавры!

-19

На фоне выверенного, совершенного закавказского зодчества сама колокольня кажется сложенной наспех, начертанной от руки, покосившейся от вибраций Казбека:

-20

Собственно Троицкий храм построен в 1330-е годы, и в общем-то совсем не впечатляет вблизи. Нет, сам по себе он далеко не шедевр грузинского зодчества. Настоящий шедевр тут создали те, кто подыскали ему место, гениально вписав людскую святыню в высокогорный пейзаж.

-21

Кажущийся вход со стороны колокольни - на самом деле часовенка с единственной иконой у глухой стены:

-22

На выщербленных фасадах - тонкая резьба крестов и окон:

-23

И - множество граффити нерадивых туристов, в том числе - весьма отдалённых эпох:

-24

Настоящий вход обращён на Казбек, и тяжёлая дверь словно подражает воротам Бетлемской пещеры:

-25

За ней тёмный лаконичный зал и необычная для Грузии островерхая трёхглавая канкели (алтарная перегородка), появившаяся тут не ранее 16 века:

-26

А кирпичный (то есть - восстановленный опять же не раньше 16 века!) купол вновь кажется выведенным от руки, и даже не совсем симметричен:

-27

И глядя на эти фотки, сложно представить, каким трудом они дались - Самеба и правда один из символов Грузии, а потому площадка перед ней большую часть времени, словно базар, полна народу. Нам повезло наткнуться ещё и на группу китайцев (прямо сказать, в Грузии явление не очень частое), которые минут 20 по очереди фоткались в одной и той же позе. Проще смотреть вниз, на Гергети и Казбеги да выглядывающую из-за хребта вершину пограничной горы Шан (4452м), которая и высшая точка Ингушетии:

-28

Как на ладони центр Степанцминды с дворцом Казбеги и башней заброшенной канатной дороги:

-29

Уходя от церкви, мы услышали треск вертолёта:

-30

И за штурвалом его я вдруг живо представил себе сухопарого, седого Валико Мизандари с неописуемой грустью в глазах. Теперь он жалеет, что в свои 30 с небольшим не остался во Франкфурте, не вывез туда из мрачных 1990-х сестру Като (которую там никто не осуждал бы за бесчестье), подросшего Варлаама (который открыл бы грузинский ресторан - конечно же, лучший в Европе) и учительницу Лали (на которой Валико наконец бы женился), а выйдя на пенсию, на могилу деда Гочи прилетал бы иногда на собственном вертолёте.

Унылую морозную Москву и её холодных обитателей он вспоминает теперь как страшный сон, и не понимает, что там забыл там Хачикян, у которого двоюродный брат теперь в Париже. Но Рубик хотя бы понимает грузина в том, что душа болит за Самачабло, Абхазию, а теперь вот ещё ту страну, упоминания которой не любит здешний алгоритм.

-31

Подцепив какой-то груз, вертолёт полетел в сторону Казбека - не иначе там строят новый отель или тропу к вечным льдам, доступную хоть в инвалидной коляске:

-32

Туристы бредут к храму по асфальтовой дороге, а пожилые таксисты ждут их на лугах. Алтарь посреди этих лугов, вероятно, как-то связан с Гергетобой - местным праздником 16 июля, который патриарх Илиа II объявил Днём духовной любви (но - любви между мужчиной и женщиной) в альтернативу Дню Святого Валентина.

Здесь же это просто праздник места, который в Грузии есть в свою дату в любом городе или селе. Везде пишут, что Гергетоба проходит очень красиво и на неё обязательно стоит попасть - а вот фото с неё в Рунете почему-то не находится...

-33

Один из таксистов, которому не повезло везти иностранца наверх только в одну сторону, вскоре нагнал нас и после недолгого торга согласился подбросить до Степанцминды за 10 лари. Снизу же отвезти на Самебу тут просят такие суммы, что у меня сработал механизм вытеснения, и я их просто забыл - скажу лишь, что адекватно это было бы разве что если ехать на УАЗике по каменистому бездорожью. Тут же все серпантины отличный асфальт.

-34

См. также:

Степанцминда (Казбеги). Почему Сталин называл себя Коба?