Найти тему
Блог нарцисса

Психопат и тревожная личность: психологический разбор фильма "Материнский инстинкт"

Оглавление

В марте 2024 года была выпущена в прокат кинокартина известного режиссера Бенуа Дельомма "Материнский инстинкт", сюжет довольно интригующий, а финал шокирующий. Великолепная игра двух талантливых актрис Джессики Честейн и Энн Хэтэуэй на высшем уровне, невозможно не проникнуться, поэтому перед прочтением психологического разбора советую посмотреть фильм. Сегодня мы разберем феномен тревожности, причины, динамику и связь с периодом материнства. Сопоставим психологические портреты двух казалось бы похожих, но совершенно разных подруг Элис и Селин, попытаемся понять механизмы их поведения и предположить вид психических расстройств.

Тревога - базовое чувство или приобретенное свойство?

Тревога – древний психологический феномен, который представляет собой эмоциональное переживание, характеризующееся дискомфортом от неопределенности перспективы. Тревога является естественной реакцией организма на опасность, дело в том, что страх - это инстинкт, направленный на выживание, человек как существо биосоциальное проходил эволюционно разные этапы. В древности, где первобытному человеку нужно было охотиться и заниматься собирательство тревога и страх имели огромное значение. В древности, кто не был осторожен и не испытывал тревоги - погибали, они просто не успевали справиться с критическими ситуациями. Исходя из этого вытекает, что тревога - это базовый, эволюционно обусловленный психологический феномен, который позволил нашим предкам выживать.

В нынешнее время тревога уже не имеет такого важного значения, ведь мы живем в комфортных условиях, необходимости быть всё время на чеку и опасаться нет. Но тревога никуда не исчезла, наоборот, она эволюционировала вместе с человеком, например, теперь люди боятся летать на самолетах, боятся информационных технологий, ядерной войны и т.д., то есть теперь помимо обычных фобий, стали появляться новые, продиктованные прогрессом.

Однако, существует и некая зависимость развития тревоги, некоторые люди более предрасположены к возникновению тревожных расстройств, в частности, важную роль в их развитии играют: наследственность, отношения и микроклимат в семье, влияние гормонов, психологическая травма. С точки зрения психоанализа выделяют несколько видов тревоги: Объективная тревога вызвана реальной внешней опасностью; невротическая тревога: фиксированная и фобическая - фиксирована на любом внешнем или внутреннем объекте, а фобические реакции характеризуются несоразмерностью вызвавшей их ситуации (боязнь высоты, пауков, толпы).

Такие разные матери: Элис и Селин

-2

Джессика Честейн воплотила в себе героиню Элис, она осторожная, беспокойная, вечно дергается и по первым же сценам на лицо все признаки невротической личности. Энн Хэтэуэй прекрасно сыграла Селин, такую казалось бы милую, уравновешенную, уверенную в себе, по первым сценам даже не заподозришь черты психопатии, а ведь она у нее, как по итогу выяснится, есть. С развитием сюжета нам всё больше кажется, что у Элис серьезные проблемы с тревожностью, её эмоции выходят из под контроля, а тревога становится навязчивой, хотя как оказалось была и не без причины. Постепенно мы получаем больше вводных о персонаже Джессики Честейн, будучи ребенком она видела смерть своих родителей, винила себя, что спала на заднем сидении и не смогла предотвратить аварию, с этим всепоглощающим чувством вины и зашкаливающей тревогой она боролась всю жизнь. Элис была под наблюдением врача психиатра, даже лежала в лечебнице, хотя в те времена это было весьма постыдно.

-3

Исходя из этих фактов, становится ясно, что тревожность и охранительное поведение Элис обусловлены психологической травмой, её эмоциональный срыв не был беспричинным, во-первых смерть соседского ребенка очень сильно коснулась её личной травмы, ведь возник тот же детский сценарий "я не успела, а должна была спасти". Самообвинительное поведение трансформируется в тревожное расстройство, нарушая процессы нормального функционирования психики. Во-вторых, Селин активно плела интриги вокруг Элис, выставляя её ненормальной и устраняя всех, кто стоял на пути к осуществлению мести. Элис всё время чувствует вину за любую мелочь, это раскрывается еще в начале фильма: сцена, где муж завел разговор при друзьях о желании завести ребенка. Элис переживала, что подруга уже не может иметь детей и винила себя, что их семье ребёнок достался легко. Потом она обвиняет себя в смерти мальчика, и это удручающее и изматывающее чувство вины становится причиной психологического срыва. Сюжет до конца держит в интриге, то ли это и правда материнский инстинкт, то ли уже паранойя, но финал расставляет всё по местам.

После рождения Тео тревога Элис усилилась, она вспоминает, что некоторое время даже боялась брать его на руки. Она гиперопекает сына и часто слишком сильно беспокоится, что даже срывается на крик, со стороны это выглядит нелепо. Здесь следует отметить, что беременность и материнство могут обострить проявления тревожного расстройства, что мы и наблюдаем, вместо умиротворения и радости, Элис ежедневно испытывает тревогу, потому и приучает Тео быть осторожным, послушным, внимательным. Тревожная мать довольно часто выращивает тревожных детей, ведь на раннем этапе развития от настроения матери будет зависеть эмоциональный интеллект ребенка в будущем, и если Элис беспокойна и тревожна, то высока вероятность, что это скажется и на сыне. Чрезмерная тревога разрушает мать и детей.

Селин - психопат в маске

-4

Селин с первых сцен представляется нам как веселая, уравновешенная героиня. Единственная её боль в том, что иметь детей она никогда не сможет, это угнетает её изнутри, но своих истинных эмоций героиня не показывает, скрывая за маской лучезарной улыбки. Когда происходит инцидент с Максом, женщина погружается в горе, здесь и можно заметить её истинное лицо, из-за вечной самообвиняющей привычки Элис позволяет подруге перекинуть всю вину на себя, чем та и пользуется. Селин начинает ненавидеть соседку, смотрит на нее злобно на похоронах, забирает любимого кролика Тео, творит разные пакости. Вместо того, чтобы проживать горе Селин продумывает план мести, она сравнительно быстро приходит в себя, потому что для нее как для личности с психопатическими чертами происходит смещения фокуса интересов. Героиня мечтает забрать у подруги всё, приводя свой адский план в действие и попутно убирает всех, кто встает на её пути: бабушку, мужа, а затем всю семью Тео.

-5

Селин является примером хорошо социализированного психопата, который со временем научился скрываться от мира за своей улыбкой, по сути, истинных эмоций люди с психопатией не испытывают, но мастерски умеют их имитировать. Селин выглядит как домохозяйка с обложки, красивая, улыбчивая, просто идеал - всё это ничто иное как мимикрия, так она подстраивается под рамки общества, скрывая внутри хищную натуру. Вместо горевания строит план мести, подставляя подругу и настраивая Тео против матери. Она легко втирается в доверие к ребенку, а затем добивается цели. Психопатам нравится смотреть на страдания, если у них есть цель, то никакие препятствия их не остановят, из-за отсутствия эмпатии, а именно это свойство позволяет нам сострадать, они совершают правонарушения. Изначально эмоции и реакции Селин словно неестественные, что должно настораживать зрителя, однако, как уже было отмечено выше, героиня хорошо социализированный психопат, поэтому до конца фильма держится интрига. В смерти Макса никто не был виноват, это несчастный случай, но Селин куда проще было свалить всю вину на слабую подругу и переключить боль от потери на отыгрывание мести. Психопаты чётко чувствуют слабости других, так и Селин бьет по расстройству Элис, доводя её до срыва. Как мы помним по сюжету, она намного позже узнает о её психическом состоянии и трагических события с родителями подруги, но интуитивное чутье психопата позволяет ей действовать в правильном направлении и без этой информации.

-6

Селин получает всё, мальчик теперь принадлежит ей, но долго ли продлится эта идиллия? Пока он еще ребенок и в стадии горя, то не сможет прекословить опекунше, но с возрастом могут возникнуть вопросы, конфликты и тогда маска Селин вновь спадет. Психопатическая мать не может дать ребенку нужного эмоционального отклика, у нее нет эмпатии и эмоций, она может лишь их имитировать, либо отзеркаливать от окружающих. В итоге дети холодных матерей вырастают в дефиците, либо приобретают нарциссичные черты, становясь как бы продолжением (отростком) безэмоционального родителя.

У психопатов есть уязвимые места, это страх наказания, страх лишений, что и происходит в фильме, Селин лишается сына, в связи с чем её расстройство выходит из под контроля. Для сравнения у Элис вследствие чувства виновности происходит реверсия: направлять заботу не на себя, а посвятить её другим, тревога при это нарастает из-за потери контроля и страха за сына. Селин же выбирает вместо горевания найти виноватого и уничтожить его, затем эгоистично забирает всё, чего лишилась сама, при этом ни вины, ни сожаления, ни тревоги не испытывает, только желание забрать, чего бы это не стоило. Если у Элис потенциально корректируемое расстройство тревожного спектра, то для Селин всё безнадежно, психопатия - это патологическое устройство личности, неотделимое и затрагивающее всю личность в целом.