Существует ли правильная философия жизни? Вряд ли любой из вариантов ответа устроит всех. Изложу свою версию, не настаивая на её универсальности.
Только недавно я понял, что один из базисов моего мироощущения был заложен фильмом "Остров сокровищ" версии 1971 года. Это то кино, где роль Сильвера гениально сыграл Борис Андреев. Мне в то время было 8 лет и я, конечно, не мог сформулировать причину, по которой был зачарован сюжетом ялтинской киностудии. Лишь спустя пятьдесят лет появились нужные слова. Попробую собрать их в связный текст.
Жизнь становится драмой только при завышенной её оценке. Тогда возникает страх и человек превращается в гроссбух страховой компании. Тот пропал, того убили, а этот умер от царапины на ноге. Всюду таится смерть. Надо надёжно избежать её. Лучше всего превратиться в устрицу, сузив своё жизненное пространство до размеров раковины.
Готово. С этого момента целью такого человека становится дожить до старости. Маниакальное желание не умереть лишает жизнь всех её прелестей. В новом существовании нет места риску. Дерзкие идеи вызывают осуждение. Любые новации воспринимаются с недоверием. Исчезает тонус. Разговоры сужаются до бесконечного беспокойства о своём здоровье. Скука становится содержанием существования от и до. На похоронах унылые родственники произносят пошлые банальности и обречённо превращают тризну в привычные пересуды.
Всей этой перспективе киносюжет "Острова сокровищ" (1971) говорит решительное "нет". На самом деле, цена человеческой жизни - копейка. Так всегда было, так всегда будет. Не стоит слишком серьёзно воспринимать себя в подлунном мире. Твоя смерть не опрокинет небеса. Земля не сдвинется с орбиты, а день не перестанет сменять ночь. Подрастающие дети придут взамен ушедших взрослых и вечный круговорот жизни продолжится.
Раз так, то стоит ли беспокоиться? Отсюда следует вся история Роберта Стивенсона, очень удачно умещённая экранизацией 1971 года в 82 минуты экранного времени. Пираты и аристократы с готовностью рискуют жизнями ради иллюзорной мечты, помеченной негнущимися пальцами легендарного флибустьера, даже если ради этого придётся проплыть полсвета. Смерть в пути воспринимается как рядовое событие, вписанное в человеческую матрицу с сотворения мира. Минутная процедура. Из неудачи всего мероприятия не делается трагедии. Торжествует здоровый взгляд: не получилось в этот раз, получится в другой.
Олицетворением такой философии в фильме выступила песня "Ах, бедный мой Томми".
Послушайте её. В ней нет намёка на уныние. Есть лишь снисходительный фатализм. Типа - хорошо бы остаться в живых, но и так неплохо.
Меланхоличная фраза
"Твой парус оборван, корабль затонул/ Твой ветер удачи тебя обманул"
как нельзя лучше характеризует философию жизненного спокойствия. Я расшифровываю её так. Есть непреодолимые обстоятельства. Столкнувшись с ними, незачем искать причины. Прочь рефлексию. Откажись от мечты или пробуй вновь. Но не изводи себя упрёками и жалобами.
Возможно, молодость никогда не примет такой фатализм. Но счастливая старость, как по мне, без него невозможна.
Все семьдесят пять
Hе вернулись домой,
Они потонули
В пучине морской.
Помянем их весёлыми историями и не будем горевать. Впереди есть новые дела. Пока мы живы, нас жгут неутолённые желания. Значит - в путь.