В 1995-м году прославленная к тому времени на весь мир британская группа Iron Maiden выпустила свой первый полностью провальный в творческом плане альбом «The X Factor». И именно с этого момента и пошла череда творений группы, которые ничего, кроме недоумения, вызывать не могут. И вершиной всего этого «недоуменного музотворчества м песнопения» стал последний на данный момент альбом IM «Senjutsu» Впрочем, я не против того, чтобы группа продолжала все эти свои упадочные эксперименты, потому что созерцание катастроф, как правило, приносит гораздо больше эмоций, чем наблюдение за успешными взлетами.
Мне доставляет огромное удовольствие наблюдать, как в дебри пучины все больше и больше проваливается ранее моя любимая группа Iron Maiden. Но это не потому, что я такой мозухист, просто куда ни глянь – все бывшие акулы рока и харда уже много времени подряд тонут, и, пытаясь выкарабкаться, начинают пускать бульбы в виде новых альбомов. И вот настоящим ценителям хорошей музыки просто податься некуда, и приходится метаться в надежде, что какие-то бывшие кумиры вдруг одумаются и выдадут что-то пристойное.
На видео: вот такие шикарные песни сочиняли и исполняли "Мэйдены" в далёких 80-х
Да, бывают такие светлые моменты - кто-то умудряется всплыть и выдать миру если не шедевр, то не бульбы. Кто скажет, что последние творения Judas Priest, Accept или Майкла Шенкера – это бульбы? А недавние альбомы Сюзи Куатро, Гленна Хьюза или Uriah Heep?
Никто не скажет, что это бульбы. Да, это не шедевры былых времен, но на фоне тех же Оззи или Nazareth я бы все же назвал это именно шедеврами.
А теперь возвращаемся к Iron Maiden. Как творческая единица эта группа закончилась в 1992 году после выхода альбома «Fear of the Dark» и ухода Дикинсона. Я, конечно, не хочу сказать, что Дикинсон какой-то там гений хэви-вокала, но Блейз Бейли оказался на сто порядков хуже. И даже когда «Сирена» вернулся, то он уже ничего не смог поделать, потому что у группы в целом закончились все творческие силы.
Короче, группа начала испускать дух еще задолго до этого, году так в 1986-м, когда добрые и славные традиции Пола Дианно были пофиксены (и это мягко говоря) альбомом «Somewhere in Time», и «Мэйдены» стали искать какое-то свое новое лицо. Но в итоге они его так и не нашли, а нашли от ворот поворот в Северной Америке, что вынудило группу искать новую аудиторию в Америке Южной. Как следствие – потеря «платиновых» статусов своих альбомов в США, а через время группа лишилась там же и «золота».
И вот, что мы видим сегодня?
В 2021 году вышел последний на данный момент альбом Iron Maiden «Senjutsu». Более унылого музыкального произведения я у группы не слыхал. При этом музыканты, несомненно, играть совсем не разучились, а, может даже, и еще больше научились, но весь творческий дух из них давно выветрился, как обычно выветривается жизнь из зомби. Какие-то непонятные музыкальные полотна, напоминающие картины графомана, пытающегося копировать фрагменты классических шедевров и собрав это всё в одну кучу, причем распределив их совершенно хаотично. В данном случае «Мэйдены» очень широко пытаются копировать сами себя в далеком прошлом, но выглядит это всё очень удручающе.
И особенно кошмарно выглядят попытки Брюса Дикинсона оживать весь этот апокалипсический пейзаж своими завываниями. Вот уж кто давно утонул – так это именно он. Дикинсон на всех последних альбомах похож на сирену, которая давно сточила все свои гланды и превратилась в обычную белугу, пускающую бульбы с недостижимой для нормальных дайверов глубины.
На аудио: тут весь двойной альбом Iron Maiden "Senjutsu", 2021 год, все 10 треков
И вот получается интересный пирог из трех основных составляющих.
Звукоизвлечение пяти музыкантов – просто шикарное. Гитарки хоть и не чешут так шустро, как чесали еще каких-то 30 лет назад, но особых нареканий на саунд не имеется. Всё как было – так и осталось, а математическая выверенность композиционных ходов - потрясающая.
Шестое колесо в телеге – бывшая сирена Дикинсон – демонстрирует полную апатию к любой музыке вообще, а не только к тяжелой. Ну, пилот, рожденный летать на «боингах», в какой-то момент ползать по нотам в студии начинает как-то плохо. Когда слышишь многозначительные потуги Сирены-Белуги озвучить музыку на альбоме, то появляется желание включить эквалайзер и спеть в этот диск самому, изгнав из него чудовищные вокальные завывания Дикинсона. Он давно уже не торт, причем не из-за преклонного возраста, а из-за того, что он уже сам не верит в то, что его вокал как-то может спасти музыку Iron Maiden по причине третьей составляющей.
А третья составляющая – это полная творческая несостоятельность композиторов группы. Ну не могут они уже ничего вменяемого сочинить, причем давно, и именно по этой причине я не рассматриваю все предыдущие альбомы, записанные с 1995 года, потому что в той или иной мере озвученную выше критику можно применить и к ним тоже. Однако «Senjutsu» в этом плане – фаворит.
Как итог – «Мэйдены» создали очередную амбициозную катастрофу, которую на коммерческом уровне пытаются раскрутить, чтобы отбить вложенные в запись деньги. Но группа сегодня основные доходы имеет не с дисков, а с концертов, на которых постоянно прокручиваются старые, вполне себе заслуженные хиты мирового уровня. Не знаю, сколько музыканты получают со своих последних дисков, но с каждого концерта чистыми они зарабатывают от 300 до 500 тысяч при аудитории 10000-15000 зрителей – все эти данные есть в свободном доступе.
Как там они делят этот доход внутри группы – тоже не знаю, но вот не думаю, что с новых альбомов «Мэйдены» зарабатывают хотя бы десятую часть от «концертных» денег на хороших гастролях.
Ну ладно, не собираюсь копаться в чужих карманах, просто хочу законстатировать факт, что последний альбом Iron Maiden «Senjutsu» – это просто какой-то позор. Кто-то из многочисленных музыкальных критиков считает, что группе давно бы уже пора прекратить издевательство над своими поклонниками, которые часто предпочитают приобретать не новые студийные альбомы, а концертные со старыми хитами, которые пользуются гораздо большим успехом.
Хотя с другой стороны, порассуждав здраво, можно прийти к выводу, что все же даже самый плохой альбом – это лучше, чем вообще ничего. Так что я за то, чтобы «Мэйдены» побольше времени проводили в студии, чем на концертах. Только в этом случае они будут доставлять мне все новые и новые волны удовольствия от наблюдения пузырей, которые они пускают в попытках повторить свои прошлые успехи.
И эти попытки мне напоминают старый добрый мультфильм, когда обезьяна швыряла из канавы в кого-то камни. Кинула камень, и спряталась, а камень тем временем ударялся в ствол пальмы и отлетал обратно. Но обезьяна-то этого не знала, и когда высовывалась из своей канавы посмотреть результат своего камнеметания, этот булыжник на обратной траектории попадал ей прямо в голову.
И вы думаете, обезьяна сделала из этого какие-то уроки? Нет, она продолжала швырять этот камень снова и снова, и снова и снова получала им по башке. Представляете, как я обхохотался? Этот мультфильм я до сих пор вспоминаю с восторгом, и вы думаете, что я не испытываю подобного восторга от каждого нового альбома моей когда-то любимой группы Iron Maiden?
Диск 1:
1). Senjutsu (8:20) «Сендзюцу».
2). Stratego (4:59) «Стратего».
3). The Writing on the Wall (6:13) «Письмена на стене».
4). Lost in a Lost World (9:31) «Затерянный в затерянном мире».
5). Days of Future Past (4:03) «Дни минувшего будущего».
6). The Time Machine (7:09) «Машина времени».
Диск 2:
7). Darkest Hour (7:20) «Темный час».
8). Death of the Celts (10:20) «Гибель кельтов».
9). The Parchment (12:39) «Пергамент».
10). Hell on Earth (11:19) «Ад на земле».
Я специально не стал комментировать песни с этого альбома, но не потому, что комментировать нечего. Каждая песня – уникальная и достойная подробного описаниям анализа, но если бы я начал их описывать в критическом стиле, то это было бы просто бесчеловечно по отношению к моим читателям, для которых музыка Iron Maiden до сих пор значит очень много.
Поэтому разойдемся миром – я не критикую новые песни с альбома Iron Maiden «Senjutsu», а вы ставите мне лайки за мою честность!
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО ОБ IRON MAIDEN НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Iron Maiden «Powerslave», 1984 г. ~ последний прорыв группы, а дальше пошли эксперименты и коммерция
Диск Iron Maiden, записанный в 1970-м году, можно услышать сегодня и сравнить с оригиналом