Учение о Личности святого духа начинается с первых стихов Библии (Быт 1:1-2), Бог через пророка Моисея сразу раскрывает, что Его сущность – Дух. Подтверждение этому мы находим также в Новом Завете (2 Кор 3:17). Через всю Библию Бог раскрывает Себя с разных сторон, показывает Свой характер, Свою сущность. Библейское учение рассказывает нам о Боге, как о Духе, в некоторых ситуациях, визуальное проявление этой Ипостаси было описано, как дым и огонь, например в Быт 15:12-21 Бог послал Авраму сон, где дым и огонь прошли между рассеченными животными, что стало заветом между Аврамом и Богом, Творец по обычаю евреев, описанному в Иер 34:18, прошёл через рассеченных животных, заключив «договор» с Аврамом.
М. Эриксон пишет, что Бог использует элементы из сферы человеческого знания, которые служат подобием истины из божественной сферы. В Быт 15:12-21 Он использовал, элемент культуры народа, как обычай, чтобы показать Свои намерения и доверие человеку, и показал через образ дыма и огня природу Своей Ипостаси, как Духа.
Учение о Святом Духе всегда было предметом для споров всех богословов. Первым еретиком и отцом всех гностиков считается Симон Волхв, который пытался купить у Апостолов силу Святого Духа (Деян. 8:18-19). Монтан считал себя глашатаем Святого Духа, за что навлек на себя подозрение в том, что выдает себя за Него. В результате монтанизм в 325 г. был осужден на первом Вселенском соборе в Никее. Сегодня в разных церквях по миру встречаются современные Монтаны, которые, как и он, продолжают откровение от Лица Святого Духа. Это несет за собой большую опасность, в особенности для церквей пятидесятнического толка, поскольку мы в своем богословии склонны, затрагивая тему Святого Духа, уходить глубже чем следует. Христианам сегодня невозможно собраться на очередной Вселенский собор и решить об ортодоксальности какого-либо учения о Святом Духе. Различные религиозные организации могут лишь не рекомендовать учение того или иного служителя, после тщательного исследования его проповедей. Лишь сама церковь имеет власть убрать из своей среды лжеучителя и лжепророка, но для этого необходимо, чтобы люди в церкви сами имели понимание о здравом и ортодоксальном учении в христианстве, что не всегда так.
В библейские времена учение о Божьей духовности противопоставлялось поклонению природе и идолопоклонству. Бога нельзя было представить в виде физического объекта или подобия. Мормоны утверждают, что физическое тело есть не только у Бога Сына, но и у Бога Отца и только Святой Дух – бестелесный, по их мнению, бестелесного тела не может быть. М. Эриксон считает, что это противоречит библейскому учению о духовности Бога.
Понятие "Дух Святой"
Слово "Дух" на страницах ветхозаветных текстов
У. Грудем относит духовность Бога к его передаваемым атрибутам, характеризующим Его бытие. При это он считает, что мы можем осмыслить Его существование, как «духа», но о бытии Бога невозможно правильно мыслить в терминах пространства, Бог не ограничен рамками пространства. Также он пишет, что мыслить о Его бытии в терминах чего-то принадлежащего к сотворенному миру – всё равно что ограничивать Его, неверно представляя чем-то меньшим, чем Он есть в действительности.
М. Эриксон говорит, что для определения смысла послания и оценки его истинности мы используем разум и его способности. Он считает, что для определения смысла Писания должны использоваться методы герменевтики и экзегетики, и это не вступает в противоречие с верховным авторитетом Писания, поскольку оно само по себе не может показать нам свой смысл, при этом у Писания есть самоистолковательный аспект.
При проведении экзегезы словосочетания «Дух Святой» необходимо в первую очередь разграничить слова «Дух», используемые для описания Бога, и слова «дух», используемые по отношению к человеку, как душа. Чан С. объясняет, что душа – это психологический аспект человека, связанный с мыслями, волей и эмоциями. Дух, по его мнению, также является одним из аспектов человеческой природы, а в религиозном самосознании человека проявляется его духовная природа. Человек, благодаря наличию духа, глубоко верит в существование некой высшей Сущности, перед Которой ему предстоит держать ответ. Духовный аспект природы человека вызывает внутреннюю потребность покориться этой Сущности и поклоняться ей.
В Быт 1:2 используется слово רוּחַ – руах (номер Стронга 7307), существительное женского рода, означающее: дух, ветер, дуновение, воздух, дыхание. Этимология от слова ריח – руах (номер Стронга 7306), глагол, означающий: нюхать, обонять, чувствовать, ощущать.
В Быт 2:7 Моисей использовал другое слово נְשָׂמָה – нэшама (номер Стронга 5397), существительное женского рода, имеющее значение: дыхание, дуновение, дух, душа. Этимология этого слова от глагола נשׂם – нашам (номер Стронга 5397), который переводится, как тяжело дышать. В этом же стихе используется слово נֶפֶשׂ – нэфэш (номер Стронга 5315) – это существительное женского рода, Лексикон дает следующий перевод: жизнь, живое существо, животное, человек, личность. Это слово происходит от глагола נפשׂ – нафаш (номер Стронга 5314), означающего: выдыхать, отдышаться, передохнуть.
Слово רוּחַ – руах (7307), помимо Быт 1:2 также используется Моисеем в Быт 6:3,17, 7:15,22, 41:8,38, 45:27, в Исх 15:10, 28:3, 31:3, 35:21,31, в Чис 5:14,30, 11:17,25 (дважды), 26,29, 14:24, 16:22, 24:2, 27:16,18 и во Втор 2:30, 34:9.
Всего мы насчитали в Пятикнижии 27 использований этого слова, причем, только в 12 случаях оно используется по отношению к Богу или имеет смысл божественности Духа, то есть лишь в 44 % случаев Моисей использовал исследуемое слово, чтобы описать Личность Бога. Рассмотрим подробнее использование пророком слова רוּחַ – руах (7307) при описании Творца.
- «…Дух Божий носился над водою» (Быт 1:2);
- «…не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками…» (Быт 6:3);
- «…найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий?» (Быт 41:38);
- «и Я исполнил его Духом Божиим…» (Исх 31:3);
- «и исполнил его Духом Божиим…» (Исх 35:31);
- «…и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них…» (Чис 11:17);
- «…и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать…» (Чис 11:25);
- «…но и на них почил Дух, и они пророчествовали в стане» (Чис 11:26);
- «…о, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!» (Чис 11:29);
- «И взглянул Валаам и увидел Израиля, стоявшего по коленам своим, и был на нем Дух Божий.» (Чис 24:2).
В 5 случаях из 12, т.е. в 42 %, слово רוּחַ – руах (7307) используется в сочетании со словом אֱלֹהִים – элоhим (номер Стронга 430), существительным мужского рода, обозначающим Бог, бог, божество.
В Быт 6:3 «Духу Моему» в текстах на оригинальном языке написано одним словом רוּחִ֤י - рўхˈи (7307), а в Септуагинте используются слова:
- μοῦ – му (номер Стронга 3450), личное местоимение, означающее мой;
- πνεῦμα – пнэвма (номер Стронга 4151), существительное среднего рода имеющее значение: ветер, дуновение, веяние, дыхание, дух жизни, душа, дух.
В Чис 11:29 вместе со словом «Дух» в синодальном переводе используется личное местоимение «Своего». В переводе на русский язык Живой Торы А. Каплана дается перевод «Свой дух», А. Гендлер. переводит это место Торы словами «дух Свой». В Септуагинте используется слово αὐτός – автос (номер Стронга 846), указательное местоимение родительного падежа, единственного числа, мужского рода, которое переводится как: сам, тот же, он; в тексте на оригинальном языке написано יְהָוֹ֛ה אֶת-רוּח֖וֹ – что можно перевести, как «дух при Господе», поскольку перед словом רוּח֖וֹ стоит предлог אֶת – эт, означающий «с» или «вместе с», но при этом обозначающий не равное положение, а второстепенность духа относительно Господа а также в конце слова стоит притяжательный суффикс וֹ – о, придающий значение «Его».
В 6 случаях (50 %) из 12 слово רוּחַ – руах (7307) используется для описания того, что Дух Божий находится на ком-то, и еще в 2 случаях (17 %) оно используется для описания состояния исполненности Духом Божьим.
Помимо Моисея слово רוּחַ – руах (7307) использовали и другие авторы Священного Писания. Рассмотрим, в каких ещё книгах Ветхого завета использовано исследуемое слово, и в скольких случаях оно использовано для описания Бога:
- в книге Иисуса Навина слово רוּחַ – руах (7307) использовано дважды, при чём оба раза не для описания Бога (Нав. 2:11, 5:1);
- в книге Судей 7 из 10 раз (70 %) слово רוּחַ – руах (7307) использовано для описания Бога (Суд. 3:10, 6:34, 8:3, 9:23, 11:29, 13:25, 14:6,19, 15:14,19);
- в первой книге Царств из 13 использований слова רוּחַ – руах (7307), 6 (46 %) были о Боге (1Цар 1:15, 10:6,10, 11:6, 16:13,14,15,16,23, 18:10, 19:9,20,23);
- во второй книге Царств оно использовано только 3 раза, и 1 раз (33 %) для описания Бога (2Цар 17:10, 22:16, 23:2);
- в третье книге Царств слово רוּחַ – руах (7307) используется в два раза чаще, чем во второй – 6 раз и 2 (33 %) из них для описания Бога (3Цар 18:12, 21:5, 22:21,22,23,24);
- четвертая книга Царств использует слово רוּחַ – руах (7307) 4 раза, при этом 1 раз (25 %) для описания Бога (4Цар 2:9,15,16, 19:7);
- первая книга Паралипоменон содержит всего 3 слова רוּחַ – руах (7307) и ни одно из них не описывает Бога (1Пар 5:26, 12:18);
- во второй книге Паралипоменон слово רוּחַ – руах (7307) используется в 3 раза чаще, чем в первой – 9 раз, и 4 (44 %) из них для описания Бога (2Пар 12:1, 18:20,21,22,23, 20:14, 21:16, 24:20, 36:22);
- в книге Ездры слово רוּחַ – руах (7307) упомянуто 2 раза и оба раза не в описании Бога (Ездр 1:1,5);
- Неемия напротив, дважды использовав слово רוּחַ - руах (7307), оба раза говорил о Боге (Неем 9:20,30);
- Иова можно по праву считать тем, кто ввёл термин רוּחַ – руах (7307) в употребление, в его книге оно использовано 17 раз, но при этом только 1 раз (6 %) для определения Создателя (Иов 4:9,15, 6:4, 7:11, 9:18, 10:12, 12:10, 13:19, 15:13, 20:3, 26:13, 27:3, 32:8,18, 33:4, 34:14, 41:8);
- Псалмопевцы использовали слово רוּחַ – руах (7307) 23 раза, но только Давид использовал его 4 раза (17 %) для того, чтобы обратиться к Богу (Пс 17:16, 30:6, 31:2, 32:6, 33:19, 50:12,13,14,19, 75:13, 76:4,7, 77:8, 103:4,29,30, 105:33, 138:7, 141:3, 142:4,7,10, 145:4), при этом он первый, кто употребил его вместе со словом קָ֝דְשְׁךָ֗– ˈкодэшəкˈа (номер Стронга 6944), которое является существительным мужского пола, означающим: святость, святыня, святое, священное, святилище; таким образом Давид стал тем, кто ввёл термин «Дух Святой»; также следует отметить, что на конце слова используется притяжательный суфикс ךָ֗ – ха, имеющий значение «Твой» при обращении к лицу мужского пола; Л. Каценельсон считает, что настоящая Святость – это высшая ступень совершенства, которая олицетворяется только Богом;
- в Притчах из 8 упоминаний слово רוּחַ – руах (7307), ни разу оно не было использовано для описания Бога (Прит 1:23, 15:4, 15:13, 16:19, 17:22, 18:14, 25:28, 29:23);
- Екклесиаст 14 раз использовал в своей книге слово רוּחַ – руах (7307), но также ни разу не употребил его, чтобы назвать Бога (Еккл 1:14,17, 2:11,17,26, 3:21, 4:4,6,16, 6:9, 7:9, 8:8, 12:7);
- наибольшее число использований слова רוּחַ – руах (7307) было в книге пророка Исаии – 36 раз, 8 (22 %) из них при описании Бога (Ис 4:4, 11:2,4, 19:3,14, 26:9, 28:6, 29:10,24, 30:1, 31:3, 32:15, 34:16, 37:7, 38:16, 40:13, 42:1, 42:5, 44:3, 48:16, 54:6, 57:15,16, 59:21, 61:1,3, 63:10,11,14, 65:14, 66:2). Пророк Исаия служил ориентировочно в период с 735 г. до н.э. по 675 г. до н.э., его книга является первой пророческой книгой Ветхого Завета, но хронологически, он был шестым пишущим пророком. Исаия также, как и Давид использует слово רוּחַ – руах (7307) с קָדְשׁ֑וֹ - коđшˈѳ (6944), означающее «Святого», но на конце используется притяжательный суффикс וֹ – о, придающий значение «Его» (Ис 63:10-11);
- в книге Иеремия пророк 4 раза употребил слово רוּחַ – руах (7307), но ни разу для того, чтобы описать им Бога (Иер 10:14, 14:6, 51:11,17);
- в книге пророка Иезекииля слово רוּחַ – руах (7307) использовано 33 раза, но лишь 2 раза (6 %), описывая им Бога (Иез 1:12,20,21, 2:2, 3:12,14,24, 8:3, 10:17, 11:1,5,19,24, 13:3, 18:31, 21:7, 36:26,27, 37:1,5,6,8,9,10,14, 39:29, 43:5);
- книга пророка Даниила особенна тем, что написана на двух языках: еврейском и арамейском, так слово רוּחַ – руах (7307) на еврейском использовано в ней лишь дважды и оба раза в речи царя Навуходоносора о своём духе (Дан 2:1,3), ещё 9 раз использовано арамейское слово רוּחַ – руах (номер Стронга 7308), существительное женского рода, имеющее значение: дух, ветер; оно использовано только в этой книге Священного Писания и ни в одной другой, 4 раза из 9 использовано в сочетании с арамейским прилагательным קַדִּישׂ – каддиш (номер Стронга 6922), означающим: святой, и арамейским существительным мужского рода אֱלָהּ – элаh (номер Стронга 426), имеющим значение: Бог, бог; все эти слова были произнесены язычниками, и разумеется они не вкладывали в слова «дух святого Бога» божественность Святого Духа, но имели ввиду крайнюю степень силы духа, который в нём, при этом признавая, что он от Бога евреев (Дан 4:5,6,15 5:11); это подтверждается также тем, что слово רוּחַ – руах (7308) дважды использовано со словом יַתִּיר – йаттир (номер Стронга 3493), оно означает: необычный, чрезвычайный, великий (Дан 5:12, 6:3); а также оно 1 раз употреблено со словом אֱלָהּ – элаh (426) без прилагательного קַדִּישׂ – каддиш (6922) (Дан 5:14); в остальных 2 случая речь идет о духе человека (Дан 5:20, 7:15);
- Осия дважды использует слово רוּחַ – руах (7307) для определения «духа блуда» в сочетании с существительным мужского пола זְנוּנִים – занут (номер Стронга 2183), имеющим значение: блуд, прелюбодеяние, проституция, аморальность, распутство (Ос 4:12, 5:4);
- в пророчестве Иоиля Бог дважды через пророка использует вместе со словом רוּחַ – руах (7307) глагол שׂפךְ – шафакх (номер Стронга 8210), который означает: выливать, проливать, изливать, разливать, рассыпать; в новом русском переводе: «изолью от Духа Моего» (Иоил 2:28,29). Т.Ф. Харрисон считает, что величайшей истиной, которую пророк Иоиль хочет донести до церкви, является тот факт, что Бог обещал излить на уверовавших Свой Святой Дух. Также Т.Ф. Харрисон указывает на то, что в Деян 2:17 Апостол Петр цитирует Иоил 2:28, но слова «И будет после того…» заменены Апостолом на «И будет в последние дни…». Петр использовал это место Писания, чтобы объяснить собравшимся произошедшее в день Пятидесятницы, так как Иоиль предсказал произошедшее в этот день, его называют пророком Пятидесятницы. Д. Вуд и К. МакГи считают, что до дня Пятидесятницы Петр не был верным свидетелем и, не смотря на то, что он знал Господа и более трех лет путешествовал с Ним, крестил некоторых верующих в воде (Ин 4:1-2), а также уже получал временную силу от Иисуса (Лк 10:1-22), у него не было сил, чтобы возвысить свой голос в день распятия Христа, он не имел сил и отрекся от Господа и оказался неспособным свидетельствовать о Нем небольшой горстке людей или даже одной женщине (Лк 22:55-62). Но в день Пятидесятницы Петр, исполнившись Святым Духом, смело провозглашает Его перед огромной толпой. Д. Вуд и К. МакГи связывают это преобразование в Апостоле с тем, что Святой Дух дает смелость говорить об Иисусе, и называет целью крещения Духом – дать верующему силу свидетельства;
- пророк Миххей дважды при описании Бога использует слово רוּחַ – руах (7307) вместе со именем (титулом) Бога יהוה – йэhова (номер Стронга 3068): Иегова, Господь, Сущий (Мих 2:7, 3:8);
- книга Аввакума сосредоточена на личных беседах пророка с Богом, в одной из таких бесед Бог использует слово רוּחַ – руах (7307), в этой книге оно написано только 1 раз для описания духа человека (Авв 1:11);
- Т.Ф. Харрисон пишет, что в книге пророка Аггея Бог «взволновал» дух двух лидеров, а потом и всего народа, вместе со словом רוּחַ – руах (7307) при описании действий Бога с духом этих людей используется глагол עור – ‘ур (номер Стронга 5782), который переводится как: пробуждать (от сна), возбуждать, поднимать (Агг 1:14), в этом месте писания слово רוּחַ – руах (7307) использовано трижды, говоря о духе людей, но в следующей главе Бог использует его говоря о Своем духе, пребывающим среди людей, в новом русском переводе: «Мой Дух пребывает с вами» (Агг 2:5), в текстах на оригинальном языке слово רוּחַ – руах (7307) употреблено с союзом «и» в начале, а также с буквой י – йод в конце слова в качестве огласовки, придающей значение принадлежности к себе, равнозначно местоимению «Мой» – וְ:רוּחִ֖י (Хаг 2:5); как в случае с Быт 6:3 в Септуагинте это место переводится словами μοῦ – му (3450) и πνεῦμα – пнэвма (4151);
- в книге пророка Захарии слово רוּחַ – руах (7307) употреблено в разных вариациях: בְּ:רוּחִ֔י (Зах 4:6) – в данном случае перед словом стоит предлог בְּ – бэ «в», а в конце слова стоит буква י – йод, которая использована в качестве огласовки означающей принадлежность и равнозначная местоимению «Моим»; רוּחִ֖י (Зах 6:8) – также как и в предыдущем варианте использована буква י – йод, но в этот раз слово употреблено без предлога; בְּ:רוּח֔וֹ(Зах 7:12) в данном случае употреблен предлог בְּ – бэ «в» перед словом, а также в конце стоит притяжательный суффикс וֹ – о, имеющий значение «Его»; в остальных 4 случаях использования слова רוּחַ – руах (7307) в книге пророка Захарии оно не использовано для описания Бога (Зах 6:5, 12:1,10, 13:2);
- в книге пророка Малахии слово רוּחַ – руах (7307) используется 3 раза и все из них о духе людей (Мал 2:15,16).
Рассмотрев все случаи использования слова רוּחַ – руах (7307) в Ветхом Завете мы можем сделать следующие выводы:
- Первое использование слова רוּחַ – руах (7307) в дошедших до нас источниках можно зафиксировать за книгой Иова, но при этом только 1 раз из 17 он использовал его для того, чтобы назвать им Бога, автор говорит, что «Дух Божий создал меня» (Иов 33:4);
- Более полное раскрытие откровения о духовной природе Бога мы видим в Пятикнижии Моисея, он использовал слово רוּחַ – руах (7307) для описания Бога 12 раз, при этом появляется понятие «исполненности Духом Божьим» и это понятие связывается со способностью людей к пророчествам, а также раскрывается свойство Духа Божьего быть на ком-либо из людей;
- Также нельзя обойти стороной, что специфическое написание слова רוּחַ – руах (7307) в Чис 11:29, где с одной стороны притяжательный суффикс וֹ говорит нам, что Дух Его, а с другой стороны используется предлог אֶת, который используется для передачи второстепенности Духа относительно Бога, что открывает широкую возможность для богословских споров в наше время. В книге пророка Захарии мы также видим специфические вариации слова רוּחַ - руах (7307);
- Особое внимание следует уделить тому, что все 4 использования слова רוּחַ – руах (7307) в Псалмах при описании Бога относятся к Псалмам Давида, а также то, что царь Давид первый из авторов, кто вводит понятие «Дух Святой», использовав слово קֹדֶשׂ – кодэш (6944), которое является существительным мужского рода, означающим святость;
- Далеко не во всех случаях использования слова רוּחַ – руах (7307) речь идёт о Боге, иногда оно используется для описания нечистых духов, а зачастую о дух людей, различить применение слова через контекст не сложно в этих случаях, но проблемы возникают, когда речь идёт о духе Божьем, но при этом не о Боге, как Личности, а в понимании Его действия, например, воли или гневе и т.д. В этих случаях по тексту рядом будут стоять те же слова, что и в случае описания Бога, но тоже слово רוּחַ – руах (7307) уже не будет нести в себе Личность Бога, а будет отделимо от Него.
Святость как атрибут Бога
М. Эриксон считает, что Божье совершенство – это эталон для нашего нравственного поведения, а также мотивация для духовной жизни. Святость – это важнейшая черта Божьей природы. Во всей Библии подчеркивается Святость Бога, но особенно в описаниях Ветхого Завета. Также он пишет, что у Святости Бога есть 2 основных аспекта: первый – уникальность Бога, второй – абсолютная чистота и благость.
В Библейской энциклопедии Брокгауза даётся следующее определение Святое – это нечто возвышенное, выходящее за рамки обычного, освященное и неприкосновенное. А понятие Святость относится исключительно к Богу и в своей сущности определяется Им, неотъемлемое качество Бога, отличающее Его от всех созданий и всего сотворённого. Святость ассоциируется с чистотой и непорочностью – в противоположность греховности.
У. Грудем, говоря о Святости Бога, акцентирует внимание на том, что Святость – это отделение от греха, и Бог отделен от греха и предан тому, чтобы искать себе чести. По его мнению, в этом определении содержится как относительное качество (отделение от), так и моральное (отделение от греха или от зла и предание Себя стремлению к благу собственной Божьей чести и славы).
Грех – это нарушение норм, данных Богом всему миру. Поэтому грех в принципе не может быть каким-либо образом применен по отношению к Богу, Он полностью безгрешен, а полностью противоположное понятие греху – это Святость. А. Проценко считает, что мы оскорбляем Дух Божий грехом. Мы находим подтверждение этому на страницах Священного Писания (Еф 4:30-31). Э. Коул писал, что грех – это форма сумасшествия, он обещает угождать и служить, но желает только порабощать и доминировать. Бог же напротив говорит нам: «Я – Господь, твой Бог… Пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня. Не делай себе идола… Не поклоняйся им и не служи им, ведь Я, Господь, твой Бог – ревнивый Бог…» (Исх 20:2-5), Сам же напротив пришёл в наш мир, чтобы искупить грехи людей, принеся Себя в жертву, будучи абсолютно безгрешным. М. Мак-Клафлин говорит, что из-за греховной природы люди осуждены Богом до тех пор, пока не претерпят духовное возрождение. Бог – единственная Личность, которая не сотворена, поскольку Бог и есть Творец всего сущего, Он не может быть грешен в принципе, а потому Свят.
Ещё Иов утверждает, что «не отвергся изречений Святого» (Иов 6:10), что свидетельствует о том, что атрибут Святости у Бога был и в те времена. В песни Моисея и Мирьям задается риторический вопрос: «…Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес?» (Исх 15:11). Бог Сам говорит левитам: «…освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят…» (Лев 11:44). Иисус Навин, обращаясь к народу, сказал: «…не возможете служить Господу, ибо Он Бог святый, Бог ревнитель, не потерпит беззакония вашего и грехов ваших (Нав 24:19). Жители Вефсамиса, когда их поразил Господь за то, что они заглядывали в ковчег, спрашивали: «…кто может стоять пред Господом, сим святым Богом?..» (1Цар 6:20).
В ответе на молитву иудейского царя Езекии, Бог через пророка Исаию назвал Себя «Святым Израилевым» (4Цар 19:21). В книге пророка Исаии это именование используется 24 раза (Ис 1:4, 5:19,24, 10:22, 12:6, 17:7, 29:19, 30:11,12,15, 31:1, 37:23, 41:14,16,20, 43:3,14, 45:11, 48:17, 49:7, 54:5, 55:5, 60:9,14), 6 раз Исаия называет Его Святым (5:16, 10:17, 40:25, 43:15, 49:7, 57:15), а также Исаия второй человек, использовавший в Священном Писании термин «Святой Дух» (Ис 63:10-11). Иеремия, как и Исаия дважды называет Бога Святым Израилевым (Иер 50:29, 51:5). Даже Серафимы взывают друг ко другу и говорят: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!..» (Ис 6:3).
Давид призывал хвалиться именем Его святым, славить Его святое имя (1Пар 16:10,35) и сам благословлял святое имя Его (Пс 102:1, 144:21), а также собирал ресурсы для того, чтобы построить дом святому имени Бога (1Пар 29:16). При этом обращаясь к Богу, говорил: «Но ты, Святый, живешь среди славословий Израиля» (Пс 21:4).
Другие псалмопевцы также говорят о святости имени Господа (Пс 32:21, 104:3, 110:9), называют Его Святым (Пс 70:22, 77:41, 88:19). А однажды Бог даже поклялся Своею Святостью, что семя Давида пребудет вечно (Пс 88:36-37).
О святости имени Бога также говорит пророк Иезекииль (Иез 20:39, 36:20,21,22, 39:7,25, 43:7,8), ещё он упоминает о святости Бога (Иез 28:22,25, 36:23, 38:16,23, 39:27). И в книге пророка Амоса говорится о святости имени Бога (Ам 2:7).
В книге пророка Даниила Бог через сон царя Навуходоносора открывает Себя, как «Бодрствующий и Святый» (Дан 4:10,20) и также во множественном числе (Дан 4:14). Другие пророки тоже называю Бога Святым (Ос 11:9, Авв 1:12, 3:3), но Даниил в пророчестве о Христе называет Его Святым святых (Дан 9:24).
Через Священное Писание Бог открывается нам, как Святой, также мы узнаем о святости Его имени. Через откровения царя Давида и пророка Исайи мы узнаем, что Бог – это «Святой Дух», а через пророчество Даниила, что Христос – «Святый святых», также важное послание мы видим во множественности Бога во сне царя Навуходоносора.
Новозаветное учение о Личности Святого Духа
В Новом Завете в текстах на оригинальном языке, как и в Септуагинте, используется слово πνεῦμα – пнэвма (номер Стронга 4151), существительное среднего рода имеющее значение: ветер, дуновение, веяние, дыхание, дух жизни, душа, дух. В Писании используются разные варианты написания слова πνεῦμα (4151):
- πνεῦμα (Мат 3:16, 10:20, 12:43, 26:41, 27:50, Мар 1:10,12,26, 3:29,30, 5:8, 7:25, 9:17,20,25, 13:11, 14:38, Лук 1:35, 2:25,26, 3:22, 4:33, 8:55, 9:39,11:13,24, 12:10,12, 13:11, 24:37,39, Ин 1:32,33, 3:6,8,34, 4:24, 7:39, 14:17,26, 15:26, 16:13, 19:30, 20:22, Деян 1:16, 2:4, 5:3,9,10,32, 8:15,17,18,19,29,39, 10:19,44,47, 11:15,13:2, 15:8, 16:7,16, 17:16, 19:2,6,15,16, 20:23,28, 21:11, 23:8,9, 28:25, Иак 4:5, 1Пет 1:11, 4:14, 1Ин 4:2,3,6,6,13, 5:7,8, Иуд 1:19, Рим 1:4, 8:4,5,9,9,10,15,15,16,26,26, 11:8, 1Кор 2:10,11,11,12,12, 3:16, 5:5, 7:40, 12:4,8,11,13, 15:45, 16:18, 2Кор 3:6,17, 4:13, 7:13, 11:4, Гал 3:2,5, 4:6,29, 6:8, Еф 1:17, 4:4,30, 1Фес 4:8, 5:19,23, 1Тим 4:1, 2Тим 1:7, Евр 3:7, 10:15,29, Откр 2:7,11,17,29, 3:6,13,22, 11:11, 13:15, 14:13, 19:10, 22:17) – 86 раз о Святом Духе;
- πνεύμά (Мат 12:18, Лук 1:47, Деян 11:12, 1Ин 5:6,6, 2Кор 3:17, 5:17) – 4 раза
о Святом Духе; - πνεῦμά (Лук 23:46, Ин 6:63,63, Деян 7:59, 1Кор 6:17, 14:14) – 1 раз о Святом Духе;
- πνεύματος (Мат 1:18, 4:1, 12:31,32, 28:19, Лук:1:15,41,67, 4:1,14,18, Ин 3:5,6,8, 7:39, Деян 1:2,8, 2:4,33,38, 4:8,25,31, 6:3,5, 9:17,31, 11:24,28, 13:4,9,52, 16:6, Иак 2:26, 1Пет 1:2, 3:4, 1:21, 1Ин 3:24, Рим 5:5, 7:6, 8:2,5,6,11,23,27, 15:13,19,30, 1Кор 2:4,10,13,14, 5:4, 12:7,8, 2Кор 1:22, 3:6,8,18, 5:5, 7:1, 13:13, Гал 3:14, 5:17, 6:8,18, Еф 2:2, 3:16, 4:3, 6:17, Флп 1:19, 2:1, 1Фес 1:6, 2Фес 2:13, 2Тим 1:14, Тит 3:5, Флм 1:24, Евр 2:4, 4:12, 6:4, 9:8,14, Откр 18:2) –
64 раза о Святом Духе; - πνεύματός (Мат 1:20, Деян 2:17,18, 10:45, 21:4, 1Кор 6:19, Гал 5:22, 2Тим 4:22) – 6 раз о Святом Духе;
- πνεύματι (Мат 3:11, 5:3, 12:28, Мар 1:8,23, 5:2, 9:25, 12:36, Лук 1:17,80, 3:16, 4:1, 8:29, 9:42, 10:21, Ин 1:33, 4:23,24, 11:33, 13:21, Деян 1:5, 6:10, 7:51,55, 10:38, 11:16, 15:28, 16:18, 18:25, 19:21, 20:22, 1Пет 1:12, 3:18, 4:6, 1Ин 4:1, Иуд 1:20, Рим 2:29, 8:9,13,14,16, 9:1, 12:11, 14:17, 15:16, 1Кор 5:3, 6:11, 7:34, 12:3,3,9,9,13, 14:2,15,15,16, 2Кор 3:3, 6:6, 12:18, Гал 3:3, 5:5,16,18,25,25, 6:1, Еф 1:13, 2:18,22, 3:5, 4:23, 5:18, 6:18, Флп 1:27, 3:3, Кол 1:8, 2:5, 1Фес 1:5, 2Фес 2:8, 1Тим 3:16, Откр 1:10, 4:2, 17:3, 21:10) – 37 раз о Святом Духе;
- πνεύματί (Рим 1:9, 1Кор 4:21, 2Кор 2:13);
- πνεύματα (Мат 8:16, 12:45, Мар 3:11, 5:13, Лук 10:20, 11:26, Деян 8:7, 19:12,13, 1Ин 4:1, 1Кор 14:32, Евр 1:7,14, Откр 3:1, 4:5, 5:6, 16:13,14);
- πνευμάτων (Мат 10:1, Мар 6:7, Лук 6:18, 7:21, 8:2, Деян 5:16, 1Кор 12:10, 14:12, Евр 12:9, Откр 1:4);
- πνεύμασι (Мар 1:27, 2:8, Евр 12:23);
- πνεύμασιν (Лук 4:36, 1Пет 3:19, 1Тим 4:1).
Из 11 вариаций написания слова πνεῦμα (4151) в Новом Завете, только 6 вариантов использованы для описания Святого Духа: πνεῦμα, πνεύμά, πνεῦμά, πνεύματος, πνεύματός, πνεύματι. Всего эти слова описывали Бога 198 раз в Новом Завете.
Использование слова πνεῦμα новозаветными авторами для описания Святого Духа
Как мы можем видеть, из 21 из 27 новозаветных книг использует вариации слова πνεῦμα для описания Святого Духа, при чем наиболее часто оно использовано в книге «Деяния», Д. Вуд и К. МакГи даже называют эту книгу «Деяния Святого Духа», а не «Деяния Апостолов», поскольку именно Святой Дух с подвигал Апостолов к тому, что описано в книге. Лука использует в этой книге 5 из 6 вариаций слова πνεῦμα, а всего оно использовано для описания Святого Духа в «Деяниях» 55 раз, что составляет 27,8 % от общего количества упоминаний Бога с помощью этого слова в Новом завете. Для сравнения в своем Евангелии Лука использует только 14 раз вариации слова πνεῦμα и только 3 из 6 вариаций. М. Хукер называет «Деяния» второй частью двухтомного сочинения с продолжением повествования, которое было начато в первом томе, также он говорит, что «Деяния» писались Лукой с целью показать, как апостолы продолжили все, чему их учил Иисус. В сумме в этих двух томах вариации слова πνεῦμα были использованы Лукой для описания Бога 69 раз, что составляет 34,8 % от общего количества использований вариаций слова πνεῦμα, описывающих Святого Духа.
Авторы других Евангелий также говорили о Святом Духе используя вариации слова πνεῦμα. Иоанн в своем Евангелии использовал их чаще остальных – 17 раз, а Марк всего 6 раз, Матфей – 10. По утверждению М. Мак-Клафлина Апостол Матфей не знал, что его труд будет первой книгой Нового Завета, но об этом знал Дух Святой. Отцы ранней церкви посчитали Евангелие от Матфея естественной связью между Ветхим и Новым Заветами, так как оно имеет ярко выраженную иудейскую направленность. В этой книге использованы 4 из 6 вариаций слова πνεῦμα, Марк использовал только 2 вариации, а Иоанн, как и Лука – 3 из 6. В других новозаветных книгах под авторством Иоанна вариации слова πνεῦμα используются реже, только в первом из трех своих посланий Иоанн описывал Бога вариациями слова πνεῦμα, в нем оно использовано всего 4 раза, а в книге «Откровение» - 8 раз. Но стоит учитывать мнение Х. Рой Ланьер, мл., который пишет, что в ранней переводческой науке разгорелась всемирная полемика по поводу подлинности отрывка: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1Ин 5:7), он утверждает, что данный отрывок не является подлинным. Иаков в своем послании не описывал Бога вариациями слова πνεῦμα, а Иуда единожды использовал слово πνεύματι, призывая читателей молиться Духом Святым.
М. Хукер говорит, что Петру и Павлу выпала одна задача – проповедовать язычникам, но один проповедовал в Иерусалиме, очевидно обращаясь не только к язычникам, но и к иудеям, а второй занимался именно миссионерской деятельностью, но в любом месте прежде всего шел в синагогу, где также обращался к евреям. Апостол Петр в Первом послании 5 раз использует вариации слова πνεῦμα для описания Святого Духа, во Втором послании Петра оно не использовано вовсе. У Апостола Павла в соборных посланиях только в Послании к Колоссянам данное слово не использовалось для описания Святого Духа, в остальных 8 соборных посланиях Павел, говоря о Боге, использовал вариации слова πνεῦμα – 67 раз. Также 4 раза он употреблял их с этой целью в пасторских посланиях. В послании к Филимону вариации этого слова не использовались для описания Святого Духа. Всего Апостол Павел 71 раз прибегал к написанию вариаций слова πνεῦμα, чтобы рассказать нам о Боге, это даже больше, чем у Луки в «Деяниях» и его Евангелии вместе взятых, и составляет 35,9 % от общего количества использований вариаций слова πνεῦμα для описания Святого Духа в Новом завете. В послании к Евреям автор, говоря о Боге, использовал вариации этого слова 7 раз.
Полнота понимания библейского учения о Личности Святого Духа раскрывается именно на страницах Нового завета, поскольку новозаветные авторы имели явное преимущество перед своими ветхозаветными предшественниками, а именно крещение Святым Духом. Не с проста Иисус сказал об Иоанне Крестителе, что он больше пророка, но при этом, меньший в Царстве Небесном больше его (Мат 11:9-11), перед вознесением Он сказал, что Иоанн крестил водой, а вы будете крещены Духом Святым и, что они примут силу, когда на них сойдет Дух Святый (Деян 1:5,8). Исполнение ветхозаветных пророчеств из Иоил 2:28-29 и Ис 44:3 дали авторам Нового завета экзистенциальный опыт, который не мог ранее получить никто другой, и это дает им возможность делиться этим опытом с последующими поколениями, рассуждать о дарах духовных (1Кор 12:1,31, 14:1,12), назидать Церковь иметь общение с Духом Святым, быть водимыми Духом (Рим 8:14), говорить о пророчествах ветхозаветных авторов, как о изрекаемых ими, «будучи движимы Духом Святым» (2Пет 1:17), а также призывать молиться Духом Святым (Иуд 1:20).
Заключение
Через историю Церкви видно, как богословы всех времён спорили о Личности Святого Духа, ереси начали возникать с периода апостольской церкви, а затем на каждом Вселенском соборе осуждались одна за другой. Споры о filioque между западной и восточной церковью послужили формальным поводом для Великой схизмы. Сегодня различные конфессии и деноминации по-разному рассматривают дары Святого Духа, в особенности, когда речь заходит о иных языках.
Проведя данное исследование, мы можем сделать несколько выводов:
- Наш Бог – это Дух;
- В некоторых местах Священного Писания нет возможности достоверно утверждать, что слова «Дух Божий» говорят о Личности Святого Духа;
- Из дошедших до нашего времени Ветхозаветных источников мы узнаем, что первым автором, который использовал слово «Дух» для описания Творца, является Иов;
- Моисей более глубоко раскрыл для нас духовную природу Бога, а также показал, что человек может быть исполненным Духом Божьим, а также Дух Божий может быть на нём;
- Давид и Исайя связывают атрибут Святости Бога и Его духовную природу в единый конструкт «Святой Дух», открыв для нас этот термин;
- Важный аспект мы узнаем из книги пророка Даниила, а именно, что Бог множествен, а также что Христос – «Святой святых»;
- Почти все новозаветные авторы, говоря о Боге, использовали вариации слова πνεῦμα в своих трудах, что говорит об их солидарности в понимании духовной природы Бога;
- Апостол Павел и Лука чаще других новозаветных авторов говорили о Святом Духе, а книга «Деяния» использует наибольшее количество описаний Бога с помощью вариаций слова πνεῦμα, что прямо говорит нам о влиянии Святого Духа на события, описываемые в данной книге;
- Несмотря на то, что влияние Святого Духа на новозаветных авторов гораздо большее, чем на ветхозаветных, это всё тот же Дух Бога, почивавший на Своих пророках, что и во времена Апостолов, а также и в наши дни.
Мы считаем, что библейское учение о Личности Святого Духа всегда будет актуально, а каждый христианин, вникая в него, будет извлекать для себя всё больше и больше новых откровений о Боге, возрастая и научаясь в Духе и истине.
Библиография
- Адамс Д. Обзор Ветхого Завета / Пер. с англ. – Н. Новгород: «Агапе», 2020. – 264 с.
- Библейская энциклопедия Брокгауза. Электронная версия. Адрес сайта: http://www.agape-biblia.org/books/Book03/
- Вуд Д., МакГи К. Деяния Святого Духа / Пер. с англ., 3-е изд. испр. – Н. Новгород: «Агапэ», 2019. – 288 с.
- Гендлер А. Тора: Пятикнижие Моисеево / новый пер. Священного Писания с глоссариями и вариантами разночтений – Иллинойс, США: VARDA Graphics, 2015. – 382 с.
- Грудем У. Систематическое богословие. Электронная версия. Адрес сайта: https://royallib.com/read/grudem_ueyn/sistematicheskoe_bogoslovie.html#807939
- Еврейская энциклопедия: свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем: в 16 т. – Т. 14 / Под общ. ред. Л. Каценельсона, Д. Гинцбурга – СПб: Брокгаузъ-Ефронъ, 1906-1913. – 489 с.
- Каплан А. Живая Тора: Пятикнижие Моисея / Пер. с англ. – Нью Йорк, США: Moznaim Publishing Corporation, 1998. – 726 с.
- Коул Э. Непревзойденный муж / Пер. с англ. – Хабаровск: местная религиозная организация церковь христиан веры евангельской «Благодать» города Хабаровска. – 146 с.
- Мак-Клафлин М. Жизнь Христа / Пер. с англ. – Н. Новгород: «Агапэ», 2019. – 248 с.
- Маунс, Уильям Д. Основы библейского греческого языка. Базовый курс грамматики / Пер. с англ. СПб: «Библия для всех», 2011. – 480 с. ISBN 978-5-7454-1162-5
- Проценко А. Христианство – не просто правила… – Кемерово: Типография ООО «Лазурь», 2019. – 228 с.
- Рой Х. Ланьер, мл. Комментарий к Соборным Посланиям Иоанна / Пер. с англ. – Киров, 2001. – 336 с. ISBN: 5-8183-0896-0, 1-85168-314-3
- Харрисон Т. Обзор книг Малых пророков – Н. Новгород: «Агапэ», 2021. – 240 с.
- Хукер М. Святой Павел – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. – 288 с.
- Чан С. Человек и грех / Пер. с англ. 3-е изд. – Н. Новгород: «Агапэ», 2019. – 256 с.
- Эриксон М. Христианское богословие / Пер. с англ. – СПб: «Библия для всех», 1999. – 1088 с.
- Юрченко М. История церкви. – Н. Новгород: «Агапэ», 2021. – 232 с.