Почему повысили тарифы и когда мы это почувствуем?
"– Раньше было повышение на 4-6%, а сейчас до 15%. Почему такой рост? Только ли инфляцией обуславливаются такие цифры?
– Учитывая, что последняя индексация была в 2022 году, да, этим как раз и мотивируют такое повышение. Потому что повышение было давно, и якобы за все это время придется так поднять, чтобы было выше инфляции. Второй момент – это то, что у них, как всегда, не хватает денег на модернизацию коммунальных сетей. Вот такие две причины со стороны власти: инфляция и модернизация коммунальных сетей.
– Насколько это оправданно, по-вашему?
– По поводу инфляции, они, конечно, правы. Но ведь в 2022 году было два повышения – 1 июля и 1 декабря. И это как раз и было обосновано тем, что тоже была инфляция, и тогда она была выше. Сейчас они переворачивают, что инфляция снова высокая. Опять же, люди вопросы задают: «А насколько повысились наши зарплаты, пенсии, пособия? Раз у нас инфляция высокая, тогда давайте и зарплату повышать людям, чтоб у них была возможность оплачивать эти повышения тарифов». По второму вопросу – дело в том, что с каждым годом тарифы увеличиваются, однако качество коммунальных услуг не улучшается.
– Раньше было повышение на 4-6%, а сейчас до 15%. Почему такой рост? Только ли инфляцией обуславливаются такие цифры?
– Учитывая, что последняя индексация была в 2022 году, да, этим как раз и мотивируют такое повышение. Потому что повышение было давно, и якобы за все это время придется так поднять, чтобы было выше инфляции. Второй момент – это то, что у них, как всегда, не хватает денег на модернизацию коммунальных сетей. Вот такие две причины со стороны власти: инфляция и модернизация коммунальных сетей.
– Насколько это оправданно, по-вашему?
– По поводу инфляции, они, конечно, правы. Но ведь в 2022 году было два повышения – 1 июля и 1 декабря. И это как раз и было обосновано тем, что тоже была инфляция, и тогда она была выше. Сейчас они переворачивают, что инфляция снова высокая. Опять же, люди вопросы задают: «А насколько повысились наши зарплаты, пенсии, пособия? Раз у нас инфляция высокая, тогда давайте и зарплату повышать людям, чтоб у них была возможность оплачивать эти повышения тарифов». По второму вопросу – дело в том, что с каждым годом тарифы увеличиваются, однако качество коммунальных услуг не улучшается.
Если я не ошибаюсь, то в районе, по-моему, рост на 10% в среднем, и от этого уже регионы скачут, кто-то меньше 10%, кто-то, как в Башкортостане, увеличили на более, чем 10%. Далее в регионах уже ресурсоснабжающие организации подают в госкомитеты по тарифам свои обоснования повышения тарифов.
Допустим, когда Федеральная антимонопольная служба в последний раз опубликовала результаты проверки, выяснилось, что ресурсоснабжающие организации внесли в обоснование тарифов расходы, которые не должны быть заложены в этот тариф. А Госкомитет по тарифам, вместо того чтобы отсекать эти расходы и перепроверять отчеты ресурсоснабжающих организаций, допустим, за прошлые годы, почему-то пропускает эти суммы. И вот, в тарифном деле на каждый тариф есть выявленные ФАСом необоснованные затраты, которые были внесены в тариф. По этому поводу больше, к сожалению, пока информации нет. Я направлял запрос в прокуратуру, жду ответа. Мы об этом тоже говорили, что необходимо пересмотреть все тарифы, потому что мы сами выявляли, что в тарифы заложены затраты, которые совсем не должны оплачивать потребители из своего кармана.
Госкомитет по тарифам получает от ресурсоснабжающей организации обоснование повышения тарифов и рассматривает его. В конце прошлого года, в ноябре–декабре, как раз рассматривали все тарифные дела и выносили свои решения.
– А когда новые цифры будут в платежках?
– В конце июля – начале августа люди получат платежки и увидят, что все коммунальные услуги подрожали. Понятно, что сейчас мы пока не платим за отопление, которое составляет половину стоимости всех коммунальных услуг. Бедные слои населения почувствуют, что вода подорожала, электричество подорожало, газ.
А вот с начала отопительного сезона уже почувствуют все, потому что суммы за отопление и так были немаленькие, а с этого отопительного сезона все, в том числе и средние слои населения, увидят, что произошло серьезное повышение.
– В случае, если гражданин не согласен с начисленным тарифом, и считает, что были нарушения, куда ему обращаться?
– Это тяжело. Сразу говорю, мы эти годы пытаемся с тарифами разобраться, и это довольно-таки тяжело, большой объём информации, большое количество позиций. Если у вас нет экономического образования, то во все эти цифры залезть тяжело.
Конечно же, нужно обращаться в надзорные органы, которые должны проверять все эти тарифы. На данный момент это Федеральная антимонопольная служба и Прокуратура Республики Башкортостан. Я думаю, что именно в эти органы необходимо обращаться, если гражданин хоть немного разбирается и может проверить тарифы и обоснования этих тарифов, которые имеются на сайте Госкомитета, либо запрашивать отдельно. И помочь или намекнуть ФАС или прокуратуре на те моменты, которые, по мнению потребителя, нарушены.
– Насколько это будет оправданно? Поможет ли это?
– Все зависит, конечно, от нас. Наши люди, к сожалению, даже не умеют или не хотят писать обращения. Хотя, в общем-то, я в своей общественно-правовой деятельности, в связи с обстановкой в стране, больше перехожу в переписки с надзорными органами, в то время как раньше больше упор был на протестную деятельность, на информационный шум и так далее. Ну, сейчас с этим необходимо быть осторожным. Хотя это не помешало нам выйти на одиночный пикет перед 1 июля против повышения тарифов, но у нас остается только писать жалобы, поэтому бояться писать не нужно. Кроме надзорных органов, у нас есть еще депутаты различных уровней. Обращайтесь к депутатам начиная от Горсовета, Госсобрания и в Государственную Думу. Ходите на приемы, в тот же Госкомитет по тарифам, в антимонопольную службу, либо в прокуратуру. Есть еще пока возможность влиять на эту ситуацию.
В миллионном городе не должно быть несколько активистов, которые пытаются обратить внимание на нарушения в системе ЖКХ, на высокие тарифы за коммунальные услуги. В миллионном городе потребители не защищены от того произвола, который творится в системе жилищно-коммунального хозяйства. Нам всем необходимо помогать друг другу, и, конечно же, поднимать эти вопросы и добиваться справедливого их разрешения. А не так, чтобы сваливать это все на небольшую группу активистов, которые не в состоянии противодействовать крупным монополистам, владеющим ресурсами у нас в республике. Тяжело одному человеку противостоять этим монополистам, необходимо нам всем взаимодействовать и не боятся защищать свои права потребителей. Здесь нет никакой опасной политической составляющей, поэтому не нужно бояться и вносить свой вклад в защиту как своих прав, так и прав других потребителей.
– Да, тяжело. Но как это нужно делать?
– Кто-то жалобы пишет, кто-то ходит на приемы, кто-то пишет посты хорошие в соцсетях, а кто-то, может, хорошо разбирается в экономике, в тарифах, в технической части. Каждый может какой-то определенный свой вклад внести. Ничего такого нет, что вот я не могу на одиночный пикет выйти, да и не надо, в общем. Вы можете как-то по-другому воздействовать. Главное не молчать. Лежа на диване, ничего не получится. Они этим и пользуются, что целый город Уфа молчит, а значит, всех все просто устраивает. Мне на приемах так и говорят: «Альберт, а чего ты ходишь, бегаешь? Все же молчат, значит, всех все устраивает. Ты просто шумишь, волну поднимаешь, а всех все устраивает, поэтому все у нас хорошо и прекрасно»."