Найти тему
Багаж с перевесом

Почему меня бесят дворцы и новоделы? Путевые заметки

Оглавление

Что-то я всё о счастье-радости, да об умилении-восхищении, пришло время и о гневе-раздражении вспомнить, благо, повод всегда найдётся. Про мелкие недовольства упоминать не буду, они быстро забываются, расскажу про вопиющие случаи. Только сразу хочу подчеркнуть, то, что для меня стало негативным триггером, для другого может быть источником удовольствия. Ибо, как известно, на вкус и цвет все фломастеры разные.

Прикосновение  к настоящему прошлому. Колокольня Ростовского кремля. Фото автора статьи
Прикосновение к настоящему прошлому. Колокольня Ростовского кремля. Фото автора статьи

Культурная столица

В программу одной из поездок в Петербург в составе туристической группы входило посещение Юсуповского дворца. Был самый разгар туристического сезона, группы шли нескончаемым потоком, перемещаясь из зала в зал в темпе польки, речь нашего экскурсовода сливалась в трёхголосие с двумя другими рассказчиками, причём первый говорил на английском, а второй на китайском. Но это как раз те мелочи, про которые можно и не вспоминать. Раздражение вызывало то, как она говорила: с восторженным придыханием, будто водила нас по своему дому, страшно гордясь богатством и при этом снисходительно позволяя плебсу лицезреть роскошь. Чем красочнее, эмоциональнее она описывала несметную собственность семьи Юсуповых, тем сильнее у меня портилось настроение.

Раздражение вылилось в гнев в самом конце экскурсии, когда нам была показана фотография Елизаветы II и её супруга, сделанная во время посещения ими Юсуповского дворца в 1994 году. Указывая на неё, сотрудница музея пафосно заметила, что по словам высоких гостей, они ничего подобного роскоши этого дворца не видели не только у английской знати, но и у членов королевской семьи. Экскурсовод преисполнилась гордостью, что и стало триггером моего гнева, который я выпустила, пробубнив себе под нос: «Вот поэтому революция, а затем гражданская война, была не у них, а в России». Как можно гордиться сверхроскошью дворцов, зная, что она вызывала у народа лютую ненависть, что непомерная алчность элиты стала причиной краха государства и последовавшего за ним кровопролития?! Не даёт дворец Юсупова повода для гордости, а вот на мысли о последствиях жутчайшего социального неравенства наводит.

Со времени той экскурсии прошло уже несколько лет, но воспоминания о ней продолжают вызывать острое раздражение, так как вызвавшая его проблема никуда за эти годы не делась, а даже усилилась. Во-первых, как в начале XX века элита не понимала тяжелых последствий своего стяжательства, так и сейчас не понимает, как народ политического голоса не имел, так и не имеет. Более того, традиционные (консервативные) ценности прямо закрепляют социальную иерархию. В указе Президента РФ от 2022 года прямо указано: приоритет духовного над материальным, читай «кесарю кесарево, а слесарю слесарево». Во-вторых, интеллигенция, в моей истории это сотрудник музея, закрепляет в общественном сознании вопиющее социальное неравенство как норму. При движении в этом направлении недалеко и до России, кровью умытой.

Культурный шок

Несколько лет назад я плавала на теплоходе «Алексей Толстой» по маршруту Самара-Казань- Чебоксары-Нижний Новгород-Козьмодемьянск-Тетюши-Самара с автобусной экскурсией в Йошкар-Олу. В ней то я и испытала культурный шок, до сих пор под впечатлением. Как же надо любить себя и ненавидеть землю, которой тебя управлять поставили! Это камень в огород бывшего губернатора, а ныне сидельца (в 2021 году получил 13 лет за взятку), построившего или, лучше сказать, настроившего всякой твари по паре в центре города. Там тебе и Брюгге, и дворец Дожей, и Кремль, который назвали Царёвококшайским, но выглядит он как миникопия московского. Что не так, спросите вы, красиво ведь?

Претензии мои следующие. Я воспринимаю эти архитектурные изыски как унижение марийского народа и Республики Марий Эл. Будто бы марийцы не имеют своей собственной истории, своих традиций, обычаев, легенд. «Вы нет никто и звать вас никак, то ли дело москвичи, итальянцы и бельгийцы» - слышалось мне, когда я осматривала эти новоделы.

Было мне обидно не только за йошкаролинцев, но и за себя саму. Я чувствовала себя обманутой, ведь вместо национальной истории и культуры, с которыми я бы хотела познакомиться, мне втюхали чужеродные подделки. Так непомерные амбиции одного чиновника, возомнившего себя Иваном Третьим или венецианским дожем, перечеркнули самобытность целого народа.

А вот замок Гарибальди, построенный владельцем «Фабрики качества» на берегу Волги под Тольятти, такого отторжения и неприятия у меня не вызывает, хотя тоже новодел. Во-первых, это не копия, а самостоятельный архитектурный проект. Во-вторых, стоит скромно на окраине села и никого ни к чему не обязывает. В-третьих, построен на собственные средства, а не за счёт бюджета целой (бедной) республики.

Заброшенная усадьба Орловых-Давыдовых в селе Усолье Самарской области. Фото автора статьи
Заброшенная усадьба Орловых-Давыдовых в селе Усолье Самарской области. Фото автора статьи

К сожалению, есть и другие культурные триггеры, вызывающие у меня раздражение и гнев. Например, разрушение дворянских усадеб, передача культурных ценностей РПЦ, в частности иконы Андрея Рублёва «Троица», снос старинных городских зданий и возведение на их месте монстров из стекла и бетона, отсутствие денег на реставрацию памятников культуры (спрятали под тряпкой, это называется консервацией, и успокоились) …

Чтобы избежать негатива, я стала больше путешествовать по природным объектам: горы, озёра, степи, леса. Например, на днях побывала в геопарке «Ундория», что в Ульяновской области. Тишина, покой, умиротворение, природная красота – то, что доктор прописал. Рекомендую.

Благодарю за прочтение. Делитесь своим мнением в комментариях. Подписывайтесь. Хозяйка багажа Татьяна.