Так уж получилось, что мордвины приняли христианство довольно-таки поздно, их христианизация растянулась на 200 лет, но один раз приняв христианство, мордвины, в отличие от остальных народов России, становились наиболее ярыми и последовательными его приверженцами, что не раз доказали делом, особенно в бурном XVII веке, когда мордовский народ дал множество значимых деятелей Русской православной церкви, среди которых важное место занимает её предстоятель в 1652-1666 годах Никон, самый известный патриарх Московский и всея Руси XVII века.
Будущий патриарх Московский и всея Руси появился на свет в 1605 году в селе Вельдеманово под Нижним Новгородом, тогда преимущественно населённом мордвинами. Детство будущего патриарха было несчастливым: мать умерла вскоре после рождения, его отец Мина женился во второй раз, но мачеха возненавидела пасынка и несколько раз пыталась его убить и чтобы спасти младшего сына Никиту (так звали будущего патриарха в миру) отец отдал его в обучение в Макариев-Желтоводский монастырь, где Никита Минин хорошо освоил грамоту и с блеском окончил семинарию, после чего был рукоположен в священники и назначен на службу в одну из московских церквей.
В личной жизни отец Никита был несчастен, все его дети умерли в младенчестве и он, сочтя это знаком свыше, призывающим его к монашеской жизни, в 1635 году ушёл от мира в Соловецкий монастырь, где его и постригли в монахи с именем Никона, а предстоятель Свято-Троицкого Анзерского скита Елеазар предрёк ему патриаршество. Тем не менее, в 1639 году после ссоры с Елеазаром Анзерским Никон покинул Соловецкий монастырь и перебрался на материк в Кожеозерский монастырь, где наладил работу солеварни, тогда же он познакомился с царевичем Алексеем Михайловичем, совершавшим паломничество на Соловки. В 1643 году его избрали игуменом Кожеозерского монастыря, а через три года он направился в Москву для утверждения в должности. Царь Алексей Михайлович радушно принял Никона и уговорил патриарха Иосифа рукоположить Никона в архимандриты Новоспасского монастыря в Москве, а позже - в митрополиты Новгородские и Великолуцкие, тогда же Никон вступил в Кружок ревнителей древнего благочестия, неформальное объединение сторонников реформ в Русской православной церкви, в котором одно время состоял и его наиболее ярый противник протопоп Аввакум.
Карьера Никона резко пошла в гору после 1651 года, когда ему путём переговоров удалось разрулить ситуацию с Новгородским восстанием 1650-1651 годов, он стал наиболее приближённым к царю духовным лицом, именно от него шла инициатива о перенесении в Успенский собор Московского кремля мощей святого митрополита Филиппа (тогда же Никон примирился со своим учителем Елеазаром Анзерским), поэтому нет ничего удивительного в том, что после смерти патриарха Иосифа в 1652 году именно Никон стал следующим патриархом Московским и всея Руси. Сразу после своей интронизации патриарх Никон принялся претворять в жизнь те проекты реформ православной церкви, которые обсуждали на собраниях Кружка древнего благочестия, в частности, изменив некоторые обряды и введя новые переводы богослужебных книг. Подобные перемены вызвали сильную ответную реакцию в виде движения старообрядцев, во главе которого встали бывшие друзья и сторонники Никона протопоп Аввакум и епископ Коломенский Павел (что самое смешное, эти борцы за русское благочестие тоже были мордвинами по национальности). Подливало огня и развёрнутое патриархом Никоном активное строительство, отвлекавшее большие ресурсы и народные силы, но, по мнению патриарха Никона, это было необходимо для превращения России в центр всего христианского мира.
Со временем патриарх Никон начал приобретать в России всё большую власть, он даже начал подписываться, как и царь, "Великим государем". Это, а также интриги бояр и дворян, в большинстве своём тайных старообрядцев, привело к охлаждению в отношениях между царём и патриархом, а реальный конфликт начался, когда в Москву прибыл за деньгами грузинский царь Теймураз, на пути к власти обещавший золотые горы, а потом предававший всех, кого возможно. Патриарх Никон был против такого "союзника", но видя, что царь его не слышит, удалился в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, ожидая, когда Алексей Михайлович пойдёт на мировую, но тот в ответ отстранил его от исполнения обязанностей патриарха, хотя формально патриархом Московским и всея Руси Никон оставался вплоть до 1666 года, когда его лишил сана Большой Московский собор, тогда же Никон сделал своё первое пророчество, объявив, что патриархи Александрийский и Антиохийский не имеют права его судить, так как сами лишены сана ( как раз в это самое время турецкий султан Мехмед II подписывал указ о извержении из сана патриархов Александрийского и Антиохийского, о чём в Москве стало известно только две недели спустя). Несмотря на это, Никона лишили сана патриарха и отправили в Ферапонтов Белозёрский монастырь, служивший также тюрьмой для государственных преступников.
Несмотря на то, что в Ферапонтовом Белозёрском монастыре Никон содержался в заточении, поток посетителей к нему никогда не ослабевал, ведь там у него открылся дар провидца и целителя, поэтому к нему шли многие за помощью и советом, приходили к нему и участники восстания Степана Разина за благословением, но он отказался делать это, так как уже знал, что Разинщина обречена на провал (самих повстанцев он благословил). После смерти Алексея Михайловича в 1676 году опального патриарха перевели в Кирилло-Белозёрский монастырь, где он содержался вплоть до 1681 года, когда его полностью реабилитировали и восстановили в сане патриарха, в ответ на что он пожелал быть простым монахом в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, но по дороге туда он скончался 17 августа 1681 года в селе Тропинино под Ярославлем. В современной России отношение к патриарху Никону смешанное: с одной стороны, его считают архитектором церковного раскола, последствия которого аукаются России до сих пор, а с другой стороны, его считают выдающимся деятелем Русской православной церкви, святым исповедником и страстотерпцем.