18 июля Верховная Рада проголосовала за законопроект №11340 об ответственности за коррупцию, который позволит откупиться от наказания, уплатив любую сумму ущерба.
"Несмотря на риски, которые указали НАБУ, САП, Антикоррупционный комитет... Коалиция протянула через зал первое чтение", — написал народный депутат от фракции "Голос" Ярослав Железняк в своём телеграм-канале, добавив, что его фракция голосовала против этого законопроекта.
Согласно документу изменения планируют внести в условия соглашения со следствием, однако оттуда уберут нормы о необходимости разоблачения сообщников и позволят применять соответствующие положения к организаторам крупных коррупционных схем.
Вывод Антикоррупционного комитета Рады указывает, что "в проекте закона выявлено отдельное положение, содержащее коррупциогенный фактор".
"Таким образом, создаются условия, при которых подозреваемые или обвиняемые в коррупционных уголовных правонарушениях, в том числе организаторы таких преступлений, могут откупиться от строгого наказания, не разоблачая никаких соучастников и не предоставляя информацию о других известных им преступлениях", — указали в антикоррупционном комитете.
"Простыми словами, если законопроект №11340 будет принят в нынешнем виде, каждый участник топ-коррупционного преступления, включая организатора, сможет просто откупиться, предложив любую сумму в обмен на соглашение со следствием. Не обязательно будет даже полное возмещение причинённого ущерба или ущерба", — прокомментировала законопроект глава Антикоррупционного комитета Анастасия Радина.
Руководитель Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин утверждает, что документ рассматривали кулуарно, почти без обсуждения и приглашения антикоррупционных органов. По его словам, предложенная схема откупа будет касаться даже коррупции олигархов, таких как подозреваемые Бахматюк, Коломойский и Кауфман, а также народных депутатов, которые в последнее время часто становятся фигурантами коррупционных дел.
"Похоже, такая спешка с законопроектом сейчас связана именно с желанием спасать народных депутатов, дел по коррупции которых в последнее время всё увеличивается. Последний пример — подозрение от НАБУ/САП „слуге‟ Задорожному на этой неделе", — написал Шабунин в своём блоге на сайте "Украинская правда".
Другой причиной он назвал большой интерес к принятию законопроекта со стороны Офиса президента. Что также позволит ОП решить проблему депутатов-коррупционеров на свой манер.
"Во-первых, последние, находясь под следствием НАБУ и САП, представляют опасность, так как могут разоблачить коррупционные действия как представителей Офиса президента, так и других лиц во власти. Во-вторых, уже давно не секрет, что со временем Офису всё труднее собирать голоса на нужные законы. А в условиях, когда депутаты из провластной фракции систематически попадаются на коррупции, и власть не может их отмазать, вообще может назреть бунт", — отмечает Шабунин.
Отметим, законопроект №11340 зарегистрировали по требованию Европейского Союза из-за необходимости усовершенствования соглашений со следствием, которые согласно обязательствам правительства, должны быть приняты к ІІІ кварталу 2024 года. Однако рекомендацию предоставили не для смягчения условий, а из-за выявления практических проблем при имплементации этого механизма.
Одной из проблем является то, что рядовые исполнители или пособники в рамках коррупционных схем отказывались сотрудничать со следствием на условиях, которые сейчас предусмотрены для соглашений о признании виновности — минимальное наказание по статье УКУ и запрет освобождать от наказания с испытанием, если предусмотренное статьёй наказание составляет более пяти лет тюрьмы.
Поэтому обвиняемые в особо тяжких преступлениях, которые являются исполнителями или пособниками коррупционных схем, не хотят сотрудничать со следствием, так как такое сотрудничество часто опасно, а сторона обвинения не может предложить взамен важных свидетельств другое наказание, чем заключение на пять лет.
Поэтому возникла необходимость изменить возможность наказания в рамках соглашения со следствием при условии активного сотрудничества посредством разоблачения организаторов или других соучастников, полного возмещения убытков. Например, 3 года заключения вместо пяти или вообще штраф, однако значительно большего размера, чем стандартные размеры штрафа в Уголовном Кодексе.