Большая выставка в большом музее, как правило, рождается медленно и занудно. Начинаясь с длительной подготовительной работы: согласования-утверждения-обсуждения. Все вопросы: от названия проекта до состава работ проходят длиннющий путь, в процессе которого можно утратить и радость музейного творчества, и смысл выставочного созидания. Но это крайние точки, лишь различимые, но недостижимые для тертых музейщиков, намозоливших себе профессиональные органы и умеющих бежать марафоны ради огромного события - выставки.
Затем, от бумажного делопроизводства, утверждения всего и вся, согласования со смежными организациями и многочисленными сторонами процесса, переходят к сбору работ. Порой этот этап наступает спустя год или даже три: большая выставка - большая дистанция. Одновременно готовится дизайнерское решение для интерьера выставки и для всяких плакатов-буклетов. В залах будущей экспозиции начинается строительство.
Самый начальный этап оформления пространства выставки выглядит как любая стройка - шумно, суетно и неопределенно. Чаемая красота результата пока не видна.
Множество рабочих рук и хороших голов задействованы в подготовке того, что называется "дизайн и оборудование". Когда стройка в экспозиции закончится, сюда начнут заносить и монтировать произведения. Но сначала чисто сделает свое дело уборщица.
Работы для выставки собираются по разным музеям и частным коллекциям и сбор этот - дело узких и востребованных профессионалов. Кроме спецтранспорта с особыми условиями перевозки, нужны опытные специалисты, способные привезти картины, скульптуры и статуи как из Ленобласти, так и из Италии.
Произведения искусства необходимо упаковать и это тоже вопрос профессионализма и опыта. В любых условиях и в любых интерьерах качество упаковки остается на стабильно высоком уровне.
Эту транспортировочную раму специально изготовили в размер конкретной работы.
Затем упаковывается работа, сначала в специальную ткань и знакомую всем "пупырку".
Затем заряжается внутрь транспортировочной рамы и проделывает путь до спецмашины. Размер этой картины 300 на 300 сантиметров, что добавляет всем участникам разнообразных затруднений.
Затем произведения выгружаются в помещениях музея и дожидаются, когда их развесят, расставят и замонтируют в пространстве будущей выставки.
Конечно, я описал эти истории кратко и даже опустил многие важные составляющие. Но я и не собирался составлять методичку, а просто поделился тем, что зрителю увидеть совершенно невозможно. Сейчас как раз осталась пара недель до открытия большой выставки и все описанные выше процессы идут во всю свою процессуальную силу.
Продолжение здесь