Найти тему
Позитивная старость

Твой парус изорван, корабль затонул ...

Существует ли правильная философия жизни? Вряд ли любой из вариантов ответа устроит всех. Изложу свою версию, не настаивая на её универсальности.

Только недавно я понял, что один из базисов моего мироощущения был заложен фильмом "Остров сокровищ" версии 1971 года. Это то кино, где роль Сильвера гениально сыграл Борис Андреев. Мне в то время было 8 лет и я, конечно, не мог сформулировать причину, по которой был зачарован сюжетом ялтинской киностудии. Лишь спустя пятьдесят лет появились нужные слова. Попробую собрать их в связный текст.

Жизнь становится драмой только при завышенной её оценке. Тогда возникает страх и человек превращается в гроссбух страховой компании. Тот пропал, того убили, а этот умер от царапины на ноге. Всюду таится смерть. Надо надёжно избежать её. Лучше всего превратиться в устрицу, сузив своё жизненное пространство до размеров раковины.

Готово. С этого момента целью такого человека становится дожить до старости. Маниакальное желание не умереть лишает жизнь всех её прелестей. В новом существовании нет места риску. Дерзкие идеи вызывают осуждение. Любые новации воспринимаются с недоверием. Исчезает тонус. Разговоры сужаются до бесконечного беспокойства о своём здоровье. Скука становится содержанием существования от и до. На похоронах унылые родственники произносят пошлые банальности и обречённо превращают тризну в привычные пересуды.

Всей этой перспективе киносюжет "Острова сокровищ" (1971) говорит решительное "нет". На самом деле, цена человеческой жизни - копейка. Так всегда было, так всегда будет. Не стоит слишком серьёзно воспринимать себя в подлунном мире. Твоя смерть не опрокинет небеса. Земля не сдвинется с орбиты, а день не перестанет сменять ночь. Подрастающие дети придут взамен ушедших взрослых и вечный круговорот жизни продолжится.

Раз так, то стоит ли беспокоиться? Отсюда следует вся история Роберта Стивенсона, очень удачно умещённая экранизацией 1971 года в 82 минуты экранного времени. Пираты и аристократы с готовностью рискуют жизнями ради иллюзорной мечты, помеченной негнущимися пальцами легендарного флибустьера, даже если ради этого придётся проплыть полсвета. Смерть в пути воспринимается как рядовое событие, вписанное в человеческую матрицу с сотворения мира. Минутная процедура. Из неудачи всего мероприятия не делается трагедии. Торжествует здоровый взгляд: не получилось в этот раз, получится в другой.

Олицетворением такой философии в фильме выступила песня "Ах, бедный мой Томми".

Послушайте её. В ней нет намёка на уныние. Есть лишь снисходительный фатализм. Типа - хорошо бы остаться в живых, но и так неплохо.

Меланхоличная фраза

"Твой парус оборван, корабль затонул/ Твой ветер удачи тебя обманул"

как нельзя лучше характеризует философию жизненного спокойствия. Я расшифровываю её так. Есть непреодолимые обстоятельства. Столкнувшись с ними, незачем искать причины. Прочь рефлексию. Откажись от мечты или пробуй вновь. Но не изводи себя упрёками и жалобами.

Возможно, молодость никогда не примет такой фатализм. Но счастливая старость, как по мне, без него невозможна.

Все семьдесят пять
Hе вернулись домой,
Они потонули
В пучине морской.

Помянем их весёлыми историями и не будем горевать. Впереди есть новые дела. Пока мы живы, нас жгут неутолённые желания. Значит - в путь.