Автор: Крыс Питерский (и Мыська)
Раминь, неунывающие наши! Рады очередной встрече и началу очередного большого разговора. Благодаря щедрости нашего подписчика Виктора Плюснина мы таки приступаем к теме, по которой давно чесались лапки у пушистиков - освоение Сибири. Очевидно, что получится не на один материал (как обычно), но оно того стоит.
Важное уточнение - серия про финансы Средневековья не заброшена и будет параллельно продолжена. Постараемся выпустить следующий выпуск в ближайшие дни.
Категорический дисклеймер: напоминаем, что мы считаем принцип историзма единственно верным и достойным. Так что мы заранее отказываемся от оценки описываемых событий с точки зрения современной морали. Всячески надеемся, что вы нас в этом поддержите.
- Все очень непросто.
Сразу же стоит сделать важное уточнение. Само определение вхождения сибирских земель - предмет лютого срача длительной и содержательной дискуссии в исторической науке. Если вкратце, то два участвующих в ней научных лагеря можно назвать "вхожденцами" и "покоренцами".
С точки зрения первых - процесс вхождения сибирских земель в состав русского государства был мирным и чаще всего добровольным. При этом упор делается на преимущества для местного населения нахождения под рукой у русских правителей и важности приобщения его к благам цивилизации пришедшей властью. Наиболее распространена такая точка зрения была в советской историографии - с 30-х гг. и позднее. Помимо академического содержания, было в таком подходе и неизбежно политическое - мирный процесс освоения новых земель противопоставлялся агрессивным и бесчеловечным методам европейцев и американцев.
При этом в дореволюционной и ранней советской историографии - отношение к тем событиям было значительно менее благодушным. Освоение Сибири представлялось именно что покорением и завоеванием. Оценки процесса при этом могли различаться, кто-то считал это неизбежной реализации "права сильного", кто-то заявлял о злом насилии и произволе. Так или иначе, особой благодушностью картинка вхождения восточных территорий в состав России в представлении исследователей не обладала.
Конец XX в. привел эти лагеря к определенному синтезу. В данный момент в исторической науке так или иначе присутствуют как представители вышеозначенных лагерей, так и "центристы" - подчеркивающие разнообразие процессов, происходивших на территории Сибири и категорически отказывающиеся от однозначной их оценки. Мы с Мыськой, как несложно догадаться, всей душой на стороне последних, ибо свято убеждены в том, что истина даже не посередине, а вообще везде. Как тут не вспомнить хороший еврейский анекдот?
К раввину пришли Моня и Абрам с просьбой решить их спор. Раввин выслушал первого и сказал:
-Ты прав.
Тут заговорил второй и изложил свои доводы. Раввин выслушал его и сказал:
— Ты тоже прав.
— Слушай, как они оба могут быть правы? — кричит ему с кухни жена.
— И ты тоже права, — отвечает раввин.
Впрочем, определение - это не единственный неясный момент в нашем вопросе...
- Откуда есть пошла...
Скорее всего если вы откроете школьный учебник, или обратитесь к популярным материалам, описывающим покорение Сибири - за точку отсчета там будет взят поход Ермака 1582 г. Почему? На самом деле, ну просто же надо откуда-то начинать... Не ищите в этом больше смысла, чем во внезапном исчезновении Римской империи после восстания Одоакра 476 г. или скажем в окончании "Эпохи викингом" ровнехонько на битве при Стамфорд-Бридже в 1066 г.. Просто людям нравятся красивые даты и ясные границы.
Вообще, стремиться на восток начали задолго до этого. Начали с Приуралья. Еще в XI в. новгородцы отправляли сюда торговые (и не только) экспедиции. Отправляли, стоит заметить - активно и целеустремленно, добравшись к XIV в. аж до Оби. В "Повести временных лет" и "Поучении Владимира Мономаха" мы встречаем сообщение о том, что новгородский посадник Гюрата Рогович организовывал сбор дани с печорских жителей. Если интересно - это было в 1118 г. Воодушевленный успехами отряд его дружинников продвинулся восточнее и встретился с югорскими племенами.
Югра же — это люди с языком непонятным, и соседствуют они с самоядью в северных странах.
К слову интересно, что данное сообщение соседствовало с классическими историями из разряда "баек о песиголовцах". Дескать, живут там странные дикие люди, замурованные в скалах и пытающиеся из этих скал пробиться наружу (гномы наоборот, однако). С целью этой они активно меняют на железные орудия меха. Вопрос, где они внутри скалы надыбали меха, остается открытым...
Новгородцы потерли лапки в предвкушении наживы и пять лет спустя, в 1193 г. отправили специальный воинский контингент в 300 штыков под руководством некоего Ядрея - наводить русскую государственность и взаимовыгодные торговые отношения с местным населением. Местное население в лице хантов цивилизационный позыв не оценили, и вырезали отряд к чертям. Оставшиеся в живых, впрочем - валили все на предательство некоего Савки, новгородского купца, который «переветы держаше с князем югорскым». Налицо конфликт частного и государственного капитала, однако...
Так или иначе, для нас важен тот факт, что Урал и восточное Приуралье уже тогда плотно вошли в сферу интересов русских княжеств. Позднее к новгородцам присоединились москвичи, начавшие активно распространять свое влияние в регионе. Результатом стало противостояние устюжских князей с новгородскими, приобретавшее порой характер вполне себе полноценных торговых (и не очень) войн. Впрочем, это отдельная история.
А вот в рамках нашего разговора интересно то, что именно "москвичам" мы обязаны появлением самого слова "Сибирь". Как положено, этимология его крайне темна и загадочна. Но зато у нас опять есть дата! 1408 г., запомните это - стал первым годом упоминания Сибири в летописях. Через четыре года можно небольшой юбилейчик забацать...
Впрочем, не только с корыстью пришел на Урал человек русский. В 1379 г. свою миссию начал монах Стефан Храп. Начал основательно и серьезно - создав древнепермскую азбуку и перевел Евангелие на коми-зырянский язык. Да, мы знаем, что вам интересно, как это. Вот примерно так:
1Кымынкö лун мысти Исус бара локтiс Капернаумö. Йöзыс кылiсны, мый Сiйö гортас,2и дзик пыр уна йöз чукöртчис Сы ордö, весиг пыранiнас сулалiсны. Исус висьталiс налы Енлысь Кывсö.3Сэки нёльöн вайисны вöрзьöдчыны вермытöм мортöс.4Уна йöз вöсна найö эз вермыны матыстчыны Исус дiнö. Сэки найö разисны керка вевтсö да Исус весьттi лэдзисны висьысьöс вольпасьнас.5Налысь эскöмсö аддзöмöн Исус шуис висьысьлы: «Пиöй, тэнсьыд мыжъястö прöститöма».
Евангелие от Марка, глава 2
Впоследствии Стефан стал первым пермским епископом, даже основал для этого целый город, Усть-Вымь. Правда ради всего этого пришлось немного пожечь местное языческое наследие, но такие мелочи тогда мало кого волновали.
Разъярился владыко Стефан на кумирници пермскии поганые, истуканные, изваянные, издолбленные боги их в конец сокрушил, раскопал, огнем пожегл, топором посекл, сокрушал обухом, испепелил без остатку и по лесом, и по погостом, и на межах, и на перепутьех.
Вычегодско-Вымская летопись
Справедливости ради - сами местные язычники вроде как вначале пытались сжечь самого Стефана, так что все по справедливости вышло...
Да, если интересно, отголоском тех событий является довольно известная легенда о Золотой Бабе. Дескать, рассеянные благочестивым монахом зыряне ушли за Урал, прихватив с собой своего главного идола. А потом где-то закопали. Или нет. И вообще, все это неточно...
- Злые татары в шапках киргизских
В общем, все это бурление и поползновение в восточном направлении неизвестно бы где закончилось, но в XIII в. на карте мира случилась оказия. Там возникла и стала стремительно расширяться Монгольская империя, прихватившая в том числе территории восточнее Урала, вошедшие в т.н. Улус Джучи, ставший основой для той самой Золотой Орды (альтернативщики, молчать!). Что на долгое время создало весьма значительные трудности для распространения русского влияния за Обь.
Впрочем, как и полагается, завоевав пол-мира, монголы тут же (ну, почти) впали в безумие и начали устраивать веселый междуусобный dratsing. Пересказывать его занятие безумно интересное, но опять же - почти бесконечное и прямого отношения к нашей теме не имеющее. Для нас важен тот факт, что в начале XV в. на сцену выходит Сибирское ханство.
Да, как положено - толковой истории того, как оно образовалось, нет. И завоевание сибирских земель, и их организация, и даже то, кто собственно это самое ханство сорганизовал, это все покрыто туманом войны. Историки не могут даже до конца определиться с тем, кто же там был правителем. В качестве претендентов фигурируют два клана с весьма романтичными названиями: тайбугины и шибаниды. Но вот каким именно образом они все это проделали... Нууу...
Между тем все более крепнущее московское княжество, утихомирив новгородцев при Шелони, вспоминает что на востоке у него тоже всякие интересные интересы есть. Тем более, что ордынцы ныне не те и лавируя между осколками империи Иван III успешно проводит политику закрепления в Приуралье.
Тут правда... Нет, ну серьезно, не смейтесь - но опять все не очень понятно. С одной стороны, московский престол "сотрудничал" с Тюменским ханством (впоследствии вошедшим в состав сибирского) против общих противников. С другой стороны, усиление Ибрагим-Имабака, тюменского хана и распространившего свое влияние вплоть до Казани, не могло не вызывать беспокойства. В итоге случались разные странные истории.
Например, поход 1483 г., возглавляемый Феодором Курбским Черным и Иваном Салтыком Травиным. Формально - это был ответ на нападение Асыка, вассала Имабака на пермские земли. Поход был весьма удачным, закончился разгромом войск Асыки и заключением в конце 1484 г. Усть-Вымского мира, закрепившего влияние московского князя на югорских землях - именно тогда к титулам Ивана III добавилось именование "князь Югорский".
Проблема в том, что не совсем понятно участие в этом непосредственно тюменского владыки. С одной стороны, летописи говорят о том, что русские войска в походе миновали земли Ибака, что приводит многих исследователей к очевидному выводу о том, что хан и московский князь сохраняли нейтралитет. С другой же - имеются свидетельства более ранних источников, в которых указывается что княжеские войска "побиша много татар Тюме[н]ских". Запишем в загадки...
В общем так. Уже к концу XV в., за добрую сотню лет до Ермака Тимофеевича русские активно (и централизованно) стремились на восток и за Урал. Дальнейшее расширение этих притязаний было только вопросом времени - и кое-каких событий, происходивших в это время внутри Сибирского ханства. Но это уже в следующий раз...
Спасибо всем, кто был с нами и прочитал. Напоминаем - не стоит относиться к нашим виршам излишне серьезно. А вот вдохновиться и самостоятельно углубиться в изучение тех весьма бурных событий безусловно стоит. Мы же прощаемся с вами, но обещаем вернуться. Всем тепла и мирного неба над головой!
P.S. Таки да, теперь это будет здесь всегда. Искреннее спасибо всем за донат. Ныне это очень важный стимул писать!
Желающим поддержать шпильманский труд сообщаем - можно заслать малую копеечку на счет нашей драгоценной супруги 4276 5500 7703 9157. Это совершенно необязательно, но всегда очень приятно
Заходите в наш Телеграмм!
Крыс и Мыська ждут вас на своем канале "Кино, вино и Мимино".
Не примените заглянуть к Ефросинии Капустиной - там интересно про другие страны и других людей
И конечно же читайте замечательный блог Фантагиро Бурерождённой (да, эта покорябанная ссылка уже стала фичей!)