Сегодня 19 июля 2024 года исполнилось 90 лет со дня рождения всенародно любимого актера театра и кино, режиссера, многолетнего художественного руководителя Московского академического театра сатиры, Народного артиста России
Александра Анатольевича Ширвиндта (1934–2024)
Наверное, он был последним из того славного поколения советских актеров, которых мы любили и продолжаем любить несмотря на то, что их уже нет с нами.
Он любил театр, он любил нас зрителей. Александр Анатольевич обладал огромным запасом жизненной энергии и заражал ею окружающих.
Ещё в начале нынешнего года он говорил, что готовится отметить сразу два юбилея: 90 лет со дня его прихода в этот мир и 100 лет Театру сатиры, которому он отдал более полувека своей творческой жизни.
К сожалению, этим планам не суждено было сбыться. Александр Анатольевич ушёл из жизни 15 марта 2024 года, не дожив четырех месяцев до своего сегодняшнего юбилея и нам остается только вспомнить каким он был.
Александр Ширвиндт родился в Москве летом 1934 года в творческой семье.
Его отец Анатолий Густавович Ширвиндт (1896—1961), был скрипачом и играл в оркестре Большого театра, мама Раиса Самойловна Ширвиндт (1896–1985) актриса, ученица Владимира Ивановича Немировича-Данченко. По семейным обстоятельствам покинула сцену и много лет служила в Московской филармонии. У Александра была старшая сестра, скончавшаяся в возрасте 9 лет.
Семейное захоронение Ширвиндтов находится в колумбарии Донского кладбища.
В 1946 году двенадцатилетний Саша Ширвиндт познакомился с десятилетним Мишей Державиным сыном одного из ведущих актёров Театра имени Е. Б. Вахтангова, Михаила Степановича Державина. Подростковое приятельство переросло в крепкую мужскую дружбу, продолжавшуюся более 70 лет.
Они не только дружили, но были постоянными партнерами на театральной сцене
на эстраде
телевидение
и в кино.
Без них не обходился ни один официальный юбилей
Казалось, так будет вечно, но, к сожалению, время бежит неумолимо. Михаил Михайлович Державин скончался в январе 2018 года и был похоронен на 2 участке Новодевичьего кладбища, рядом с родителями. Теперь неподалеку на 5 участке упокоился его ближайший друг, но этому печальному событию предшествовала долгая и прекрасная творческая жизнь
В 1956 году Александр Ширвиндт с отличием окончил Театральное училище им. Б. В. Щукина и впервые снялся в кино. В лирической кинокомедии «Она вас любит» ему досталась роль молодого, но уже начинающего испытывать первые симптомы «звездной болезни» эстрадного певца Вадима Ухова.
С 1957 года актер Театра имени Ленинского комсомола и преподаватель родного училища имени Б. В. Щукина. Его учениками были десятки известнейших наших актеров.
В 1963 году сыграл одну из своих первых знаменитых ролей в кино. В фильме «Приходите завтра...» он сыграл студента Гнесинки, представившегося главной героине Константином Сергеевичем Станиславским.
В 1967 году Ширвиндт вместе с несколькими другими актерами по приглашению Анатолия Эфроса переходит в Театр на Малой Бронной, а в марте 1970 года по приглашению своих близких друзей Михаила Державина, Марка Захарова и Андрея Миронова поступил в Театр Сатиры, с которым связана вся его дальнейшая творческая жизнь.
Первой ролью в новом для него театре стал граф Альмавива в знаменитом спектакле «Женитьба Фигаро», который вы все наверняка видели по телевидению.
Сегодня мало кто помнит, что первым исполнителем этой роли в постановке Валентина Плучека был Валентин Гафт.
Спектакль имел просто феноменальный успех и поэтому, когда Гафт после ссоры с Плучеком ушёл в «Современник» вопрос о срочном вводе нового актера встал необычайно остро. За всю творческую карьеру Ширвиндта это был первый и единственный случай, когда ему пришлось играть роль сыгранную до него другим и сделал он это блестяще.
Одной из первых режиссерских работ Александра Анатольевича на сцене Театра Сатиры стало представление «Нам 50» посвящённое его полувековому юбилею. Он же был и ведущим этого праздника.
В дальнейшем поставил такие знаменитые спектакли, как «Проснись и пой», «Маленькие комедии большого дома», «Недоросль» и многие другие.
В кино Александр Анатольевич снимался много и весьма активно.
Эльдар Рязанов считал Ширвиндта своим «талисманом» и снимал его при первой же возможности в небольших, но запоминающихся ролях:
Не менее успешно работал он и с другими режиссерами. Всего фильмография Александра Ширвиндта насчитывает 125 работ в кино.
Лично мне он больше всего запомнился в фильме «Миллион в брачной корзине» режиссера Всеволода Шиловского, поставленного по пьесе Джулио Скарниччи и Ренцо Тарабузи «Моя профессия — синьор из общества».
Александр Ширвиндт много и охотно работал на телевидение
1 января 1971 года зрители впервые увидели юмористическую телевизионную передачу «Терем-теремок» (сказка для взрослых), режиссером и ведущим которой был Александр Ширвиндт выступавший под псевдонимом
Борис Григорьевич Домовой.
Передача выходила один раз в месяц и её постоянными участниками были
и многие другие популярнейшие актеры.
Именно с «Теремка» началась всесоюзная слава Бориса Владимирова и Вадима Тонкова.
Люди старшего поколения наверняка помнят невероятно популярный во времена застоя дуэт, где представали перед публикой в масках двух колоритных старушек - Вероники Маврикиевны (В. Тонков) и Авдотьи Никитичны (Б. Владимиров), но мало кто знает, что придумал этих персонажей и впервые выпустил на телеэкран именно Александр Ширвиндт.
По сюжету две бабушки привели внуков на елку и пока детишки смотрят представление решили поболтать.
Александр Анатольевич рассказывал, что прототипами героинь стали его родная бабушка, интеллигентная, образованная еврейская дама и жившая много лет в их семье в качестве няни и домработницы не очень образованная, но по-своему, умная и практичная русская женщина, приехавшая из глубинки. Они были очень разными, все время спорили и даже ссорились, но жить друг без друга не могли.
Через год передачу «Терем – теремок» закрыли но Маврыкиевна и Никитична к тому времени уже стали популярнейшим юмористическим дуэтом которых обожали в СССР буквально все.
Другие телевизионные проекты постоянным участником которых был Александр Ширвиндт.
«Бенефис»
«Театральная гостиная»
«Вокруг смеха»
В 2000 году Александр Ширвиндт сменил на посту художественного руководителя Московского академического театра сатиры Валентина Плучека, который ушёл в отставку по состоянию здоровья.
Возглавляя родной театр более 20 лет, Александр Анатольевич всегда старался сохранить не только традиции знаменитого театра, но и память об ушедших актерах. В 2001 году настоящим событием в жизни театральной Москвы стал спектакль «Андрюша» Посвященный шестидесятилетию со дня рождения Андрея Миронова.
Он не давал ветеранам почувствовать себя забытыми и устраивал настоящие праздники на сцене
А ещё он продолжал выходить на сцену, потому что не мог жить без неё.
Но, к сожалению, всему приходит конец 15 марта 2024 года Александра Анатольевича Ширвиндта не стало.
Прощание прошло в Театре сатиры 18 марта. Согласно последней воле актера, тело было кремировано и в воскресенье 14 апреля захоронено на центральной аллее Новодевичьего кладбища. Соседями Александра Анатольевича стали Василий Лановой, Инна Чурикова, Глеб Панфилов, Владимир Меньшов и многие другие замечательные деятели нашего театра и кино, с которыми он дружил, работал или неформально общался.
Спасибо Вам глубокоуважаемый Александр Анатольевич, за то, что вы жили на этой земле, за ту радость, которую дарили нам своим искусством и конечно за те замечательные фильмы и театральные роли, которые Вы нам оставили. Вечная Вам память ВЕЛИКИЙ АРТИСТ.