Прочитала об одном психологическом эксперименте, который лично у меня вызвал бурю эмоций. Но не о них речь, а о самом эксперименте. Он был проведен школьной учительницей, Джейн Эллиот, в 1970 году. Испытуемыми стали ученики третьего класса.
Мой старший, Дима, как раз сейчас перешёл в третий класс. Возраст детей получается около 9-10 лет.
Так вот, учительница разделила класс на две условные группы:
- голубоглазых;
- кареглазых.
Голубоглазых Джейн наделила рядом привилегий. Им было разрешено позже возвращаться с перемены, по желанию получать дополнительную порцию в столовой, сама всячески их хвалила и поощряла.
Кареглазым же никаких поблажек не делалось. Более того, им было нельзя играть с голубоглазыми ребятами, пить из одного фонтанчика с голубоглазыми, сидеть за ближними к учителю партами. Также кареглазым надели чёрные воротнички, чтобы "аутсайдеров" сразу было видно.
Очень быстро группа голубоглазых стала всячески задирать кареглазых. А кареглазые в свою очередь, стали более рассеянными, стали хуже выполнять самые простые задания.
Звучит ужасно непедагогично и даже жестоко. Правда?
На следующий день справедливость восторжествовала (да-да, это все происходило в течение дня). Джейн поменяла группы местами. Теперь "любимчиками" стали кареглазые. Результаты были те же.
В общем, по описанию всё.
Догадались с какой целью Джейн Эллиот устроила этот эксперимент? Напишите свои предположения в комментариях. Я вот не угадала, когда читала.
Ответ напишу в отдельном посте: